Культурное значение европейской Реформации
В эпоху Возрождения большой размах получило движение, получившие название «Реформация», что в переводе с латинского означает преобразование. Реформация - это широкое антикапиталистическое движение за обновление христианства в Европе XVI в. Но Реформация была не только просто религиозным обновлением, но и глубочайшей трансформацией христианской культуры. Это религиозно - идеологическое и социально-политическое движение XVI в., борющееся за изменения сознания и внутреннего мироощущения человека.
Формальное начало Реформации связывают с событием 31 октября 1517 г., когда еще не известный местный монах, доктор теологии Мартин Лютер прибил к дверям церкви свои 95 тезисов, осуждающих злоупотребления папы и гигантского аппарата церкви, которые в целях обогащения продавали индульгенции. Индульгенция - это «отпущения грехов», изложенные в письменном виде. Можно было купить индульгенцию, прощающую самое страшное преступление, обеспечивающую якобы небесное прощение. Тезисы Лютера доказывали, что сама по себе данная покупка не может примирить грешника с Богом, для этого требуется внутреннее раскаяние. Тезисы еще не были разрывом с властью папы, но дальнейшие события показали, что высказана только малая толика того, что выражало настроение не только Лютера, но и самых широких общественных слоев.
Внутреннее разложение католической церкви под воздействием обладания ею на протяжении многих веков безграничной властью и могуществом сделало ее абсолютно неспособной возгласить прогрессивные преобразования и породило внутри ее самой мощный нравственный протест. Проницательность Лютера проявилась в том, что за выступавшим наружу оскорбительным для христианства торгашеским духом церкви он рассмотрел «сатанинскую выдумку» - стремление освободить человека от необходимости внутреннего покаяния, к чему постоянно и неустанно призывает Евангелие, фактически отменить главное требование Христа и условия человеческого спасения - покаяния. Лютер категорически отвергает и идею спасения в силу каких бы то ни было заслуг. Но здесь имеется в виду чисто внешняя оценка заслуги при забвении скрытых от посторонних глаз внутренних мотивов, а именно последние и определяют нравственность человека. Лютер исходит из того, что человеческая природа столь основательно повреждена грехопадением, что никакие религиозные заслуги не могут приблизить человека к спасению. По Лютеру, спастись можно только верой в искупительную жертву Христа. И поскольку все одинаково испорчены, Лютер (а вслед за ним и весь протестантизм) устраняет догматическое, ложное различение священников и мирян, ибо, постоянно сверяя свои идеи со Священным писанием, Лютер говорит, что ни о папстве, ни о священничестве в христианстве нет ни слова.
Лютер провозгласил Библию непререкаемым авторитетом. Отвергая Священное Писание, согласно которому посредником между людьми и Богом является церковь (это имеет место в католичестве и православии), протестантизм провозгласил Библию единственным источником вероучения. Лютер впервые перевел Библию на немецкий язык, провозгласил ее изучение первейшей обязанностью каждого верующего. Он настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание Писания, на независимости личных суждений в вопросах веры и нравственности и, в конечном счете, на свободе совести. Лютер, а затем и его последователь Кальвин отрицали свободу человека применительно к вопросам спасения и нравственного самоопределения. Но это не означало, что человек начисто лишен свободы. Он становится свободным, когда приобщается к Божественной благодати через веру, через следования божьим заповедям.
Кальвинизм, как мощное течение протестантизма, еще более упростило христианский культ и богослужение, чем это было сделано Лютером. Кальвинизм придал церкви республиканский характер, отделил ее от государства, хотя и оставил самостоятельно политической силой. Кальвинизм в своей критике роскоши, праздности дошел и до отрицания художественного творчества, литературы, искусства. Он запретил всякую личную увеселительную жизнь и сурово преследовал всякое инакомыслие. Конечно, это были крайние негативные стороны Реформации, которые, как и само течение кальвинизма и другие течения внутри протестантизма ослабили само движение. Этим воспользовались католические силы, сумевшие объединиться и объявить войну «еретикам», в результате чего в Европе начались жестокие религиозные войны.
Несмотря на все это, Реформация сыграла исключительно важную роль в становлении мировой цивилизации и культуры, она изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты, научила людей самостоятельно мыслить и не находиться под постоянной опекой церкви. Реформация, пропагандируя рациональную предприимчивость свободного индивида, способствовала развитию рыночных отношений, становлению нового, буржуазного типа личности с новым отношением к миру.
Гении эпохи Возрождения. Искусство, считали гуманисты, должно постигать подлинную сущность природы, раскрывая ее красоту. Красота - неотъемлемый ее атрибут, но она спрятана под покровом грубой материи. Писатели, художники, мыслители стремятся не просто отразить природу как непосредственно данную эмпирическую реальность, а изменить ее в своих произведениях. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач возрожденцев. Мир влечет человека. А что лучше может помочь ему в познании мира, чем его собственные чувства? В эпоху Возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись и другие пространственные искусства. Небывалого расцвета достигает и литература.
Среди представителей культуры Возрождения есть личности, наиболее полно выразившие ее черты. Крупнейший представитель Данте Алигьери - легендарная фигура. Величайшим шедевром поэта, обессмертившим его имя, стала «Комедия», названная потомками «Божественной». Более 650 лет она потрясает своих читателей. Жизненность проблем, глубина человеческих страстей делает ее не просто литературным произведением, но и философским трактатом. У Данте в «Божественной комедии» личностное отношение к грешникам расходится с принятыми нормами божественного правосудия. Великий поэт переосмысливает средневековую систему грехов и наказания за них и обращается к аристотелевской классификации пороков и преступлений, согласно которой поступок объявляется греховным не по смыслу, а по действию. Автору удалось показать, что наказание таится, по сути, в самом преступлении, в общественном его осуждении. Практически эта мысль наводит мост к теории нравственности, не нуждающейся в загробном воздаянии.
В творчестве вдохновителя гуманистического движения впервые появляются элементы, отличные от средневекового мировоззрения. Он пытается по-новому переосмыслить характер отношений Бога и человека. Он полагает, что божественное и человеческое существуют в единстве. Существование человека обусловлено, с одной стороны, Богом, а с другой стороны, природой. Данте постоянно подчеркивает, что человек - продукт реализации возможностей собственного разума, которые осуществляются в его практической деятельности.
Другой родоначальник гуманистического движения, поэт и мыслитель - это Франческо Петрарка. Он главной задачей считал разработку «искусства жизни». С точки зрения Петрарки, человек имеет право на счастье в реальной земной жизни, а не только в потустороннем мире, как утверждают религиозные догматы. Опираясь на этические концепции стоицизма, Петрарка настойчиво подчеркивает достоинство человеческой личности, уникальность внутреннего мира человека с его надеждами, переживаниями и тревогами. Вместе с тем в его творчестве находят место индивидуалистические тенденции, характерные для философии эпохи Возрождения. Петрарка полагает, что совершенствование личности возможно лишь при условии ее обособления от «невежественной черни». Лишь в этом случае при наличии внутренней борьбы человека с собственными страстями и постоянного противоборства с окружающим миром творческая личность может достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя.
Франческо Петрарка в своих произведениях воспевает гармонию природы, величайшим творением которой является человек. Он воспевает любовь. Любовь - это дочь свободного выбора. Она требует свободы личности. Она рождает горячее стремление оценить, познать, постичь другого и вместе с тем вызывает потребность самовыражения, поднимает из глубины души все лучшие силы. Человек совершает открытие любви и через нее узнает себя. Поэзия Петрарки стала новым словом о любви, о внутреннем мире человека, его сложности и богатстве. Если Данте возносит возлюбленную на небеса, Петрарка находит небесное совершенство на земле. Такова его Лаура. Поэт славит Судьбу, Бога и Природу, которая даровала ей такую красоту:
Ее творя, какой прообраз вечный
Природа-Мать взяла за образец в раю идей?
В диалоге «Моя тайна», ряде трактатов он развивал идеи о необходимости изменить структуру знания - поставить в центр проблемы человека, критиковал схоластов за их формально-логический метод познания, призывал к изучению античных авторов (Петрарка особенно ценил Цицерона, Вергилия, Сенеку), высоко поднимал значение поэзии в познании человеком смысла своего земного бытия. Эти мысли разделял и его друг Боккаччо, автор книги «Декамерон», ряда поэтических и научных сочинений. В «Декамероне» в художественной форме нашли выражение гуманистические идеи - отрицание аскетической морали, оправдание права человека на полноту проявления своих чувств, всех естественных потребностей, представление о благородстве как порождении доблестных дел и высокой нравственности, а не знатности рода. Тема благородства, в которой отразились антисословные представления, станет характерной для многих гуманистов.
В итальянском гуманизме существовали направления, по-разному подходившие к решению этических проблем, и прежде всего к вопросу о путях человека к счастью. Так, в гражданском гуманизме - направлении, сложившемся во Флоренции в первой половине XV в. (наиболее видный его представитель - Леонардо Бруни), - этика основывалась на принципе служения общему благу. Гуманисты утверждали необходимость воспитывать человека - гражданина, патриота, ставящего интересы общества и государства выше личных. Они утверждали нравственный идеал активной гражданской жизни в противовес церковному идеалу монашеского отшельничества. Особую ценность они придавали таким добродетелям, как справедливость, щедрость, благоразумие, мужество, вежливость, скромность. Человек может раскрыть и развить эти добродетели лишь в активном социальном общении, а не в бегстве от мирской жизни. Наилучшей формой государственного устройства гуманисты этого направления считали республику, где в условиях свободы могли наиболее полно проявиться все способности человека.
Гуманизм эпохи возрождения приоритет отдавал республиканскому строю, однако реалии жизни (феодальная раздробленность, междоусобицы) диктовали свои условия, поэтому для достижения благих целей некоторые философы допускали варварские методы (Н.Макиавелли), другие же обратились к традиции Платона и создавали модель идеального государства («Утопия» Т.Мора, «Город солнца» Т.Кампанеллы). Государство Т.Мора требует отчуждения собственности индивидов в пользу государства, передачи дела воспитания юношества духовенству. Кампанелла также рисует картину совершенного государства в христианско-коммунистическом духе, в нем господствуют священники-философы во главе с олицетворяющем идеал покой.
Ярким представителем политики в эпоху Возрождения был Никколо Макиавелли. Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства: он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Люди, заявлял Макиавелли, скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества. Именно в силу изначального зла человеческой природы, стремления к обогащению любыми способами возникает необходимость обуздания этих человеческих инстинктов с помощью особой силы, каковой и является государство. В своих произведениях «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Князь» флорентийский философ приходит к убеждению, что именно право, юридическое мировоззрение людей, которое может воспитать только государство, а не церковь, создаст необходимый порядок в обществе.
Макиавелли заявляет, что церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государству. В трактате «Государь» он рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. К ним он относит поведение государя по отношению к подданным и союзникам, имея в виду, что человек не может иметь одни только добродетели или неуклонно им следовать. Поэтому благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же воздерживаться по мере сил, но не более.
Универсальным гением итальянского Возрождения был Леонардо да Винчи. Он жаждал попробовать себя во всех областях деятельности. Ему принадлежат многочисленные открытия, проекты, эксперименты в области математики, естественных наук, механики. Он был замечательным скульптором, архитектором, инженером. Может быть, он был самым разносторонним гением, когда-либо жившим на земле. И все-таки в истории человечества он остался как великий художник, способный вызывать восхищение все новых и новых поколений.
Биографы Леонардо да Винчи свидетельствуют, что великий художник растягивал сутки с помощью особого режима сна и бодрствования. Через каждые 4 часа он ложился вздремнуть на 15 минут, тратя в итоге за сутки на сон 1,5 часа, и при этом прекрасно высыпался. Физиолог Клаудио Стампи, изучая режим дня одиночных мореплавателей, выяснил, что большинство из них придерживается в плавании примерно такой же стратегии, так как в океане надолго не заснешь, иначе рискуешь пробудиться от неприятной неожиданности. По просьбе Стампи один доброволец попробовал спать «по-леонардовски» в течение 9 дней. Правда, он спал за сутки по 2 часа 40 минут. Проведенные эксперименты не повлияли ни на память, ни на сообразительность - ни на что. Стампи сам, заинтересовавшись, перешел на этот режим, но почему-то через полгода вернулся к восьмичасовому сну. Причина? Как он сам объяснил, не будучи универсальным гением, подобно Леонардо да Винчи, он не знал, куда девать оставшееся время.
В своем творчестве Леонардо отразил антисхоластический, антискептический дух Возрождения. Своими произведениями великий художник утверждал красоту природы, чувственную красоту человека и силу наслаждения от созерцания прекрасного. Картина «Мона Лиза» («Джоконда») всемирно известна. Художник уловил почти неуловимое, углубился в духовный мир, почти недоступный человеческому взгляду. Большой открытый лоб, живой внимательный взгляд, плавные линии производят впечатление удивительной простоты и естественности, сложенные накрест руки передают спокойствие, а чуть заметная, загадочная улыбка создает тайну. Кто же она - Джоконда? Человек, божество, женщина, мужчина? Собирательный образ, точное отображение? Об этом так много спорят ценители и критики искусства. В сущности, любой великий портрет таинственен.
Леонардо создал такие шедевры, как «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря» и другие. Гений Ренессанса разработал многие теоретические проблемы искусства, такие, как теория воздушной перспективы света и цвета, пропорции, отображение эмоций в живописи. Условно-плоское, символическое изображение предметов, характерное для средневековья, Леонардо да Винчи заменил реалистичным изображением действительности.
Для философской мысли эпохи Возрождения феномен Леонардо интересен, прежде всего, как проявление определенных тенденций ее развития. Разрозненные заметки общефилософского и методологического характера, затерянные среди тысяч столь же разрозненных записей по самым разнообразным вопросам науки, техники, художественного творчества, никогда не предназначались не только для печати, но и для сколько-нибудь широкого распространения. Сделанные для себя, зеркальным почерком, никогда не приводившиеся в систему, они так и не стали достоянием не только для его современников, но и ближайших потомков, и лишь столетия спустя оказались предметом углубленного научного исследования.
Леонардо сформировался вне университетской, профессиональной научно-философской среды конца XV в. Главным источником формирования научных и философских интересов молодого Леонардо была, несомненно, мастерская. Близкое знакомство Леонардо со многими его современниками - учеными, математиками, мастерами, строителями, медиками, архитекторами, астрономами в сочетании с напряженным интересом к самым острым и важным проблемам наук о природе позволило ему быть в курсе современного состояния знаний о мире.
Главное в незавершенных поисках Леонардо - попытка создания нового метода познания. «Занимаясь философией явлений природы, - рассказывает о Леонардо да Винчи автор знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари, - он пытался распознать особые свойства растений и настойчиво наблюдал за круговращением неба, бегом луны и вращением солнца. Вот почему он создал в своем уме еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая быть философом, а не христианином». Мировоззрение его было враждебно католической ортодоксии и схоластическому богословию. Заявляя, что «все наше познание начинается с ощущений», Леонардо решительно отверг иное, не опирающееся на непосредственное изучение природы, знание. Знание, не опирающееся на ощущение и опыт, не может претендовать на какую-либо достоверность, а достоверность есть главнейший признак истинной науки. Теология не имеет подлинной опоры в опыте и потому не может претендовать на обладание истиной.
Позиция Леонардо есть, в сущности, отрицание теологии. Знание, основанное на откровении, на «наитии», - недостоверно, и потому не может приниматься во внимание; он дает свое натуралистическое объяснение природы человеческой души.
Ложными науками, противоречащими опыту и не подтвержденными достоверными доводами и доказательствами, Леонардо считал «прорицательную» астрологию (от которой он отличал в своих знаниях «наблюдательную» астрологию), алхимию (опять же выделяя в ней практически неоспоримую часть, связанную с опытами по получению соединений природных элементов), некромантию и различные виды колдовства, опирающиеся на использование «духов». Леонардо не только опровергал практику «некромантов», но и подрывал веру в чудеса и магию.
Художники (Донателло, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Брейгель в Нидерландах; Дюрер, Нитхардт, Хольбейн в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ во Франции) последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительности - передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в. т. ч. обнаженной) и реальной среды - интерьера, пейзажа.
Олицетворением Проторенессанса стал Джотто, противоположные аспекты кватроченто - конструктивную строгость и задушевный лиризм - соответственно выразили Мазаччо и фра Анджелико с Боттичелли. "Титаны" Среднего (или "Высокого") Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело - это художники - символы великого рубежа Нового времени как такового. Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры - ранний, средний и поздний - монументально воплощены в творчестве Ф. Брунеллески, Д.Брамантеи А.Палладио.
Универсальным гением Возрождения был Рафаэль, 26-летний мастер получает должность "художника апостольского Престола" и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора св. Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. В римский период Рафаэль значительно реже обращается к образу Мадонны, находя новое, более глубокое его решение. В "Мадонне делла Седия" юная мать в одежде римской простолюдинки, маленькие Иоанны Креститель и Христос связаны воедино круговым обрамлением (тондо); Мадонна как бы старается укрыть в своих объятиях сына - маленького Титана с недетски серьезным взглядом. Рафаэль оставил заметный след и в итальянской архитектуре. Среди его построек - капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо, интерьер которой являет пример редкого даже для эпохи Возрождения единства архитектурного решения и декора, разработанного Рафаэлем, - росписей, мозаики, скульптуры. Среди первых картин Рафаэля, отмеченных печатью робкого ученичества, есть одна, в которой яснее выражены его умбрийские впечатления и устремления его собственного художественного идеала. Это - "Мадонна Конестабиле". Грустные воспоминания о рано умершей матери, чарующие картины родных мест слились здесь в единый гармоничный образ. Прожив всего тридцать семь лет, он осуществил почти все свои начинания. И в жизни Рафаэля, видимо, не было жестоких кризисов и изломов. Он развивался последовательно и плавно, усердно работая, внимательно усваивая опыт учителей, вдумчиво изучая античные памятники. В самой ранней юности он в совершенстве овладел манерой и техникой своего умбрийского учителя Перуджино, а впоследствии многое почерпнул и у Леонардо и у Микеланджело, - но все время шел своим, очень рано определившимся путем. Рафаэль, как истинный сын Возрождения, был если и не столь универсальным, как Леонардо, то все же очень разносторонним художником: и архитектором, и монументалистом, и мастером портрета, и мастером декора. Но до ныне его знают больше всего как создателя дивных "Мадонн". Созерцая их, каждый раз как бы заново открывают для себя Рафаэля. Исследователи считали, что он склонен к подражаниям, но сам художник всегда учился - у Перуджино - идеальному типу красоты, у Леонардо - пространственному мышлению, Всю жизнь он соперничал с титанами своего времени - Леонардо да Винчи и Микеланджело. Он не обладал ни интеллектом первого, ни мощью второго, но был счастливым учеником, много и напряженно работал. Поняв, что превзойти Микеланджело в изображении обнаженного тела невозможно, он стал красиво драпировать свои фигуры; композиционные приемы Леонардо он соединил с характерными движениями Джорджоне. Огромная популярность Рафаэля объясняется тем, что он создал стиль, понятный и приятный всем без исключения. Его искусство - это в полном смысле слова "золотая середина" в сравнении с его вечно ищущими, мятущимися, страдающими от невозможности достичь идеала собратьями по живописи. Последние годы своей жизни Рафаэль стал признанным главой всей римской художественной школы. Даже с помощью многочисленный учеников он не успевал справляться в заказами папы и римской знати. Увлеченный новыми планами, обширными архитектурными и декоративными работами, Рафаэль, возможно, не замечал надвигающегося на него творческого кризиса. Он был богат и вел широкий образ жизни, предаваясь всевозможным удовольствиям. Любимый и прославляемый всеми, он, наверное, был счастлив. Но силы его иссякли. Непомерная напряженность труда и светские развлечения подорвали его здоровье. Лихорадка, сразившая его, оказалась смертельной: 6 апреля 1520 года Рафаэль умер, оплакиваемый всем Римом. Его похоронили в Пантеоне. В тот же день один из современников, сообщая о смерти Рафаэля, написал: "Окончилась его первая жизнь; его вторая жизнь, в его посмертной славе, будет продолжаться вечно в его произведениях и в том, что будут говорить ученые в его хвалу".
Позднее Возрождение знаменуют бессмертные работы живописца, архитектора, поэта и скульптора Микеланджело. Несмотря на разносторонние таланты, его называют, прежде всего, первым «рисовальщиком» Италии благодаря самой значительной работе - росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце. Как скульптор Микеланджело стал известен уже ранней скульптурой «Давид», которая символизирует потенциальное, а не только выявленное могущество человека. Работы Микеланджело полны глубокой символики и представляют собой удивительное переплетение прекрасного, трагического и возвышенного. Его произведения решают вечные онтологические проблемы мира, они философичны, в образной форме дают разрешение самых острых проблем своего времени. В созданной им скульптурной композиции «Гробница Медичи» скорбное и траурное настроение сочетается с эстетически прекрасным художественным выражением. Четыре обнаженные фигуры на саркофагах властителей Флоренции «Вечер», «Ночь», «Утро» и «День» весьма ярко иллюстрируют осознание мастером ограниченности человеческих возможностей, отчаяние перед быстротекущим временем. Трагична фигура «Вечер», символизирующая погружение человеческого духа в вечный сон. Трагические настроения звучат в стихотворении, в котором слышен голос «Ночи», изваянной титаном Возрождения:
Молчи, прошу - не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать - удел завидный…
Отрадно спать, отрадней камнем быть.
Фигура же «Утро» величественна, она в символической форме передает не только идею Возрождения, но философскую сущность всей человеческой жизни.
Таким образом, поэты, философы, художники, ученые, скульпторы - великие мыслители Ренессанса решают проблему человека, формируют национальный язык, национальную культуру. Именно они определяют независимость мышления человека от государственных и церковных институтов, считая, что возможности человеческого познания беспредельны. Гуманисты воспевают ум, творческую энергию, чувство собственного достоинства, волю, интеллект человека, считают его творцом самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность.
За эпохой Возрождения следует Новое Время. Какова же культура данного периода?