Реферат на тему «Управление административной деятельностью органов внутренних дел»
Оглавление
Введение
1. Виды массовых мероприятий
1.1 Общественно-политические мероприятия
1.2 Культурно-массовые мероприятия
1.3 Спортивно-зрелищные мероприятия
1.4 Религиозные мероприятия
2. Правовые основы проведения массовых мероприятий.Требования, предъявляемые к их проведению
3. Особенности охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий на примере работы УВД г. Курска
Заключение
Библиография
Введение
В соответствии с действующим законодательством органы внутренних дел решают возложенные на них задачи как в обычных, так и в особых условиях. Особые условия охраны общественного порядка и безопасности представляют собой возникающую при определенных обстоятельствах повышенную по степени опасности для жизни и здоровья людей, сохранности материальных и культурных ценностей обстановку, которая требует от органов внутренних дел принятия специальных мер правового и организационного характера. Указанные обстоятельства детерминируются возникновением различных чрезвычайных ситуаций. В условиях мирного времени к ним относятся: стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, техногенные и экологические катастрофы, социальные конфликты, а также проведение крупных массовых мероприятий.
1. Виды массовых мероприятий
В настоящее время различные массовые мероприятия являются одной из популярных форм общественной активности и досуга населения и удовлетворяют потребности личности в непосредственном приобщении к политической жизни, достижениям спорта, культуры, искусства. Реализация конституционных прав и свобод граждан в значительной мере связана с их активным участием в различных массовых мероприятиях, проводимых государственными органами, политическими партиями и движениями, а также различными профсоюзными, спортивными, культурными, религиозными и иными организациями. Массовые мероприятия, как правило, доступны большому количеству граждан и проводятся на улицах, площадях, в общественных зданиях, концертных залах, на спортивно-зрелищных сооружениях, специальных трассах и в других общественных местах городов и населенных пунктов. 4 1. Виды массовых мероприятий.
На практике все массовые мероприятия условно подразделяются на общественно-политические, культурно-массовые, спортивно-зрелищные и религиозные обряды. Они различаются по целям их организации, характеру и количеству участников и зрителей, местам проведения, по степени влияния на охраняемые общественные отношения и другим факторам. За период 2002г. на территории г.Курска проведено 135 общественных массовых мероприятий различного характера, в т.ч. общественно-политических - 48, религиозных - 10, спортивных - 39, культурно-массовых - 25, прочих - 13. Все мероприятия носили санкционированный характер. Для обеспечения общественного порядка и безопасности в период Подготовки и проведения вышеуказанных мероприятий задействовано значительное количество сотрудников УВД г.Курска и подразделений УВД Курской области. Принятые меры не позволили допустить каких-либо чрезвычайных ситуаций и грубых нарушений правопорядка. Рассмотрим особенности их организации и проведения.
1.1 Общественно-политические мероприятия
К общественно-политическим мероприятиям относятся демонстрации, митинги, шествия, съезды политических партий и общественных организаций, выборы депутатов различных уровней, президента страны и др. Этому виду массовых мероприятий присущи, как правило, высокий уровень организации, качественная однородность состава участников, необходимое финансирование и техническая и рекламная поддержка. Для граждан, поддерживающих различные партии, движения и принимающих участие в подобных мероприятиях, характерны общность интересов в достижении поставленных целей, а также относительная схожесть мотивов и стереотипов поведения. В подобных мероприятиях участвуют представители различных государственных органов и общественных организаций, их совместная деятельность опосредствуется устойчивыми коллективными интересами и межличностными взаимосвязями.
Они, как правило, лояльно относятся к действующему законодательству и установленным правилам поведения в общественных местах, хотя имеются и исключения.
В Курске существует несколько популярных мест проведения указанных массовых мероприятий, где могут собираться представители различных политических партий, течений и общественных организаций. По данным УВД г.Курска при проведении различных митингов, исходя из плотности толпы 2 -- 3 человека на квадратный метр, около здания Правительства Курской области, стадиона «Трудовые резервы» могут собираться 4 -- 5 тыс. человек. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», принятым с целью урегулирования рассматриваемых общественных отношений, в настоящее время предусмотрен уведомительный порядок информирования властей о намерениях организаторов провести то или иное массовое мероприятие (вместо существовавшего ранее разрешительного порядка). Соответствующий орган исполнительной власти местного самоуправления после рассмотрения поданного в официальном порядке уведомления может санкционировать проведение подобных мероприятий либо отклонить его, обосновав мотивы отказа, а также предложить альтернативные варианты.
Особую группу общественно-политических мероприятий, серьезно осложняющих охрану общественного порядка, составляют несанкционированные собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирования. Они образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. А в некоторых случаях указанные правонарушения трансформируются в преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
В соответствии со ст.31 действующей Конституции Российской Федерации граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия и пикетирование. Одновременно в ст. 13 Основного Закона прямо запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В современных условиях резкого ухудшения социального климата в стране, на фоне повсеместного игнорирования существующих правовых норм, надлежащий государственный контроль за проведением подобных массовых акций приобретает особое значение.
В соответствии со ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административная ответственность предусматривается за нарушение установленного порядка организации и проведения митингов, собраний, шествий, демонстраций, пикетирования, а также за организацию либо проведение несанкционированных собраний, митингов и т.д. в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие к таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среде. Остановимся более подробно на составах названных правонарушений.. Во-первых, -- это нарушение порядка организации собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Во-вторых, -- это нарушение порядка проведения указанных мероприятий. Объектом посягательства данных правонарушений являются общественный порядок и безопасность, права и законные интересы граждан, нормальная деятельность предприятий, учреждений и организаций.
Порядок организации собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в Российской Федерации заключается в следующем.
1. В обязательном предварительном обращении (не менее чем за 10 дней) в соответствующий орган исполнительной власти с письменным уведомлением о проведении того или иного политического акта. При этом должны быть соблюдены два условия. Лица, подписывающие заявление, должны достигнуть
18-летнего возраста и выступать от имени официально зарегистрированной партии, общественного движения или организации.
2. В получении письменного согласия соответствующего органа исполнительной власти (администрации) местного самоуправления на проведение мероприятия, указанного в заявлении.
3. В случае официального мотивированного отказа соответствующего органа на проведение мероприятия -- в обращении в вышестоящий орган исполнительной власти либо в суд.
К организаторской деятельности могут быть отнесены также разработка программы мероприятия, назначение выступающих, подготовка листовок, плакатов лозунгов и другой печатной продукции, принятие мер по техническому обеспечению мероприятия, организация сбора участников, письменное обращение в компетентную инстанцию с просьбой санкционировать проведение соответствующего массового мероприятия.
Организаторами признаются лица как уполномоченные зарегистрированными в установленном порядке партиями, общественными движениями и коллективами на организацию проведения того или иного мероприятия, от имени которых они обращаются в компетентный орган, так и лица, представляющие интересы объединений и организаций, но не вступающие в официальные отношения с органами власти. Следовательно, организаторы привлекаются к ответственности не только за игнорирование запрета на проведение конкретного общественно-политического мероприятия, но и в тех случаях, когда они, вообще не информируя орган местного самоуправления, предпринимают организационные меры по подготовке и проведению указанных мероприятий.
Вторым составом рассматриваемого правонарушения является нарушение порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Данный проступок может быть совершен путем несоблюдения обозначенных в заявлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, количества участников мероприятия, нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия, злостного неповиновения участниками мероприятия законным распоряжениям представителей органов государственной власти, а также ношения участниками мероприятия оружия и иных предметов, могущих причинить ущерб людям и собственности.
Активными участниками несанкционированных массовых мероприятий, как правило, совершаются публичные выступления, выкрикивание и демонстрация лозунгов, распространение листовок и иных информационных материачов, проведение пропагандистской работы среди собравшихся, документирование при помощи фото- и видеосъемки действий милиции и представителей других правоохранительных органов, противодействие их законным требованиям.
К административной ответственности за нарушение порядка проведения массовых политических мероприятий могут привлекаться только непосредственные участники указанных акций. Обязательным условием отнесения их к субъектам данного правонарушения является факт игнорирования ими неоднократных требований милиции покинуть место проведения мероприятия.
1.2 Культурно-массовые мероприятия
Следующим распространенным видом массовых мероприятий являются культурно-массовые мероприятия. К ним относятся: выставки, вернисажи, народные гулянья, театрализованные представления, фестивали, ярмарки, концерты и др. С точки зрения охраны общественного порядка, для указанных мероприятий присущи различные формы поведения людей, складывающиеся в условиях произвольно формирующихся общностей граждан, стремящихся удовлетворить свои культурные, эмоциональные и духовные потребности. Однако несмотря на неоднородность состава, различия в образовании, возрасте, наличие различных интересов и устремлений, в целом поведение лиц, посещающих упомянутые мероприятия, укладывается в общепринятые нормы.
Вместе с тем следует отметить, что на поведение отдельных групп граждан, посещающих некоторые культурно-массовые мероприятия, влияют факторы фанатической любви к своим эстрадным кумирам, доходящей до экстаза, а также условия анонимности в толпе, что снижает степень ответственности за совершенные поступки. Особенно ярко это проявляется в манере поведения подростков - поклонников рок-музыки на концертах звезд отечественной и зарубежной эстрады, проводимых в больших концертных залах'и на спортивно-зрелищных сооружениях. Правонарушения, совершаемые рок-фанатами в указанных общественных местах, часто носят групповой характер и негативно влияют на состояние общественного порядка.
1.3 Спортивно-зрелищные мероприятия
Спортивно-зрелищные мероприятия традиционно являются одной из популярных форм массового досуга населения в нашей стране. В зависимости от масштаба и степени значимости они классифицируются как международные, всероссийские, областные, городские и местные. По массовости посещения и степени влияния на состояние общественного порядка наибольшую сложность для его охраны представляет проведение спортивных игр, таких, как футбол, хоккей и др. Эти спортивно-зрелищные мероприятия проводятся, как правило, на стадионах и других спортивных сооружениях. Характерной чертой рассматриваемых массовых мероприятий является присутствие на футбольных и хоккейных матчах определенного контингента спортивных болельщиков, так называемых фанатов, принадлежащих к различным спортивным клубам. Как правило, их поведение характеризуется пристрастным отношением к своей команде, доходящим до фанатизма.
Нормы поведения посетителей спортивно-зрелищных сооружений во время различных спортивных состязаний, рок-концертов и других массовых мероприятий регламентируются типовыми правилами, которые действуют на спорт сооружениях города Курска.
Так, посетители имеют право:
-- входить на территорию и помещения спорт-сооружений при проведении платных зрелищных мероприятий только при наличии билетов или документов, дающих право на вход;
--- занимать места, указанные в билетах и пропусках;
-- приносить и использовать спортивную и иную атрибутику, не представляющую опасности и не мешающую остальным зрителям;
-- посещать с детьми до 16 лет спортивные и иные зрелищные мероприятия, заканчивающиеся не позднее 20 час. 30 мин., а в дни школьных каникул -- 21 час. 30 мин.
Посетители обязаны:
-- вести себя уважительно по отношению к участникам соревнований и иных зрелищных мероприятий, зрителям, судьям, тренерам, администрации и другим должностным лицам, ответственным за поддержание общественного порядка и безопасности на спортивно-зрелищных мероприятиях;
-- не допускать действий, могущих создать опасность для окружающих и привести к созданию экстремальных ситуаций;
-- проявлять организованность при выходе со спортивно-зрелищных сооружений по окончании массового мероприятия;
подчиняться предупреждениям и требованиям администрации спортсооружении, милиции и иных лиц, ответственных за поддержание порядка.
Посетителям запрещается:
-- проносить огнестрельное и холодное оружие, взрывчатые, ядовитые, сильно пахнущие и наркотические вещества, а также колющие и режущие предметы, чемоданы, большие портфели, сумки и иные предметы, мешающие нормальному проведению мероприятия;
-- находиться во время проведения спортивных и иных зрелищных мероприятий на лестницах или люках, выбегать на поле или сцену, а также создавать помехи передвижению зрителей либо участникам;
-- распивать спиртные напитки или появляться на стадионах в пьяном виде;
-- допускать выкрики, скандировать лозунги, унижающие человеческое достоинство;
-- выбрасывать на поле или трибуны различные предметы, могущие причинить ущерб жизни и здоровью других людей.
Лица, не соблюдающие установленные правила, на спортсооружения не допускаются либо удаляются с них. В зависимости от характера правонарушения администрация спортсооружения может ограничиться предупреждением или передать нарушителя в милицию для принятия мер административного воздействия. Материальный ущерб, причиненный спортсооружению, взыскивается с виновных через суд в установленном законом порядке.
1.4 Религиозные мероприятия
В последние годы значительно возрос интерес населения к религии. Это стало возможным благодаря демократическим преобразованиям в стране. Массовые религиозные мероприятия, к которым относятся всевозможные праздники различных церковных конфессий, обряды и богослужения, проводятся, как правило, в соответствующих храмах в условиях большого скопления верующих и просто любопытных. В настоящее время в связи с изменением государственной политики по отношению к церкви строятся новые и возрождаются старые храмы, и ряды верующих постоянно пополняются. Среди них имеются секты, деятельность которых носит антиобщественный характер и представляет опасность для окружающих. К таким сектам относятся известные «Белое братство», «Аум Сенрике», сектанты «Муна» и др. Они вербуют свою паству среди молодежи, растлевающе действуют на души людей, проповедуют сатанизм, а иногда и прямо совершают преступления и террористические акты.
Это нередко влияет на состояние общественного порядка в местах проведения подобных мероприятий и осложняет оперативную обстановку, что в свою очередь требует от органов внутренних дел принятия специальных мер по надлежащей охране общественного порядка и безопасности, умения действовать в специфических условиях быстро и эффективно, нейтрализовать возникающие эксцессы,
2. Правовая основа проведения массовых мероприятий. Требования, предъявляемые к их проведению
В ходе проведения различных массовых мероприятий между их участниками, зрителями и субъектами охраны общественного порядка складываются специфические общественные отношения, которые, будучи урегулированы правовыми нормами, составляют содержание общественного порядка в местах их организации в обычных условиях. В тех случаях, когда нормальный ход проведения массового мероприятия нарушается наступлением какого-либо чрезвычайного происшествия или обстоятельства, охрана общественного порядка и безопасности трансформируется в режим условий охраны при чрезвычайных ситуациях.
Иными словами, общественный порядок при нормальном ходе массовых мероприятий характеризуется как совокупность качественно определенных общественных отношений, складывающихся в местах их проведения, установление и развитие которых создает гражданам возможности для реализации своих конституционных прав и свобод, с одной стороны, и обеспечения внешних условий для гармонического сочетания государственных, групповых и личных интересов при соблюдении требований безопасности, уважения чести и достоинства личности, -- с другой.
Под возникновением экстремальных ситуаций в ходе проведения массовых мероприятий, применительно к общественному порядку, следует понимать резкое изменение качественного состояния охраняемых общественных отношений, носящее, как правило, локальный и краткосрочный характер, что требует от органов внутренних дел и других субъектов правовой охраны принятия экстремальных мер по устранению возникшей чрезвычайной обстановки.
Правовой основой, регламентирующей порядок проведения массовых мероприятий в нашей стране, являются Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, законы «О милиции», «О чрезвычайном положении», «О безопасности», а также иные законодательные и подзаконные акты, определяющие порядок проведения митингов, уличных шествий и демонстраций, спортивно- зрелищных и других мероприятий.
Ответственность за совершение административных правонарушений, составляющих наибольший удельный вес среди всех деликтов, совершаемых при проведении массовых мероприятий, предусмотрена в Кодексе РСФСР об ад мин истративных правонарушениях.
Одним из основных требований, предъявляемых к проведению массовых мероприятий, является обеспечение безопасности людей, соблюдение их прав и законных интересов, поддержание надежного общественного порядка в местах, где они проводятся. Главным субъектом, ответственным за организацию и поддержание общественного порядка при проведении массовых мероприятий, в соответствии с действующим законодательством являются органы внутренних дел.
Именно на них возложены задачи по разработке плана охраны общественного порядка и безопасности при проведении конкретного массового мероприятия, подготовка и расстановка необходимых сил и средств, организация и координация взаимодействия со всеми государственными органами и общественными организациями, участвующими в охране общественного порядка и непосредственно в проведении массового мероприятия, контроль за обстановкой, осуществление административного надзора, предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений со стороны участников и зрителей, а также привлечение виновных к ответственности.
3. Особенности охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий на примере работы УВД г. Курска
Особенности охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий характеризуются рядом специфических черт. К основным из них относятся:
-- характер проводимого мероприятия;
-- скопление большого количества людей на ограниченной территории (условия толпы);
-- динамика и скоротечность происходящих событий;
-- быстрое изменение оперативной обстановки;
-- специфический контингент присутствующих лиц (представители оппозиционных партий либо соперничающих блоков, афессивно настроенные группировки болельщиков, принадлежащих к различным командам, рок-фэны, лица в нетрезвом состоянии и др.)?
-- особенности расположения спортивно-зрелищных и иных объектов проведения массовых мероприятий;
--- необходимость приостанавливать работу некоторых предприятий и изменять движение городского транспорта на время проведения массового мероприятия;
-- обязательный учет погодных условий на момент проведения мероприятия и др.
Вышеперечисленные факторы учитываются при организации охраны общественного порядка в рассматриваемых условиях и в конечном счете обусловливают выбор приемов и методов деятельности милиции, включая конкретные меры воздействия на поведение участников и зрителей массовых мероприятий с целью приведения его в соответствие с требованиями правовых и иных социальных норм.
Так, при проведении массовых шествий, демонстраций и митингов различными партиями, движениями и другими организациями работники милиции обязаны проверить, имеется ли у организаторов санкция органов власти на проведение конкретной акции, согласованы ли цели, место и время проведения мероприятия с администрацией района (города) или иной инстанцией, не нарушается ли порядок их проведения. В случае нарушения установленных правил проведения подобных мероприятий, а также совершения серьезных правонарушений со стороны их участников милиция имеет право прекратить проведение мероприятия, а виновных привлечь к установленной ответственности.
При проведении спортивно-зрелищных мероприятий, особенно футбольных и хоккейных матчей, основные силы и средства милиции, задействованные на охрану общественного порядка, главным образом направлены на регулирование поведения болельщиков и обеспечение безопасности зрителей. Проводится общая и индивидуальная профилактическая и разъяснительная работа среди зрителей, устанавливается особый административный надзор за активными фанатами, принимаются меры по разобщению соперничающих группировок болельщиков, применяется комплекс мер по обеспечению безопасности присутствующих, таких, как проверка надежности конструкций и систем жизнеобеспечения спортсооружений, организуется посадка массы людей на общественный транспорт и т.д.
Здесь немаловажное значение имеет получение упреждающей информации о возможном поведении участников, болельщиков. Так, при проведении крупных футбольных матчей в г.Курске с командами из других городов при подготовке к проведению мероприятий сотрудники ООП УВД г.Курска связываются с МОБ УВД города, откуда прибывает команда, для получения информации о количестве, времени, пути следования болельщиков и возможном их поведении.
В ходе проведения культурно-массовых мероприятий, особенно на рок-концертах, повышенное внимание при охране общественного порядка уделяется предотвращению беспорядочного скопления зрителей в проходах, на лестницах концертного зала или спортивного сооружения, где проводится выступление артистов; милиция следит также за тем, чтобы зрители не вскакивали со своих мест, и пресекает попытки отдельных групп музыкальных фанатов прорваться на сцену или за кулисы. Повышенное внимание на подобных концертах уделяется соблюдению противопожарной безопасности, так как в среде музыкальных фанатов модно в темном зале зажигать открытый огонь (зажигалки, свечи, бенгальские огни и др.) и размахивать в такт музыке.
Специфика охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий в отличие от обычных условий требует введения определенного режима ограничений, поскольку обычными методами обеспечить надлежащий порядок невозможно. В некоторых случаях приходится проводить оцепление зоны проведения мероприятия, удалять из нее лиц, не имеющих отношения к проводимому мероприятию, например, при проведении футбольного матча на стадионе, спортивной эстафеты на улицах города. В зону оцепления не допускаются лица, имеющие громоздкий багаж. Перекрывается движение транспорта или изменяется направление его маршрутов. В необходимых случаях приостанавливается проведение дорожных и некоторых других видов работ.
Названные виды ограничений вводятся органами внутренних дел по согласованию с органами местного самоуправления. Введение ограничений должно быть обоснованным, соразмерным и вызываться их действительной необходимостью.
Важной особенностью деятельности органов внутренних дел в рассматриваемых условиях является их тесное взаимодействие с организаторами проведения массовых мероприятий. Таковыми обычно выступают государственные и общественные организации, политические партии, спортивные, культурные, профсоюзные и другие организации, по плану которых проводятся различные массовые мероприятия. При проведении крупных комплексных мероприятий создаются организационные комитеты и оперативные штабы для разработки планов охраны общественного порядка и безопасности, координации деятельности всех заинтересованных участников и контроля за исполнением.
В состав оперативного штаба входят: начальник и его заместители; оперативный дежурный; группа управления силами и средствами; группа информации и анализа; оперативно-следственная группа; представители ОМОН, ГИБДД приглашаются представители скорой помощи и местной администрации.
Взаимодействие органов внутренних дел с другими заинтересованными организациями заключается в согласовании совместной деятельности по времени, месту и цели. Такое взаимодействие включает в себя обмен информацией о характере планируемого мероприятия, о предлагаемом количестве участников и зрителей, о месте и времени его проведения, изучение психологического климата среди участников массового мероприятия (агрессивные установки, конфликтные намерения и т.п.). Также совместно обследуются сооружения и иные объекты, где планируется проведение массового мероприятия, производится рекогносцировка местности.
Взаимодействие при проведении массовых мероприятий носит не только внешний характер, но и осуществляется непосредственно внутри органов внутренних дел. Оно координируется и контролируется штабом милиции и в целом заключается в следующем:
--- в едином понимании всеми нарядами и службами, задействованными в обеспечении общественного порядка, общей задачи и своих функциональных обязанностей по ее реализации;
-- постоянном знании оперативной обстановки и ее изменений;
-- наличии бесперебойной связи и постоянном обмене оперативной информацией;
-- знании и правильном применении установленных команд и сигналов;
-- своевременном оказании взаимной помощи;
-- эффективном осуществлении маневра силами и средствами;
-- корректном осуществлении правоприменительной деятельности.
Главными задачами органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий являются: создание нормальных условий для организации массовых мероприятий в местах их проведения; обеспечение безопасности для участников и зрителей; предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений; оказание необходимого содействия организаторам проведения массовых мероприятий в рамках предоставленной компетенции; поддержание надлежащего порядка на прилегающей территории.
Охрана общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия осуществляется при помощи обычных и специальных нарядов. К первым относятся посты, патрули, автопатрули, патрульные группы; ко вторым ~ милицейские цепочки (коридоры), посты охраны объектов, группы сопровождения, контрольно-пропускные пункты, посты наблюдения, заслоны, посты по надзору за движением, резерв.
Тактика деятельности, задачи и основные функции нарядов органов внутренних дел в условиях проведения массовых мероприятий наиболее полно определены в Уставе патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности.
Охрану общественного порядка и безопасности при проведении различных массовых мероприятий на территории г.Курска в зависимости от их масштаба и значения организуют МВД России, УВД Курской области, УВД г.Курска. К участию в этой работе привлекаются все основные службы УВД Курской области, УВД г.Курска. Решение главной задачи -- охраны общественного порядка п безопасности при проведении массовых мероприятий -- возлагается на отделение охраны общественного порядка УВД г. Курска. Все остальные службы на период проведения массового мероприятия находятся в его оперативном подчинении.
Важнейшим условием успешного проведения любого массового мероприятия является разработка планов охраны общественного порядка и безопасности. Для проведения различных массовых мероприятий службой охраны общественного порядка разрабатываются типовые и индивидуальные планы. При систематически повторяющихся мероприятиях, таких, как футбол, хоккей, проводимых на определенных стадионах и во дворцах спорта, демонстрациях и митингах, организуемых различными партиями и общественными организациями, как правило, составляются типовые планы охраны общественного порядка. Для массового мероприятия, носящего разовый характер, разрабатывается индивидуальный план.
Разработка плана начинается с получения исходной информации, ее анализа с учетом опыта проведения аналогичных мероприятий, рекогносцировки местности, обследования объектов проведения мероприятия, изучение маршрутов движения и путей подхода к остановкам общественного транспорта, установления рабочих контактов с организаторами массового мероприятия и представителями местной власти.
В целом план должен предусматривать: содержание мероприятий, время и место его проведения, состав и количество участников и зрителей, оптимальный расчет сил и средств ОВД, т.е. количество и виды нарядов, а также иных сил и средств, задействованных на мероприятии, границы оцепления, количество зон, секторов, участков, расположение пунктов управления, нормы выделения сил и средств от соответствующих подразделений, закрепление ответственных лиц за конкретными участками и объектами и постановку задач перед ними, порядок введения режимов ограничений, организацию пропускного режима, маневр силами и средствами, порядок организации связи и взаимодействия, проведение комплекса противопожарных мероприятий, организацию материально-технического и медицинского обеспечения.
После утверждения плана охраны общественного порядка и безопасности по проведению конкретного массового мероприятия соответствующим начальником органа внутренних дел он приобретает силу приказа и является обязательным для исполнения всеми задействованными службами и подразделениями.
Деятельность органов внутренних дел по непосредственному обеспечению порядка и безопасности при проведении массового мероприятия условно подразделяется на три основных этапа:
- подготовительный,
- исполнительный,
-* заключительный.
На подготовительном этапе организуется подготовка личного состава и технических средств к несению службы, проводится окончательное обследование территории и объектов совместно с организаторами и соответствующей администрацией и устраняются выявленные недостатки; проводится служебный инструктаж нарядов и должностных лиц, уточняются их задачи и обязанности при проведении мероприятия, осуществляются тренировки и репетиции действий20 нарядов в экстремальных условиях на закрепленных за ними участках, организуется надежное взаимодействие всех заинтересованных служб и организаций.
Исполнительный этап охватывает время с момента начала осуществления задействованными силами и средствами своих обязанностей по охране общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия и продолжается до его окончания. В указанный период организуется служба и управление нарядами, производится удаление из зоны оцепления лиц, не имеющих отношения к проводимому мероприятию, вводятся предусмотренные планом ограничения движения транспорта и пешеходов, организуется пропускной режим на КПП и турникетах, реализуются меры административного предупреждения пресечения и взыскания, предусмотренные действующим законодательством, задерживаются или удаляются граждане, нарушившие установленные правила, производится разбор правонарушений в комнатах для задержанных, осуществляется маневр силами и средствами, используется резерв, штабом постоянно контролируется исполнение приказов и команд, осуществляется взаимодействие всех заинтересованных представителей.
Заключительный этап начинается с момента окончания мероприятия и заканчивается после осуществления эвакуации и посадки основной массы людей на общественный транспорт. На этом этапе снимаются введенные режимные ограничения, в полном объеме возобновляется прерванная работа транспорта и отдельных предприятий, свертываются силы и средства, подводятся итоги службы и дается общая ее оценка. В случае выявления серьезных обстоятельств, могущих влиять на безопасность людей в будущем, при проведении подобных мероприятий готовится и направляется соответствующая информация местным властям и организаторам массовых мероприятий.
Одной из основных задач обеспечения охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий является комплексное использование задействованных сил и средств, их правильная расстановка, организация и взаимодействие21 Для организации и проведения массовых мероприятий на территории г. Курска регулярно привлекаются сотрудники оперативно-сыскного отделения ОУР УВД г.Курска, которые во время проведения массовых мероприятий находятся в гражданской одежде в «толпе» и тем самым контролируют ее поведение «из нутрии», передавая информацию в штаб о намерениях участников мероприятия, давая возможность правильно произвести расстановку задействованных сил и средств и предупреждая тем самым конфликтные ситуации.
Необходимо также отметить с положительной стороны привлечение к охране общественного порядка при проведении общественных мероприятий общественных формирований. Так за 12 месяцев 2002г. на обеспечение общественного порядка при проведении массовых мероприятий на территории г.Курска привлекались общественные формирования : Курское отдельное казачье общество ( выделяет до 40 человек ), ЧОП «Медведь+» (выделяет до до 15 человек), молодежный оперативный отряд при администрации г.Курска ( выделяет до 20 человек).
Наличие данных приданных сил позволяет в отдельных случаях быстрее стабилизировать возникшую конфликтную ситуацию, а также играет немаловажную роль при фиксации правонарушений, возникающих при проведении данных общественных мероприятий.
Общими задачами ОВД для обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятий являются :
- обеспечение оперативно-служебной и мобилизационной готовности;
- непрерывный сбор данных оперативно-служебной обстановки;
- подготовка управленческих решений;
- информационно-аналитическое и организационное обеспечение управленческих решений;
- подготовка проектов и организация реализации комплексных программ и планов;
- своевременное выполнение подразделениями и службами задач, приказов и распоряжений;
- кон -роль за выполнением подразделениями и службами поставленных задач и оказание им практической и методической помощи;
- организация всех видов связи, средств автоматизации и вычислительной техники;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта служебной и служебно-боевой деятельности;
- доклад вышестоящему штабу данных оперативно-служебной обстановки и принятых начальником органа внутренних дел решений;
- информирование начальников и штабов подчиненных, взаимодействующих и соседних органов внутренних дел о новых данных оперативной обстановки;
- организационно-штатное обеспечение органа внутренних дел;
- правовое обеспечение деятельности органа внутренних дел;
- организационно-методическое обеспечение работы нижестоящих штабов органов внутренних дел;
- организация изучения общественного мнения о состоянии правопорядка и эффективности деятельности органа внутренних дел.
Библиография
1. Конституция РФ.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.-М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.- 224с.
3. ФЗ «О милиции» от 18.04.91
4. ФЗ «О внесении изменений в статьи 30,36 Закона РФ «О милиции» № 163-ФЗ от 29.12.2000.
5. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95г., М., Буквица, 1997г.
6. Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ № 209 от 12.02.93.
7. Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности. Приказ МВД России № 17 от 1993г.
8. Об объявлении решения Коллегии МВД России от 30.05.96 № 2км.
9. О состоянии и основных направлениях совершенствования работы участковых инспекторов милиции среди населения по укреплению правопорядка в городах и населенных пунктах. Приказ МВД России № 296 от 30.05.96
10 совершенствовании организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, Приказ МВД России № 166 от 1993г.
11. О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции. Приказ МВД РФ № 900 от 16.09.2002.
12. Приказ МВД РФ №1120-2002г.
13.Приказ МВД России № 870-2002г.
14. Судебная и правоохранительная системы. Сборник нормативных актов.-МПроспект. 1997,344с.
15. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации./ Под ред. В.И.Швецова.- Проспект, 1997.- 376с. 24
16. Маршунов М.Н. Комментарий к ФЗ «О милиции» от 18.04.91г., Издательский торговый дом «Герда ( Москва- Санкт_Петербург).
17. Административное право России (Особенная часть): Учебник./Под (эед.Бахраха Д.Н., Издательство БЕК, 1997г.
18. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная. Издание второе, исправленное и дополненное. Учебник /Под ред. докг. юрид. наук, проф. А.П. Коренева. - М: МЮИ МВД России. «Щит-М», 1999. - 362 с.
19. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник./ Под ред Скуратова Ю.И., Семенова В.М.,- М.: Юрид. лит., 1998.- 228 с.