Основной причиной модернизации (приведения в соответствие с новыми требованиями) современного образования следует признать кризис образования, который приобрел общемировые масштабы и связан с изменением социальной роли образования. Зарубежные и отечественные педагоги выделили несколько общемировых проблем образования.
1.Информационный бум - резкое увеличение объема и скорости обращения информации. Наиболее острой проблемой, которую породил информационный бум, стала необходимость пересмотра содержания образования (учебных планов, программ, учебников). В некоторых отраслях науки знания устаревают через 3-5 лет.
2.Информатизация общества в результате развития средств массовой информации, мировых информационных сетей, компьютерных средств обучения. В отличие от понятия информационного бума, отражающего количественную сторону информационных процессов, информатизация отражает уровень их организации, степень развития инфраструктуры, обеспечивающей циркуляцию информации, способы ее хранения, переработки и использования.
Информатизация поставила перед образованием проблему согласованности знаний, полученных в школе, вузе, со знаниями, представлениями, мнениями, нормами и ценностями, полученными из других источников (радио, телевидение, Интернет).
3.Появление функциональной неграмотности, т.е. неспособности работника или гражданина эффективно выполнять свои профессиональные или социальные функции, несмотря на полученное образование. Это явление обострило проблему качества образования.
4.Способом преодоления возникших социальных и образовательных проблем может выступить непрерывное образование. Оно превращается ныне в жизненную необходимость индустриально развитых стран. Массовое непрерывное образование явилось ответом на получавшую все большее распространение массовую функциональную неграмотность, поскольку стало ясно, что конечное образование недостаточно для полноценной профессиональной и социальной деятельности.
В международной практике сложилось следующее определение непрерывного образования, принятое ЮНЕСКО. «Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые дополняют друг друга и проистекают как в рамках системы образования, так и за ее пределами в разные периоды жизни. Эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии как в масштабе страны, так и в масштабе всего мира».
Принципы непрерывного образования - система базовых идей, которые необходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных учреждений, сопровождающих человека в разные периоды его жизни. К ним относятся:
·поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности;
· вертикальная и горизонтальная целостность пожизненного образовательного процесса;
· интеграция учебной и практической деятельности;
·учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей человека на различных стадиях его жизненного цикла;
· единство общего, профессионального, гуманитарного образования;
· самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности.
В последние годы ведущие станы мира вступили на путь преобразования своих образовательных систем. Наиболее впечатляющие и широкомасштабные изменения происходят на Европейском континенте, переживающем эпоху глубокой интеграции. Основа гармонизации современных систем образования в Европе - это общекультурные ценности, общие основы принципов образования, либеральная идеология, провозглашающая свободу совести и образования, признание прав человека, в том числе на образование.
В 1999 году 29 государств приняли подготовленную правительствами Великобритании, Германии, Италии и Франции Болонскую Декларацию, ознаменовавшую вступление Европы в эпоху глубоких и всеобщих преобразований систем образования. В 2003 году к ней присоединилась и Россия.
Основные элементы декларации.
1.Переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (условно «Бакалавр / Магистр»).
Бакалавр - первая ученая степень, приобретаемая студентами после освоения программ базового высшего образования (3-5 лет обучения в вузе).
Магистр - вторая ученая степень, присуждаемая лицам, окончившим университет или приравненное к нему высшее учебное заведение и имеющим степень бакалавра, прошедшим в течение 1-2 лет дополнительный курс обучения, сдавшим обязательный экзамен и защитившим магистерскую диссертацию.
Такой переход вызван целым рядом очевидных причин.
Во-первых, рынок труда нуждается в кадрах с различной квалификацией.
Во-вторых, возникают сложности финансирования обучения в высшей школе все возрастающей массы студентов на одноуровневых программах образования длительностью 5-6 лет.
В-третьих, превращение квалификации «бакалавр» с продолжительностью обучения 3-4 года в основную для рынка труда позволит строить последующий уровень «Магистр» на принципах возврата к образованию после практической деятельности, хорошо осознанный соискателем, четко определившим для себя цель образования на новом уровне; содержание образования хорошо увязано с последующей практической деятельностью; в процессе образования предусмотрено решение конкретных профессиональных или научных задач и т.д.
Таким образом, обществу прививается модель пожизненного обучения (возврат к той или иной форме образования после нескольких лет практической работы).
2.Введение новых, преимущественно децентрализованных механизмов обеспечения качества образования.
В их основе находятся: самооценка, внешний, желательно международный, аудит качества; аккредитация независимыми организациями, публичность всех процедур и результатов оценки качества; переход к реализации концепции «управление качеством образования».
АККРЕДИТАЦИЯ - право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца об образовании, на включение в систему централизованного государственного финансирования и на пользование гербовой печатью.
Заслуживают внимания и другие мероприятия, осуществляемые в рамках Болонского процесса. Огромное значение придается развитию дистанционного и непрерывного образования.
Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно- образовательной среды на любом расстоянии от образовательного учреждения.
В качестве преподавателя выступает тьютор. Тьютор - это преподаватель-консультант, ведущий учебный процесс в дистанционной форме и выполняющий одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора (менеджера) учебного процесса.
Исследователи выделяют следующие преимущества дистанционного образования: возможность выбора любого образовательного учреждения; свободный график обучения; преодоление региональной ограниченности образования; экономия средств на обучении; выбор индивидуального режима обучения с учетом интересов, мотивов и личностных особенностей; возможность получать образование непрерывно; параллельное обучение в двух и более вузах.
Дистанционное образование рассматривается сегодня как способ обеспечения функциональной грамотности населения в условиях ускорения динамики профессиональных изменений в результате социально-экономических и технологических трансформаций.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}