Символический интеракционизм Д. Мида и Г. Блюмера. Символический интеракционизм - одна из социологических парадигм, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на чтении опр. соц. символов.
Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти символы в ходе общения. С.И. целиком основывается на интерпретациях человеческого поведения, в котором прочитываются значимые символы, несущие соц. информацию.
Крупнейшими представителями С.И. были американские социологи Джордж Герберт Мид 1863-1931 и Герберт Блумер 1900-1986 . Концепция межиндивидуального взаимодействия Мида основывается на том, что восприятие индивидом окружающей соц. действительности обусловлено его опытом общения с другими, особенно его способностью воспринимать мир и себя таким образом, чтобы это соответствовало видению других и значению символов.
Символ обозначает предмет или событие, предполагая определенную реакцию на него, выражающуюся в соответствующих соц. действиях. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в своей естественной и соц. среде. Поведение человека определяется структурой его личности, его соц. ролью. Важной заслугой Мида является разработка им ролевой теории личности, согласно которой сущность личности, ее богатство и своеобразие определяются и проявляются прежде всего через выполняемые ею соц. роли, а сама соц. деятельность личности представляется как совокупность ее соц. ролей, зафиксированных в систеие языковых и других символов.
Через процесс принятия роли индивиды развивают самость - способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли. Социолог различает 2 аспекта формирования самости 1 я соотв. английскому i - спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя 2 я соотв. английскому me - это то, как люди видят себя, но глазами других. 2 стадии развития самости 1 стадия игра play - ребенок играет роли, которые не являются собственно его отец, доктор 2 стадия соревнования game - принимая участие в соревновании футбол, дети видят себя со стороны других участников.
Любое организованное сообщество, которое обеспечивает индивиду организованность, Мид называет обобщенным другим. Индивиды видят себя с точки зрения обобщенного другого. труд Сознание, самость и общество. Ученик Мида американский социолог и соц. психолог Герберт Блумер развил дальше исходные основы символического интеракционизма. По Блумеру С.И. покоится на 3 базовых посылках 1 Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как соц. силы. С.И. предлагает детерминизм значений. 2 Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях. 3 Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах. Значительное место в работах Блумер уделил коллективному поведению людей.
Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов.
Однако часто можно наблюдать и спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных форм существования.
Блумер выделяет такие формы спонтанного поведения, как толчея, коллективное возбуждение, соц. инфекция, которые при опр. условиях способны вылиться в новые формы группового и институционального поведения действующая толпа спонтанно образованная группа, без общих значений и ожидании, нет признанного лидерства экспрессивная толпа эмоциональные порывы - карнавалы, ритуальные танцы - как эмоциональная разрядка от тревожащих значений масса спонтанное коллективное группирование людей, которые возбуждены значением какого-либо события общественность спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные, критические действия. Наряду со спонтанными группами Блумером были исследованы и устойчивые, фиксированные формы соц. поведения - общие и специфические соц. движения, экспрессивные движения, а также возрожденческие и националистические движения, которые имеют структурную организацию и формируются на основе общепризнанных значений.