Конспект лекций по предмету "Криминалистика"


Особенности расследования по «старым» делам

Особенности расследования по «старым» делам Основными обстоятельствами, затрудняющими расследование по «старым» делам, являются: неисправимость и неустранимость последствий некоторых ошибок и нарушений; исчезновение и искажение ранее имевшихся и не обнаруженных материальных следов преступления, изменения в обстановке места происшествия, препятствующие уяснению обстоятельств расследуемого события; забывание обстоятельств, имеющих значение для дела, потерпевшими, очевидцами и иными осведомленными лицами, а также искажение их воспоминаний под влиянием последующих событий и проведенного расследования; перемещение и выезд из района совершения преступления, информированных лиц, а также изменение места жительства преступника; активное противодействие расследованию со стороны преступника и его пособников, создание ими ложных доказательств, сравнительно большая осведомленность заинтересованных лиц об имеющихся в распоряжении следователя данных и подготовленность к тому, чтобы успешно противостоять усилиям следственных органов; отсутствие непосредственного восприятия доказательств, собранных на первоначальном этапе расследования, и усвоение ряда обстоятельств дела только на основе письменных актов; утрата, в случае передачи дела и принятия его к производству новым следователем, части полезной информации, которая не отражается в материалах дела, но сохраняется в памяти следственных работников. Однако при всей осложненности расследования ранее не раскрытых преступлений на более позднем этапе возникают определенные, ранее не существовавшие доказательства уличающего характера. Время, истекшее после совершения преступления, бесплодность расследования и миновавшая опасность разоблачения притупляют бдительность преступника, снижают его самоконтроль. Считая, что следственные органы прекратили активную работу по делу (что нередко соответствует действительности), виновные приступают к реализации похищенного имущества, начинают более открыто пользоваться плодами преступления. Нередко совершенное преступление оставляет существенный отпечаток в психике преступника, вызывает тяжкие переживания и потребность поделиться ими с кем-либо. Чтобы более надежно оградить себя от разоблачения, виновный иногда пускается на различные ухищрения, распространяет ложные слухи, подстрекает к лжесвидетельству, фабрикует подложные документы и т. п. Такое же значение приобретают и ложные объяснения, которые при многократном повторении в силу забывания некоторых ранее высказанных утверждений противоречат одно другому. Каждое преступление вызывает волну пересудов, которые возрастают по мере того, как все большее количество лиц узнает о его совершении. Высказываются догадки и предположения о том, кто это сделал, основанные подчас на правильных соображениях. Случается, что в следственные органы поступают анонимные заявления с указаниями на конкретного виновника, авторами которых могут быть лица, знающие, как совершено преступление, но не пожелавшие выступать в качестве свидетеля из опасения мести или иных побуждений. Очень часто к моменту возобновления расследования нераскрытого преступления преступник отбывает наказание за новое преступление, и его окружению бывают хорошо известны прошлые дела. Умелое проведение оперативно-розыскной работы может сделать эти сведения достоянием следователя. Таким образом, передача возобновленного производством дела новому следователю наряду с отрицательными имеет и положительные стороны. Очень важно взглянуть на материалы дела и проведенное расследование «новыми глазами», критически и на основе другого опыта и иных индивидуальных особенностей работника оценить имеющуюся информацию, в которой новому человеку удается усмотреть то, мимо чего проходил его предшественник. По делам, приостановленным за необнаружением виновных, следователь проводит работу, которая носит розыскной, характер и осуществляется посредством розыскных действий, выполняемых им лично, и оперативных мероприятий, выполняемых сотрудниками милиции. Основными формами работы на этом этапе являются: взаимная информация следователя и оперативных сотрудников о поступающих сведениях, могущих иметь значение для раскрытия данного преступления; повторные уведомления о нераскрытом преступлении соседних и более отдаленных следственных и оперативных аппаратов; дополнительное сообщение им ориентирующих сведений об известных приметах преступника и разыскиваемых вещах, напоминание о необходимости дальнейшей работы по их выявлению; информация о нераскрытом преступлении оперативных работников в исправительных учреждениях; проверка в местах легального хранения с целью обнаружения разыскиваемых вещей, а также контроль в пунктах их возможной реализации; периодическое обращение к общественности за содействием в выявлении свидетелей и лиц подозрительного поведения, которые могут быть причастны к данному преступлению; систематическое и все более широкое изучение ранее совершенных и вновь совершаемых преступлений, которые могут быть результатом преступной деятельности тех же лиц, что и нераскрытое преступление; проверка через соответствующих следственных и оперативных работников возможной причастности к нераскрытому преступлению обвиняемых по делам, находящимся в стадии расследования; проведение с помощью оперативных работников мероприятий по розыску преступника в той среде, где он может находиться; повторная проверка по всем видам учета и регистрации имеющихся следов, обнаруженных при расследовании данного преступления; организация и проведение дублирующих мероприятий для проверки правильности ранее полученных данных; регулярное совместное рассмотрение и обсуждение следователем и оперативными работниками имеющихся и вновь поступающих сведений по делу, разработка согласованных планов дальнейших оперативных мероприятий и розыскных действий. Все сказанное не связано с производством следственных действий. При необходимости их выполнения приостановленное дело возобновляется производством, и указанные мероприятия проводятся параллельно и взаимосвязано с процессуальной деятельностью следователя. При расследовании «старых» дел в полной мере применимы все известные тактические приемы и методические правила.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.