Участники уголовного процесса, выполняющие функцию уголовного преследования
Уголовное преследование - это процессуальная деятельность, направленная на раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и привлечение их к уголовной ответственности. В состязательном судопроизводстве уголовное преследование есть не что иное, как государственное обвинение перед судебным органом, т. е. выполнение функции обвинения. В розыскной модели процесса, где не существует отдельной функции обвинения, уголовное преследование реализуется в рамках другой функции - функции расследования, не исчерпывая, впрочем, содержания последней, поскольку кроме задачи уголовного преследования функция расследования одновременно охватывает и другие задачи, выполняемые субъектом расследования, а именно - разрешение дела, и (в той мере, в какой это способен сделать розыскной процесс) защиту законных интересов участников процесса.
Уголовное преследование в российском уголовном процессе может осуществляться в публичном, частно-публичном и частном порядке (ст. 20 УПК). В делах публичного обвинения обвинителем является государственный орган: прокурор, следователь, дознаватель, который обязан возбудить уголовное дело и принять меры по изобличению преступника вне зависимости от просьбы потерпевшего. В делах частного обвинения обвинителем является сам потерпевший, поэтому дело возбуждается по его заявлению и подлежит прекращению при его отказе от обвинения (примирении с обвиняемым). Дела частно-публичного обвинения возбуждаются только по заявлению потерпевшего, но автоматическому прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат.
Прокурор - это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК).
В судебном производстве прокурор выполняет состязательную по происхождению функцию уголовного преследования. В качестве государственного обвинителя прокурор равноправен со стороной защиты.
В досудебном производстве прокурор сохраняет положение «хозяина процесса». На него возлагается функция надзора, государственно-правовая по своему происхождению. Надзор прокурора распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника. В досудебном производстве в качестве прокуроров выступают только прокуроры и их заместители.
Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовного преследования. Функция же уголовного преследования реализуется в тех прокурорских полномочиях, которые нацелены на максимально эффективное и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Если говорить о критерии разделения этих функций еще проще, то функция надзора следует лишь началу законности, в то время как функция уголовного преследования, кроме того, - и началу целесообразности.
Надзорная функция прокурора конкретизируется в следующих его полномочиях:
- проверять законность приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях;
- давать согласие (санкцию, разрешение) дознавателю или следователю на возбуждение уголовного дела, возбуждение перед судом ходатайств, принудительные действия (избрание залога, выемки документов, содержащих государственную тайну, и др.);
- передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами подследственности;
- отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение закона;
- отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя;
- утверждать решения следователя и дознавателя о прекращении дела;
- разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю.
Функция уголовного преследования на досудебных стадиях процесса выражается в полномочиях прокурора:
- лично возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству, а также продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток при необходимости проведения документальных проверок или ревизий (ч. 3 ст. 144);
- участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия;
- принимать решение о производстве предварительного следствия следственной группой;
- давать поручения и указания органу дознания, следователю;
- соединять своим постановлением уголовные дела в одном производстве (ст. 153);
- передавать уголовные дела от одного органа расследования другому;
- продлевать срок предварительного следствия или дознания;
- принимать решения по делу, поступившему с обвинительным заключением или обвинительным актом.
Границы активности прокурора на предварительном следствии не беспредельны. Наиболее отчетливо это проявляется в его взаимоотношениях со следователем. Прокурор не должен подменять следователя, который пользуется процессуальной самостоятельностью.
Следователь и начальник следственного отдела. Следователь - это должностное лицо прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности или органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уполномоченное осуществлять предварительное следствие, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 38).
Следователь выполняет не только функцию уголовного преследования. Он обязан полно, объективно и всесторонне исследовать как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства; обоснованно применить меры принуждения, обеспечить права участников процесса (в том числе право на защиту); и в некоторых случаях разрешить все уголовное дело путем его прекращения.
Следователь вправе проводить дознание по делу в установленных УПК случаях (ст. 151).
Процессуальная самостоятельность следователя является одной из главных характеристик его статуса. Она включает в себя:
- самостоятельность принятия всех решений о направлении следствия и производстве следственных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено их санкционирование судом или прокурором. Следователь вправе давать органам дознания поручения по находящимся в его производстве делам;
- полную персональную ответственность следователя за законность, обоснованность и своевременность принятых решений и проведенных действий;
- гарантии процессуальной самостоятельности следователя состоят в том, что некоторые указания прокурора следователь вправе не исполнять в случае своего несогласия с ними. При этом он представляет дело вышестоящему прокурору со своими возражениями. Тогда вышестоящий прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или передает дело другому следователю. Гарантии процессуальной самостоятельности обеспечивают свободу внутреннего убеждения следователя и распространяются на указания и решения прокурора о:
1) привлечении лица в качестве обвиняемого;
2) квалификации преступления;
3)объеме обвинения;
4) мере пресечения;
5) отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий;
6) направлении уголовного дела в суд или его прекращении;
7) отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия;
8) передаче дела другому следователю.
Следует отметить, что предоставленные гарантии часто не обеспечивают реальной самостоятельности следователя. Да и сама эта самостоятельность является лишь отголоском независимости представителя судебной власти - юстиции, к которой принадлежал следователь в России с 1861 по 1928 гг.
Начальник следственного отдела - это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение (орган предварительного следствия), а также его заместители (п. 18 ст. 5; ст. 39 УПК). Начальник следственного отдела призван осуществлять ведомственный контроль: обеспечивать организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных следователей; контролировать своевременность их действий по раскрытию и предупреждению преступлений, принимать меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия, а также организовывать расследование по наиболее сложным уголовным делам.
Начальник следственного отдела вправе поручать производство следствия следователю или следственной группе, передавать дела от одного следователя другому, отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении следствия, вносить ходатайство прокурору об отмене иных постановлений следователя. Для этого он проверяет уголовные дела, дает следователю указания, продлевает срок проверки сообщений о преступлениях до 10 суток.
Начальник следственного отдела может возбудить дело и принять его к своему производству, произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы.
Указания начальника следственного отдела обязательны для следователя, кроме случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению.
Орган дознания, дознаватель и иные должностные лица органа дознания. Согласно п. 24 ст. 5 УПК, органы дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. В отличие от следователя орган дознания выполняет процессуальную деятельность попутно со своими основными функциями.
Полномочия органов дознания принадлежат субъектам, которых можно разделить на две группы (ст. 40):
1) органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) должностные лица - руководители определенных государственных органов и формирований: главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений и гарнизонов, руководители органов Государственной противопожарной службы; должностные лица - руководители государственных учреждений: начальники военных учреждений, главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, а также некоторых других государственных и негосударственных формирований (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок).
Полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности обладают оперативные подразделения:
- органов внутренних дел РФ. Основную часть функций органов дознания в системе органов внутренних дел выполняет милиция, которая включает в свой состав криминальную милицию и милицию общественной безопасности;
- органов федеральной службы безопасности;
- федеральных органов государственной охраны;
- таможенных органов РФ;
- органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- службы внешней разведки РФ;
- Министерства юстиции РФ;
- органа внешней разведки Министерства обороны РФ (ст. 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Органы дознания обязаны:
- рассматривать и разрешать заявления (сообщения) о преступлениях (ст. 144-145);
- производить неотложные следственные действия (п. 1,2 ст. 157);
- производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по поручению следователя (ч. 4 ст. 157);
- в случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157);
- выполнять поручения прокурора о производстве следственных действий, его указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 11 ст. 37), а также письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также оказывать следователю содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164);
- производить дознание (глава 32).
Расследование в форме дознания производят дознаватели не всех органов дознания, а только органов внутренних дел, пограничных органов федеральной службы безопасности, службы судебных приставов, таможенных органов, органов Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 1-6, 8 ч. 3 ст. 151).
Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по делам, отнесенным к их подследственности, обладают органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы федеральной службы безопасности; таможенные органы, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, другие названные выше должностные лица, которые на основании ст. 40 имеют полномочия органов дознания.
Орган дознания действует в лице начальника. Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.
Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания или его заместителем осуществлять производство предварительного расследования в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.
Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. По своим полномочиям дознаватель очень близок к следователю. Основное отличие состоит в том, что дознаватель менее процессуально самостоятелен, чем следователь, поскольку все указания прокурора и начальника органа дознания, данные в установленном законом порядке, для него обязательны, а их обжалование не приостанавливает исполнения.
Иные должностные лица органа дознания - это его сотрудники, которые выполняют неотложные следственные действия по поручению начальника органа дознания или иные процессуальные полномочия (например, участвуют в проведении следственных действий).
Потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец. По смыслу ч. 1 ст. 42 УПК, потерпевший - это физическое или юридическое лицо, признанное таковым постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определением суда при наличии достаточных доказательств полагать, что данному лицу причинен вред деяниями, по поводу которых возбуждено уголовное дело (в том числе неоконченных преступлений или деяний невменяемых).
В случае смерти потерпевшего как результата совершения в отношении него уголовно-противоправных действий потерпевшим признается один из его близких родственников.
Потерпевший выполняет функцию уголовного преследования и поддерживает дополнительное обвинение по отношению к государственному. Для этого ему предоставляется широкий круг прав: по ознакомлению с обвинением и другими материалами дела; по выдвижению своей позиции; по участию в доказывании. Процессуальные права потерпевшего могут реализовываться им как лично, так и через своего представителя либо вместе с представителем.
Потерпевший обязан: являться по вызову; давать правдивые показания; не разглашать данные предварительного расследования (если от него взяли подписку об этом); подвергаться освидетельствованию и экспертизе; представлять образцы для сравнительного исследования; соблюдать порядок в судебном заседании.
Частный обвинитель - это потерпевший или его представитель (законный представитель), действующие по уголовным делам частного обвинения (п. 59 ст. 5 УПК). Говоря о частном обвинителе как потерпевшем, закон в п. 59 ст. 5, ч. 1 ст. 318 имеет в виду не общее понятие потерпевшего, признаваемого таковым по решению следователя, дознавателя, прокурора или суда. Потерпевший, становящийся частным обвинителем, - это лицо, которое непосредственно претерпело вред от преступления или утверждает, что претерпело такой вред.
Лицо становится частным обвинителем с момента принятия судом поданного им заявления к своему производству (ч. 7 ст. 318).
Частный обвинитель сам распоряжается обвинением, поэтому обладает некоторыми аналогичными правами из тех, которыми пользуется государственный обвинитель, и в отношении него не применяются многие меры процессуального принуждения. Неявка частного обвинителя без уважительных причин влечет за собой прекращение уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления. Как и на всяком обвинителе, на частном обвинителе лежит бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту обвиняемого (ч. 2 ст. 14).
Гражданский истец - это физическое или юридическое лицо, которое одновременно: а) предъявило требование о возмещении имущественного вреда и б) признано таковым определением суда или постановлением судьи, прокурора, следователя, дознавателя при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением (ст. 44 УПК). Права гражданского истца сходны с правами потерпевшего. Предъявлению гражданского иска и принятию указанных процессуальных решений должно предшествовать разъяснение лицам, которым причинен вред, их права на предъявление гражданского иска.