Конспект лекций по предмету "Политология"


Избирательный процесс

Выборы и избирательные системы. Избирательный процесс
Главным принципом демократии являются выборы. Посредством выборов формируются различные органы публичной власти - парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления. Выборы широко используются для формирования органов общественных объединений, политических партий. Заменяя высших должностных лиц (обычно президентов), результаты выборов могут изменить всю политику государства.
Выборы отбирают и формируют политическую элиту. Систематическое проведение выборов повышает политическую и правовую культуру населения. Участие избирателей в выборах учит их правильно оценивать лозунги и практическую деятельность партий и избранных должностных лиц, сопоставлять обещания и реалии. Институт всеобщих выборов является одним из важных элементов демократической политической системы.
Выборы всегда занимают особое место в политической жизни страны, их исход во многом определяет дальнейшее развитие государства на несколько лет. Они являются одной из обязательных норм демократической организации общества. Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948) установила: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путём тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
Выборы - это процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования при условии, что на каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов.
В США, например, раз в четыре года поводятся общенациональные выборы, в ходе которых избираются президент и вице-президент страны, члены палаты представителей и сената конгресса США; выборы на штатном уровне для избрания губернаторов, членов законодательных собраний, генеральных прокуроров и других должностей. Регулярно проводятся также выборы на местном уровне для замещения выборных должностей местных властей. Часть должностей на всех уровнях, кроме президентского, замещается на так называемых промежуточных выборах, которые проводятся через каждые 2 года.
Выборы следует отличать от назначения. Назначение производится коллегиально или единолично в условиях, когда на каждую должность представляется обычно один кандидат, тогда как смысл выборов заключается по определению в том, чтобы выбрать одного из нескольких кандидатов. Иногда назначение состоит из нескольких кандидатов. Это имеет место тогда, когда назначение производится единоличным органом, например президентом при формировании правительства или других государственных органов.
Следует отметить, что легитимация власти возможна не только путём выборов. Органы судебной власти часто формируются главой государства, органы исполнительной власти - главой государства или парламентом, и это не отрицает их легитимности при условии, что назначение осуществлено в соответствии с конституцией.
В процессе проведения выборов сталкиваются интересы различных политических сил, различные взгляды, выразителями которых являются партии и иные политические объединения. Результаты выборов дают объективную оценку степени их влияния, показывают настроения избирателей, тенденции политической жизни.
Типология выборов:
1. Прямые - характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане.
Косвенные - вопрос об избрании решают избранные гражданами депутаты.
Т.е., прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов, президенты в президентских и смешанных республиках и другие должностные лица.
Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (например, в США), правительства, судьи. Косвенные выборы могут иметь несколько стадий.
2. Всеобщие - когда в них участвуют все избиратели страны.
Частичные - проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.
3. Очередные - проводятся в сроки, указанные в конституции или законе.
Внеочередные - назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.
Выборы имеют определённую периодичность, которая определяется сроком полномочий выборных органов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нём. Продолжительность срока полномочий выборного органа имеет важное значение. Мировая практика показывает, что срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов - 4-7 лет.
Короткий срок полномочий, равно как и продолжительный, имеет как положительные стороны, так и ряд недостатков. Короткий срок полномочий не даёт возможности выборным лицам в полной мере проявиться, выполнить всё намеченное. Если срок полномочий продолжительный, то это ведёт к концу срока к инертности и притуплению чувства ответственности избранных персон перед электоратом.
Оптимальным сроком считается такой, в течение которого избранное лицо могло бы реализовать свою программу, обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.
Специфической формой избирательной активности является референдум (в переводе с латинского - то, что должно быть сообщено). Референдум - это особый тип всенародного голосования, объектом которого являются не выборы должностного лица, а какой-нибудь важный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения.
Избирательная система - это совокупность общественных отношений, посредством которых формируются выборные органы государства.
Реализация этих общественных отношений находит своё отражение, прежде всего в выборах представительной власти, а сам процесс реализации называется избирательной кампанией.
Виды избирательных систем:
1. Мажоритарная - в основе лежит принцип большинства.
Т.е., избранными считаются те кандидаты или партии, которые получили установленное большинство голосов. Все остальные партии или кандидаты, которые в меньшинстве, остаются не представленными. На практике эта система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие;
а) мажоритарная система относительного большинства - избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов.
Т.е., преимущество этой системы в исключении второго тура. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Однако, такая система лишает представительства политические партии малой численности, а следовательно, нередко искажает действительное соотношение сил. При такой системе партии-победителю обеспечивается значительное большинство в парламенте (Великобритания, США, Индия и др.);
б) абсолютного большинства - для избрания необходимо более половины голосов (50% + 1 голос).
Т.е. эта система зачастую нерезультативна, т.к. если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов, то вопрос о том, какой из баллотирующихся кандидатов выходит победившим, остаётся нерешённым.
2. Пропорциональная система - при которой мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией.
Т.е. эта система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий. Однако в избирательном бюллетене печатается не весь список кандидатов от каждой партии или блока партий, а лишь фамилии нескольких лидеров. Избиратель часто не знает многих кандидатов, что является недостатком этой системы.
3.Смешанного характера - с элементами мажоритарной и пропорциональной систем.
Например, половина депутатов бундестага ФРГ избирается по мажоритарной системе, а другая половина - по пропорциональной. В Государственную Думу РФ из 450 депутатов половина избирается по мажоритарной системе, а другая половина - по системе пропорционального представительства политических партий.
В настоящее время в мире доминирует мажоритарная избирательная система.
Основные принципы избирательного процесса:
1. Всеобщность - все граждане имеют право избирать и быть избранными в органы власти. Всеобщность ограничивается цензами: возрастным (совершеннолетие), недееспособности (психически больные), моральным (лица находящиеся в местах лишения свободы), осёдлости (для граждан проживающих в данной стране).
2. Равенство - каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов.
3. Тайна выборов - решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой бюллетеней, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение тайны выборов.
4. Прямое (непосредственное) голосование - избиратель принимает решение о конкретном кандидате на выборную должность. Т.е., между избирателями и кандидатами нет никаких иных инстанций.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.