Органы обеспечения безопасности-органы внешней разведки
Органы внешней разведки в соответствии с Законом «О безопасности» включены в систему органов безопасности.
Органы внешней разведки согласно Федеральному закону от 10 января 1996 г. «О внешней разведке» (в ред. от 22 августа 2004 г.) осуществляют разведывательную деятельность посредством добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказания содействия в реализации мер, осуществляемых в интересах безопасности Российской Федерации.
Разведывательная деятельность осуществляется Службой внешней разведки Российской Федерации и подразделениями, входящими в структуры других федеральных органов исполнительной власти. Осуществление разведывательной деятельности в пределах их полномочий возложено на подразделения и органы внешней разведки:
- Службы внешней разведки Российской Федерации - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифровальной, засекреченной и иных видах специальной связи с использованием радиоэлектронных средств связи за пределами России, а также в части обеспечения безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за рубежом и имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
- Министерства обороны Российской Федерации - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;
- пограничных органов ФСБ России - в сфере охраны государственной границы России, ее исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
Разведывательная деятельность органов ФСБ России осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки, которым в настоящее время передана часть функций упраздненного Федерального агентства связи и информации при Президенте РФ по использованию радиоэлектронных средств для получения разведывательной информации.
Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент Российской Федерации. Особое место в системе разведывательных органов занимает возглавляемая директором Служба внешней разведки Российской Федерации, являющаяся своего рода высшим звеном системы внешней разведки.
Структура службы внешней разведки включает директора СВР России, директорат, группу консультантов, пресс-службу, бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации, протокольный отдел. Руководство СВР России осуществляют также 5 заместителей директора, в том числе первый заместитель и заместители директора по кадрам, науке, по операциям и по материально-техническому обеспечению.
В центральном аппарате СВР России созданы управления: анализ информации, внешней контрразведки и управления оперативной техники, оперативные отделы по операциям, служба эксплуатации и обеспечения. При СВР России функционирует Академия Службы внешней разведки,
Для достижения постановленных целей органам внешней разведки, Российской Федерации представляются следующие полномочия;
- установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
- осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
- использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации;
- взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;
- организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в российских учреждениях, находящихся за пределами территории Российской Федерации;
- обеспечение безопасности сотрудников российских учреждений, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;
- обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан России, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
- взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном Законом «О внешней разведке»;
- создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;
- обеспечение собственной безопасности, т.е. защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;
- создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки Российской Федерации, и ряд других.
За деятельностью органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется парламентский контроль. Надзор за исполнением органами внешней разведки федеральных законов осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
Федеральные органы государственной охраны входят в систему органов безопасности и обеспечивают безопасность объектов государственной охраны, осуществляемой на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, технических и иных мер.
Федеральный закон от 27 мая 1996 г. «О государственной охране» (в ред. от 7 мая 2002 г.) установил объекты государственной охраны, перечень органов, ее осуществляющих, и их полномочия.
Объектами государственной охраны являются:
Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели Государственной Думы и Совета Федерации, председатели Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральный прокурор РФ, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации;
При необходимости по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена лицам, занимающим государственные должности Российской Федерации, и федеральным государственным служащим.
Охраняемыми объектами являются также здания, сооружения, в которых расположены федеральные органы государственной власти, прилегающие к ним территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, a также здания, строения и сооружения, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны.
Государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны, состоящие из Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента. Эти органы создаются, реорганизуются и подчиняются непосредственно Президенту РФ
Федеральную службу охраны (ФСО России) возглавляет директор в ранге председателя государственного комитета Российской Федерации которого назначает и освобождает от должности Президент РФ. Первый заместитель директора ФСО России, командир Президентского полка назначаются Президентом по представлению директора ФСО России. В состав ФСО России входит Служба безопасности Президента РФ.
Штатную численность, смету расходов на ее содержание, размер окладов военнослужащим и гражданскому персоналу, размеры надбавок доплат и иных выплат устанавливает Президент РФ.
Федеральные органы государственной охраны комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом из числа граждан России.
Военнослужащие, за исключением числа лиц, проходящих военную службу по призыву, - сотрудники ФСО России проходят службу в соответствии с воинскими законами, с учетом особенностей, обусловлен спецификой задач и обязанностей, на них возложенных. Сотрудники федеральных органов государственной службы при исполнении ими служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства.
На гражданский персонал распространяется действие федерального законодательства о труде и нормативно-правовых актов, устанавливающих особенности службы и работы в федеральных органах государственной охраны. Гражданскому персоналу запрещается заниматься предпринимательской деятельностью или совмещать службу или работу с другой оплачиваемой деятельностью.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» и во исполнении Федерального закона «О государственной охране» к основным обязанностям федеральных органов государственной охраны отнесены:
- выявление, предупреждение и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;
- организация и проведение охранных, режимных, технических иных мероприятий по обеспечению безопасности объектов государственной охраны;
- поддержание общественного порядка, необходимого для обеспечения безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного или временного пребывания, устранение обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной охраны;
- обеспечение в необходимых случаях сопровождения или эскортирования автотранспортных средств, в которых следуют объекты государственной охраны;
- проведение шифровальных работ;
- организация и проведение на охраняемых объектах, а также в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны оперативно-технического, санитарно-гигиенического, экологического, радиационного и противоэпидемического контроля;
- осуществление во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности мер по противодействию утечки информации по техническим каналам;
- осуществление внешних сношений со специальными службами, правоохранительными органами и организациями иностранных государств.
Для решения возложенных на них задач федеральным органам государственной охраны предоставлены следующие права:
- привлекать силы и средства обеспечения безопасности, необходимые для участия в подготовке и проведении охранных мероприятий;
- осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ;
- проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, производить при проходе (проезде) на охраняемые объекты и при выходе (выезде) с охраняемых объектов личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
- производить документирование, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку фактов и событий;
- задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершающих правонарушения в местах пребывания объектов охраны, и ряд других полномочий;
- разрешать сотрудникам хранение, ношение и использование оружия и специальных средств;
- использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность сотрудников, ведомственную принадлежность их подразделений, помещений и транспорта. В соответствии с законом контроль за деятельностью федеральных органов охраны осуществляет Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации. Надзор за исполнением законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.