Адвокатура в системе правового государства и судебная власть.
Деятельность адвокатов осуществляется в тесном контакте с судебной деятельностью. Суд, правосудие образуют среду, в которой существует и работает адвокатура.
Независимость судебной власти - это та черта, которая позволяет провести известные параллели с адвокатурой. В то же время судебная власть при всей независимости остается государственной властью, тогда как адвокатура совершенно независима и самостоятельна по отношению к каким бы то ни было властям.
Наибольшее значение имеет принцип независимости суда, закрепленный в ст. 120 Конституции РФ. Этот принцип обеспечивается также другими положениями Конституции РФ, в - которых говорится о независимости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства.
Для адвокатской деятельности чрезвычайно важно, что в главе 2 Конституции РФ устанавливается исключительное право суда ограничивать права и свободы человека и гражданина.
Только независимый суд может защищать человека от произвола государственной власти и силовых структур. Но судебная власть есть проявление государственной власти и составляет одну из ее ветвей. Понятие "судебная власть" является производным от понятия "государственная власть".
В современном мире адвокатура выполняет свое высокое социальное предназначение в качестве института общественного служения, находясь в тесных, достаточно сложных отношениях с государственной властью в целом и одной из ветвей - судебной властью. Исполнение судебной властью своих функций в демократическом правовом государстве невозможною без адвокатуры.
Под государственной властью принято понимать возможность и способность государства в лице его органов оказывать воздействие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения либо принуждения.
Субъектом осуществления судебной власти является только суд. Суд обладает характерными только для него возможностями и способами воздействия на поведение людей.
Судебная власть - есть реализуемая, составляющая власти, занимающая особое положение в государственном аппарате в виде органов (судов), которым присущи возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы.
Можно выделить семь признаков понятия ''судебная власть":
1. Судебная власть осуществляется судами - специальными государственными органами. Суды занимают особое положение в механизме государства. Это обусловлено стоящими перед судами задачами, их обязанностями, характером деятельности. В ходе этой деятельности существенным образом затрагиваются права и свободы граждан, а также права и законные интересы различных организаций.
2. Судебная власть принадлежит судам, составляющим единую судебную систему. Организация судебной системы основана на соответствующих положениях Конституции РФ. Судебную власть вправе осуществлять только суды, которые входят в судебную систему России. Не допускается создание чрезвычайных судов (ст. 118 Конституции РФ).
3. Социальное назначение судов состоит в обеспечении надлежащего правового режима во всех сферах общественной жизни. Судам принадлежит важное место среди органов государства, способствующих укреплению законности и правопорядка.
4. Суды выполняют следующие важные и сложные задачи:
защита основ конституционного строя;
обеспечение законности, верховенства Конституции РФ и других законов;
охрана от посягательств на права, свободы и законные интересы граждан, права и законные интересы государственных органов, предприятий, организаций и объединений экономической системы хозяйства, государственной, общественной и частной, собственности;
воспитательные и предупредительные воздействия на граждан.
Судебная власть осуществляется различными правовыми способами в следующих формах:
конституционное судопроизводство;
осуществление правосудия судами общей юрисдикции, т. е. рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях в форме гражданского, уголовного и административного судопроизводства;
арбитражное разрешение споров.
Судебная защита осуществляется на основе и строго в соответствии с процессуальными нормами.
Суд является правоприменительным органом. Суд есть самостоятельный и независимый судебный орган.
Одно из полномочий судебной власти - конституционный контроль, и в этом - проявление высокой социальной ценности судебной власти. Логическим завершением этого является ч. 2 ст. 46 Конституции РФ. где предусматриваете», что "решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, "органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд". В развитие и в дополнение этого положения ч. 2 ст. 120 Конституции РФ разъясняет: "Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом". И, наконец, наиболее полно указанное положение закреплено в ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации": суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, принимает решения в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
Правовое регулирование судебной власти относится к сфере публичного права, т. е. права, выражающего государственные, межгосударственные и общественные отношения.
Правосудие есть одно из центральных направлений правоохранительной государственной деятельности, важнейшее полномочие судебной власти.
Роль и значение правосудия обусловлены прежде всего тем, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по ключевым вопросам реализации прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций. Правосудию принадлежит решающее слово при признании лица виновным в совершении преступления и назначении ему наказания либо иной определенной законом меры воздействия а, также при определении юридических последствий по спорам в области реализации трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных и неимущественных прав граждан.
Вместе с тем правосудие есть способ разрешения имущественных и некоторых других, споров, возникающих в сфере экономической деятельности между государственными и негосударственными организациями, а также лицами, занимающимися предпринимательством.
Судебные решения, принимаемые в процессе отправления правосудия наделяются особыми свойствами - это акты правосудия.
Важнейшее из этих свойств - общеобязательность, которая предполагает, что вступившие в законную силу приговор, определение или постановление, вынесенные судом при рассмотрении уголовного дела, являются обязательными для всех, без исключения, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Закон несколько иначе определяет правовое значение решений, по гражданским делам. Они, по общему правилу, после вступления в законную силу автоматически не исполняются. Для их осуществления необходимо волеизъявление заинтересованного лица или наступление какого-то другого условия.
Однако, если воле изъявление имеет место, то требование об исполнении судебного решения по гражданскому делу является обязательным для всех на территории Российской Федерации.
Неисполнение либо воспрепятствование исполнению судебного решения может повлечь за собой применение санкций.
Сущность правосудия определяется следующими факторами:
- это ведущее направление правоохранительной деятельности, завершающееся принятием общеобязательных решений;
- этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, предусмотренными законом.
Правосудие - это разбирательство гражданских и уголовных дел.
Категория «гражданские дела» охватывает широкий и многообразный круг споров или правонарушений, касающихся имущественных и некоторых неимущественных прав и законных интересов частных лиц (т. е. российских граждан, иностранцев, лиц без гражданства), предприятий, учреждений и организаций.
Категория "уголовные дела" касается круга правонарушении, которые считаются преступлениями, т. е: виновно совершенными опасными деяниями, запрещенными под угрозой наказания.
Суды осуществляют также деятельность, связанную с рассмотрением и разрешением дел об административных правонарушениях.
Важный отличительный момент правосудия - осуществление его с соблюдением особого порядка, установленного законом. В частности рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях при соблюдении требований ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ. Процессуальные предписания направлены на установление истины и принятие законного обоснованного и справедливого решения.
Наиважнейший отличительный признак правосудия состоит в том, что оно осуществляется только судом.
Правосудие есть осуществляемая судом правоохранительная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.
Демократические основы (принципы) правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности.
Эти принципы являются основополагающими для решения всех вопросов организации и осуществления правосудия, определения его роли и места в государственном механизме и политической системе общества.
Принципы правосудия являются основой для всех правовых предписаний, регулирующих организацию и деятельность судов.
Принципы правосудия составляют следующие положения:
законность;
обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия;
осуществление правосудия только судом;
обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда;
самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и арбитражных защитников;
осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
обеспечение права граждан на судебную защиту;
состязательность и равноправие сторон.
Принципы правосудия как основные начала осуществления определенного вида полномочий судебной власти в полном объеме как таковые в законодательстве не перечислены. Эти принципы лежат в основе организации и деятельности судов. Они определяют: организационное устройство судебных органов, включая порядок формирования судейского корпуса, правовой статус судей, структуру и полномочия судов; организацию процесса осуществления правосудия. В содержательном отношении принципы правосудия - это принципы гражданского, включая арбитражный, и уголовного процессов. Эти принципы реализуются в отдельных нормах судоустройства и процессуального законодательства.
Система принципов правосудия включает в себя следующие основные начала:
- осуществление правосудия только судом;
осуществление правосудия в точном соответствии с законом,
положения о порядке назначения судей;
право граждан на судебную защиту;
равенство граждан перед судом и законом;
независимость судей и подчинение их только закону;
коллегиальность рассмотрения дел и единоличное осуществление правосудия, участие в осуществлении правосудия представителей народа;
открытое разбирательство дел во всех судах;
национальный язык судопроизводства;
равенство сторон и состязательность процесса;
обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;
презумпция невиновности;
судебный надзор;
всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела.
Конституция РФ утверждает характеристику современной России как правового государства. По общепринятому мнению, понятие «правовое государство» включает:
господство права во всех сферах общественной жизни и верховенство закона, выражающего правовые принципы общества;
верховенство не просто закона, а правового закона;
связанность законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан;
незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность;
взаимная ответственность государства и личности;
наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-юридических актов;
-разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную.
Понятие правового государства многомерно. Наиболее часто принято отмечать следующие основные признаки:
высший приоритет прав и свобод человека и гражданина;
независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод;
верховенство конституции;
приоритет международного права.
Правовое государство означает его самоограничение правом. Господство права есть высший принцип правового государства. Этот принцип предполагает, прежде всего, верховенство закона, т. е. урегулированность основных общественных отношений во всех сферах жизни именно законом, а не подзаконными актами. Основой российской правовой системы является Конституция, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.
Характерными чертами правового государства помимо верховенства закона являются:
наличие целостной системы законодательства;
закрепление равенства всех граждан перед законом;
внедрение в жизнь принципов социальной справедливости;
служение государственных органов всему обществу;
- обязательность опубликования всех законов.
Важнейшим элементом для построёния правового государства являются общепризнанные принципы и нормы международного права. Так в Документе Копенгагенского совещания второй конференции СБСЕ по человеческому измерению, принятый 35 странами в июне 1990 г. зафиксированы следующие элементы правового государства:
- осуществление деятельности правительства и администрации, а также судебных органов в соответствии с системой, установленной законом. Уважение такой системы должнобыть обеспечено;
нахождение под контролем гражданских властей и подотчетность им вооруженных сил и полиции;
гарантированность законом прав человека и основных свобод в соответствии с обязательствами по мёжду народному праву;
публикация законов, принятых по завершении соответствующей гласной процедуры, и административных положений, обеспечивающая условия их применения. Эти тексты должны быть доступны для всех;
равенство всех людей перед законом, исключение какой бы то ни было дискриминации, право на равную защиту со стороны закона. В связи с этим запрещение законом любой дискриминации и гарантированность всем лицам равной и эффективной защиты от дискриминации по какому бы то ни было признаку;
обеспечение каждого человека эффективными средствами правовой защиты против административных решений с тем, чтобы гарантировалось уважение основных прав и осуществление ненанесения ущерба правовой, системе;
полная обоснованность административных решений направленных против какого-либо лица, и обязательное содержание в них указаний на имеющиеся обычные средства правовой защиты;
обеспечение независимости судей и беспристрастное функционирование государственной судебной службы;
признание независимости адвокатов, их защищенность, в частности при приеме их на работу и в их адвокатской практике;
четкое содержание в нормах, касавшихся уголовного процесса, определений компетенции в отношении разбирательства и мер, которые предшествуют такому разбирательству и сопровождают его;
обеспечение каждого арестованного или задержанного по уголовному обвинению лица правом, защиты с тем, чтобы можно было вынести решение относительно законности его ареста или задержания, доставления его в срочном порядке судье или другому должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять такую функцию;
- предоставление каждому человеку права при рассмотрении любого предъявленного ему уголовного обвинения или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое открытое разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона;
- создание необходимых условий любому лицу, преследуемому в судебном порядке, и прeдоставление ему права защиты себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, если это лицо не располагает достаточными средствами для оплаты услуг защитника, на безвозмездное получение таких услуг, когда этого требуют интересы право-судия;
- исключение обвинения или осуждения за какое-либо уголовное преступление, если только оно не предусмотрено законом, который ясно и четко определяет элементы этого преступления;
- обеспечение действия прeзyмпции невиновности, пока виновность не будет доказана согласно закону;
обеспечение верховенства закона на национальном уровне, что является важным вкладом международно-правовых инструментов в области прав человека. Многое из перечисленного, имеет прямое отношение к организации и деятельности адвокатуры.