Правовой статус Фонда социального страхования
В соответствии со ст.11 ФЗ от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об основных обязательного социального страхования». Фонд социального страхования как внебюджетный фонд и страховщик одновременно имеет право:
1.При наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая;
2.Проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения;
3.Не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование. Произведенные с нарушением законодательства РФ;
4.Взыскать со страхователей в порядке, установленном законодательством РФ недоимки по страховым взносам. А также налагать штрафы. Начислять пеню и осуществлять другие начисления в соответствие законодательством РФ;
5.Обращаться в установленном Федеральным законом порядке в арбитражной судебное заявление о признании страхователя несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов;
6.Предоставить страхователем отсрочку уплаты страховых взносов в установленных федеральными законами случаях;
7.Осуществлять социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, на условиях, определенных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
8.Обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в т.ч. предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
Вместе с тем на Фонде социального страхования (в т.ч. на его территориальных органах) лежат следующие обязанности:
- подготавливать с учетом мнения работодателей профсоюзов обоснование тарифов страховых взносов;
- обеспечить сбор страховых взносов, а также своевременную выплату страхового обеспечения в соответствии с федеральными законами;
- регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации в своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;
- обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными Федеральными законами о контрольных видах обязательного социального страхования;
- контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованными лицами;
- осуществлять учет уплачиваемых страховых взносов и зачисляемых средств от уплаты налога;
- осуществлять регистрацию страхования;
- осуществлять ведение единого учета застрахованных лиц и страхователей, поступления и расходования средств обязательного социального страхования на основе единых идентифицированных знаков;
- бесплатно предоставлять страхователям не застрахованным лицам либо их представителям, а также государственным общественным организациям информацию о совей деятельности, за исключением конфиденциальной информации;
- бесплатно информировать и консультировать страхователей о нормативно-правовых актах по вопросам обязательного социального страхования.
Постановлении Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 было утверждено Положение о Фонде социального страхования РФ (ФСС), согласно которому Фонд управляет средствами государственного социального страхования России. ФСС осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также положением о Фонде.
ФСС - является специализированным финансово - кредитным предприятием при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными ФСС санаторно-курортными учреждениями, являются Федеральной собственностью.
В ФСС РФ входят следующие исполнительные органы:
- региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;
- центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
- филиалы отделений, создаваемые региональными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателями Фонда.
Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда социального страхования создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда социального страхования. При фонде образуется - правление, а при отраслевых отделениях - координационные советы, ФСС, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках. Место нахождения фонда является Москва.
Средства Фонда являются целевыми по характеру использования. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. Средства ФСС могут расходоваться только по следующим направлением в области социального страхования и обеспечения граждан:
1.выплата пособий по временной нетрудоспособности; беременности и родам; женщинам, вставшие на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; при усыновлении ребенка; по уходу за ребенком до достижения или возраста 1,5 лет, а также социальные пособия на погребение или возмещение стоимости гарантируемого перечня ритуальных услуг;
2.оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом или инвалидам детства; оплату путевок для работников и их детей в санитарно-курортные учреждения, расположенные на территории России;
3.частное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев. Имеющих лицензии на право занятий этими видами деятельности;
4.частичная оплата путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ для работающих граждан;
5.частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса;
6.оплата проезда к месту лечения и обратно;
7.создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;
8.обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
9.финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда в случаях, установленных законом;
10.проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрения внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятия
по социальному страхованию;
11.участие в финансировании программы международного сотрудничества по вопросам социального страхования. Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию и т.п. на предприятиях, в организациях, учреждениях и многих субъектах образуются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов.
Правление Фондом осуществляется по следующей схеме. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством РФ. Председатель имеет 5-ть заместителей, в том числе одного первого.
Правление Фонда является коллегиальным органом. Заседание правления проводится по мере необходимости. Состав правления Фонда численностью 30 человек, формируется из лиц входящих в него по должности.
Председатель Фонда является председателем правления Фонда. Решения правления Фонда оформляются постановлением или приказом председателя фонда.
Правление Фонда рассматривает вопросы, входящие в его компетенцию, в том числе:
- о задачах фонда и совершенствование государственного социального страхования;
-о формировании и использование резервных средств;
- проекты размера тарифа страховых взносов;
- проект бюджета Фонда и его исполнение;
- об участии в реализации проектов государственных программ по социальному страхованию;
- отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;
- о контрольно-ревизионной деятельности Фонда;
- проекты законодательных и других нормативных актов, правил, инструкций и положений по вопросам государственного социального страхования.
Региональные отделения Фонда образуется в субъектах РФ, а центральные отраслевые отделения Фонда - в отдельных отраслях социального страхования. Руководство осуществляют управляющие соответствующими отделениями, которые несут персональную ответственность за их работу.
Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой РФ, а за правильным и рациональным расходованием этих ресурсов на предприятиях - Фондом с участием профсоюзов. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой Фонда, которая осуществляет свою деятельность на основании положения, одобренного правлением Фонда и утвержденного председателем Фонда. Проверка финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда осуществляется не реже одного раза в год специализированной аудиторской организацией имеющий соответствующую лицензию.