Понятие, сфера действия и источники гуманитарного права
Гуманитарное право - понятие, более характерное для международного права. По этой причине правильнее будет говорить - «международное гуманитарное право». Вместе с тем, оно учитывается и в конституционном праве многих государств.
В международном праве понятием «международное гуманитарное право» охватываются пакты, конвенции, много- и двусторонние документы государств, касающиеся статуса и защиты прав и свобод человека и гражданина, включая и международно-правовую ответственность в данной области.
Наиболее характерные подразделения внутри международного гуманитарного права: международные документы по правам человека и гражданина (о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах, о правах человека, о статусе беженцев, пресечении геноцида, апартеида, пыток и т.д.); международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов (обращение с военнопленными, защита гражданского населения и раненых, применение тех или иных видов оружия, судьба культурных ценностей и др.); ответственность за преступления против мира и человечности.
Особый статус права на жизнь заключается в том, что это одно из основных прав граждан, закрепленное в ст.20 Конституции РФ. Она гласит: каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь - впредь до ее отмены - может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
На первый план в Конституции 1993г. выдвинуты личные права и свободы. Это в значительной мере было сделано еще в обновленной редакции Конституции 1978 года, что отражало прогресс в развитии российской демократической мысли. Теперь приоритет личных прав и свобод вновь подтвержден, он продиктован их главным назначением: обеспечивать автономию личности, приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров ее развития, самоопределение личности. Личные права и свободы призваны защищать человека от давления и подавления извне, особенно со стороны государства. Они предохраняют личность от примитивно понятого коллективизма, насильственной социализации, означавших, в сущности, не только нивелирование интересов личности, но и их игнорирование под лозунгами классовых, общественных интересов.
Конституция РФ 1993 г. значительно расширил круг личных прав человека, они закреплены в ст. 20-30 Основного закона.
Перечень личных прав и свобод в Конституции 1993 года открывается правом на жизнь (ст. 20). Это - самое главное право человека, гарантия его достойной жизни. К закреплению этого права Россия подошла только в самое последнее время, успев включить его в обновленную редакцию прежней Конституции. В советских конституциях право на жизнь не фиксировалось, хотя оно было провозглашено еще во Всеобщей декларации прав человека, а затем в Международном пакте о гражданских и политических правах. Сегодня право на жизнь является не менее актуальным, чем прежде, и выступает не только как ограничитель смертной казни. Государство - обязано предпринять всевозможные меры для того, чтобы люди не гибли в межнациональных конфликтах и гражданских войнах, от преступности, природных и производственных катастроф. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований.
Жизнь человека - не просто физическое существование. Конституция предусматривает (ст. 21), что государство обязано создавать для жизни человека благоприятные условия и охранять достоинство личности. Внесение в Конституцию такого морально-этического фактора имеет тот практической смысл, что подчеркивает идею личности как высшей ценности в обществе.
Особое значение имеет вопрос о смертной казни. При разработке Конституции ряд общественных и религиозных организаций настаивали на конституционном запрещении смертной казни, как это сделано в ряде стран. Религиозный подход основывается на недопустимости вмешательства людей в исключительное право Бога как давать жизнь, так и отбирать ее у человека. В полной мере эти общедемократические соображения не были восприняты, но перспектива отмены смертной казни в Конституции все же обозначена («впредь до ее отмены»).
Следует отметить, что в связи со вступлением России в Совет Европы перед ней встал вопрос об отмене смертной казни, поскольку это прямо предусмотрено Протоколом № 6 от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Однако в условиях роста преступности все органы государственной власти пришли к выводу о невозможности немедленной отмены этой меры наказания и осуществлении поэтапного сокращения ее применения. В Уголовном кодексе РФ, вступившем в силу с 1 января 1997 г., составы преступления, предусматривающие смертную казнь, сокращены с 28 до 5 (умышленное убийство, террористический акт и др.). Смертная казнь по ряду составов преступления заменена пожизненным заключением. На исполнение приговоров о смертной казни был установлен мораторий.