Виды и формы уголовного преследования, его начало и окончание
Понятие «вид уголовного преследования» указывает на то, по чьей инициативе возбуждается уголовное преследование и в соответствии с какой процедурой реализуется. Часть первая статьи 20 УПК РФ определяет, что в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке. Далее указанная норма во второй части статьи обозначает конкретные составы преступлений, уголовные дела о которых возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым - дела частного обвинения (ст. ст. 115, 116, 129 ч.1, 130 УК РФ); путем перечисления составов преступлений определены и уголовные дела, возбуждаемые не иначе как по заявлению потерпевшего, но не подлежащие прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым - дела частно-публичного обвинения (ст. ст. 131 ч.1, 136 ч.1, 137 ч.1, 138 ч.1, 139 ч.1, 145, 146 ч.1, 147 ч.1 УК РФ); уголовные дела, за исключением перечисленных, являются делами публичного обвинения. В ч.4 ст.20 УПК РФ сделана оговорка по поводу дел частного и частно-публичного обвинения, а конкретно то, что эти уголовные дела могут быть возбуждены прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.
Понятие формы уголовного преследования указывает прежде всего на то, в какой уголовно-процессуальной форме оно осуществляется. Выделяется две формы уголовного преследования: 1) уголовное преследование в форме обвинения и 2) уголовное преследование в форме подозрения.
Важным представляется вопрос о моменте начала уголовного преследования и о соотношении его с расследованием преступления. В юридической литературе советского периода относительно этого можно встретить прямо противоположные позиции. Например, М.А. Чельцов полагал, что уголовное преследование ведется не обязательно в отношении определенного лица; оно может вестись и в отношении самого факта, события преступления, когда обвиняемого еще нет, поскольку подлежащее уголовной ответственности лицо еще не известно, не обнаружено следствием, а, следовательно, уголовное преследование начинается с момента возбуждения уголовного дела.[17] Иную позицию высказывали П.И. Тарасов-Родионов и М.С. Строгович.[18] По их мнению уголовное преследование начинается и ведется только в отношении определенного лица, обвиняемого в преступлении.
В более поздний период, в конце 90-х годов двадцатого столетия, взгляд на момент начала уголовного преследования был более конкретен. Так, А.Б. Соловьев и Н.А. Якубович указывали, что функция уголовного преследования реализуется при возбуждении уголовного дела против конкретного лица, его задержании, применении меры пресечения, привлечении к уголовной ответственности, а также при производстве в соответствии с судебным решением следственных действий, ограничивающих конституционные права подозреваемых и обвиняемых. При возбуждении уголовного дела по факту преступления начальным моментом уголовного преследования явится проведение первого процессуального действия, связанного с применением указанных мер процессуального принуждения.[19]
А.Г. Халиулин считает, что момент начала уголовного преследования зависит от того, в какой форме оно производится: в форме подозрения или обвинения.[20]
Из вышеприведенных позиций последняя представляется наиболее верной. Действительно, если речь идет об уголовном преследовании в форме обвинения, то оно начинается с момента появления фигуры обвиняемого, а значит с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого либо вынесения обвинительного акта в отношении конкретного лица (п.п. 1,2 ч.1 ст.47 УПК РФ).
Заканчивается уголовное преследование в форме обвинения либо постановлением о прекращении уголовного дела или уголовного преследования либо вынесением приговора.
Уголовное преследование в форме подозрения начинается с момента появления процессуальной фигуры подозреваемого. В соответствии с ч.1 ст.46 УПК РФ, подозреваемым является лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, либо которое задержано по подозрению в совершении преступления, либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения.
В первом случае момент начала уголовного преследования полностью совпадает с моментом возбуждения уголовного дела, так как в постановлении о возбуждении уголовного дела уже обозначена конкретная фигура, в отношении которой будут проводиться следственные и процессуальные действия, направленные на установление и доказывание причастности его к совершенному преступлению.
Во втором случае момент начала уголовного преследования будет совпадать со временем задержания лица в порядке ст.91 УПК РФ, так как само задержание - уже проявление уголовного преследования. Процессуально данный момент будет обозначен протоколом задержания, составленным в соответствии со ст.92 УПК РФ.
В третьем случае моментом начала уголовного преследования является момент применения меры пресечения в отношении конкретного лица до предъявления ему обвинения, процессуально обозначенный постановлением об избрании меры пресечения в соответствии со ст.100 УПК РФ.
Заканчиваться уголовное преследование в форме подозрения будет либо переходом в форму обвинения, либо вынесением постановления о прекращении уголовного преследования.
Анализируя сказанное, следует вывод, что уголовное преследование и расследование преступлений - понятия нетождественные. Это две различные функции деятельности следователя, прокурора или дознавателя. Расследование преступления может быть шире уголовного преследования, так как имеет место и до того момента, как какое-либо лицо становится подозреваемым либо обвиняемым. Расследование может проводиться и без уголовного преследования, когда уголовное дело возбуждается по факту какого-либо события, содержащего признаки преступления, но затем прекращается за отсутствием события или состава преступления. Уголовное преследование автономно, без расследования преступления существовать не может, потому как осуществляется тогда, когда установлены событие преступления и состав преступления.
Неоднозначно в юридической литературе рассматривается вопрос о существовании уголовного преследования в судебных стадиях. Представляется, что это следствие неудачной законодательной формулировки, определяющей уголовное преследование как процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. В связи с тем, что в судебных стадиях отсутствуют процессуальные фигуры подозреваемого и обвиняемого, а есть подсудимый, можно предположить, что уголовное преследование реализуется только в досудебных стадиях. Нам представляется, что функция уголовного преследования не ограничивается только досудебным производством, потому как содержание деятельности прокурора по поддержанию обвинения в суде сводится к изобличению лица в совершении преступления. Окончательный вывод о том, изобличено либо не изобличено конкретное лицо в совершении преступления, делает суд, вынося обвинительный или оправдательный приговор, либо прекращая дело или уголовное преследование.
Кроме этого необходимо обратить внимание на противоречия, содержащиеся в УПК РФ в части производства и прекращения уголовного преследования. Нами цитировалось понятие уголовного преследования, содержащееся в УПК РФ. Напомним, что это деятельность в отношении подозреваемого и (или) обвиняемого. Представляется, что прекратить какую-либо деятельность можно только тогда, когда она есть, когда она осуществляется, когда она существует. В ст.ст.133, 239 УПК РФ говорится о прекращении уголовного преследования в отношении подсудимого, значит деятельность стороны обвинения по изобличению лица, процессуальный статус которого из «обвиняемого» трансформировался в «подсудимого», продолжается вплоть до официального прекращения данной деятельности. Следовательно, уголовное преследование имеет место и в судебных стадиях уголовного процесса.