Состав и структура культурологического знания
Предмет и задачи культурологии. С появлением человечества появилась его культура. Она и является предметом культурологии как системы знаний. Проблема культуры многоаспектна, сложна и противоречива. Культурология рассматривает закономерности развития мировой культуры, культурные потребности и интересы, особенности социокультурной преемственности, избирательности отношения к материальному, а главное - духовному богатству, накопленному человечеством. Культурология исследует культурные материальные и духовные ценности, культурные архетипы, культурные аспекты различных областей общественной жизни, особенности и достижения культурно-исторических типов.
Культура, как особый вид духовной деятельности, стиль мышления, особая отрасль творчества, является предметом междисциплинарного изучения: философии, эстетики, истории, социологии… Однако все перечисленные науки по-своему рассматривают и исследуют культуру. К примеру, история констатирует культурные явления и преподносит их как свершившийся факт, этнография изучает национальный аспект культуры, особенности культуры и быта народов мира. Археология занимается раскопками предметов, памятников, в которых материализованы результаты культурной деятельности людей прошлых эпох. В отличие от них культурология представляет собой единство эмпирического анализа и теоретического осмысления, исторического исследования и философского познания культурных явлений и феноменов. Ее предмет, та же самая культура, не совпадает и не эквивалентна предмету изучения вышеперечисленных дисциплин. Поэтому она исследует культурно-исторические типы, их ценности и содержание, рассматривает механизмы формирования культуры и закономерности ее развития.
Структура культурологического знания. Структуру культурологической науки составляют: отраслевая, теоретическая культурология и прикладная культурология. К высшему теоретическому уровню относится философия культуры, к среднему теоретическому уровню относятся история культуры, социология культуры, психология культуры и культурная антропология.
Рассмотрим в отдельности составные структуры культурологического знания.
Философия культуры. Этот термин в начале XIX в. ввел немецкий романтик А. Мюллер. Как относительно самостоятельная область философии стремилась в единстве рассматривать теории о сущности и значении культуры. Философию культуры можно определить как общую теорию, задачей которой является осознание, осмысление и ценностей, идеалов, которые являются глубинными основаниями культуры в определенные исторические эпохи. Философия культуры способствует выработки соответствующего образа жизни, она призвана вырабатывать ценностные, смысложизненные ориентиры. В философии культуры рассматривается структура, функции и роль культуры в жизни человека и общества. В данной отрасли культура представляется как специфический способ познания и освоения мира. Философия культуры изучает всеобщие связи в системе «человек - мир». Она выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.
Основным для философии культуры является вопрос о культурных универсалиях, служащих основанием для осмысления всех сфер культуры и ее судьбы. Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет конца, и, тем не менее, между ними обнаруживаются и общие черты, свойственные всем культурам, − культурные универсалии. Это спорт, искусство(в широком смысле слова), труд, образование, обряды, традиции, язык и т.д. Однако в качестве культуротворческих универсалий, способствующих философскому осмыслению как культуры в целом, так и ее отдельных проявлений, рассматриваются:
1) общезначимые ценности − логические, эстетические, этические;
2) человеческая деятельность как субстанция культуры, выступающая в виде символов и семиотических знаков.
Культурология и история культуры. История культуры в той или иной мере также решает философско-теоретические вопросы. Однако главной ее задачей является дать конкретное знание о данной культуре. В культурологии выделяют определенные этапы, периоды в развитии культуры. Если в основу классификации положить временные критерии, то можно выделить, к примеру, античную культуру, культуру эпохи Возрождения и т. д. Если в основу положить национальные критерии, то можно выделить в истории культуры мировую, национальную или региональную культуру. Сложная, напряженная, порой трагическая история человечества получает свое отражение уже в специфическом культурологическом аспекте. История культуры не столько объясняет, сколько констатирует факты, описывает события и достижения культуры, выделяя в ней самые выдающиеся памятники, творения великих гениев. Обилие и разнообразие культурных ценностей, культурных памятников служит материалом для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития данной культуры. Например, современная историческая компаративистика ставит своей целью установить характер и степень подобия исследуемых языков, фактов (прежде всего материальное сходство, а также в некоторой мере и типологическое), установить источник образования, выяснить причины дивергенции (расхождения) и конвергенции (схождения) праязыкового состояния индоевропейского языка. Историческое поле фактов включает и прошлое, и настоящее. Поэтому культурно-историческая типология сообществ, типы культур, культурные архетипы (беспрецедентные первоначальные формы) являются предметом изучения истории культуры.
Социология культуры. Она исследует реальное функционирование либо культуры в целом, либо имеющихся в ней субкультур - массовой и элитарной, городской и сельской, женской, молодежной. Ее интересуют происходящие сдвиги и изменения в культуре, динамика порождения и функционирования «социальных конвенций». Социологию культуры интересует и реакция тех или иных слоев на то или иное культурное явление. Например, идет традиционный фестиваль народной музыки. Каково отношение к нему публики? Обычно это непосредственное участие в самом празднестве, отношение к нему как к зрелищу. Что представляет это мероприятие для искусствоведа? Богатый источник для изучения типов инструментов, костюмов, манер и школ исполнения, используемой символики. Историка же будет интересовать фестиваль как свершившийся исторический факт, его сюжеты будут им использованы в качестве иллюстрации для описания данного исторического факта, который он попытается запечатлеть в памяти народа. Экономист как специалист подсчитает стоимость этого мероприятия. Социолог же должен раскрыть социальный смысл данного культурного явления: национальную самобытность, межнациональное взаимопонимание, приверженность историческому прошлому и перспективным ориентациям, религиозным, фольклорным или масскультурным устремлениям. Социология культуры исследует основные структуры и институты, способствующие процессу социализации человека.
Психология культуры. Некоторые ученые ее относят к социологии культуры, некоторые рассматривают уже как самостоятельную научную дисциплину. Ее интересуют индивидуальные особенности отношения к культуре, своеобразие духовного поведения человека в рамках конкретного поля. На основе социально-психологических исследований она выделяет культурно-исторические типы личности, характерные для данного общества.
Культурная антропология. (antropos - греч. «человек», антропология - это философское учение о человеке) Она изучает традиции и обычаи, обряды и ритуалы, мифы и верования, а также весь уклад жизни как архаичных народов, так и современных обществ. Культурная антропология, рассматривая отношения человека и природы, человека и человека в культурном контексте, проводит культурологический генезис. Культурантропология исследует определенные результаты духовно-культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции от человека к человеку от поколения к поколению.
Прикладная культурология. К прикладной культурологии относятся исследования, изучающие культурные процессы в их конкретных проявлениях, в более узком аспекте, что дает возможность изучить их основательно и детально. Это, например, исследование хиппи в 90-е гг. XX в. Прикладная культурология ориентируется на использование знаний о культуре в целях прогнозирования актуальных конкретных, узких культурных процессов.
Основные понятия культурологии. Культурология как наука выработала свои основные понятия: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурная картина мира, культурная самоидентификация, культурная модернизация и т. д.