Транспортная авария – это авария транспортного средства, повлекшая за собой гибель людей или причинившая пострадавшим тяжелые телесные повреждения, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.
Транспортные аварии разделяют по видам транспорта, на котором они произошли, и по поражающим факторам опасных грузов.
Опасный груз – это опасное вещество, материал, изделие и отходы производства, которые вследствие их специфических свойств при транспортировании или перегрузки могут создать угрозу жизни и здоровью людей, вызвать загрязнения окружающей природной среды, повреждение или уничтожение транспортных сооружений, средств и иного имущества.
Дорожно–транспортные происшествия (ДТП)
ДТП – это транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинения им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.
Ежегодно в мире в ДТП погибает более 300 тысяч человек, а общее число, получивших травмы, превышает 15 миллионов человек.
В РБ ежегодно происходит от 7 до 8 тыс. ДТП, при этом ежегодно погибают 1,5 – 2 тысячи человек, травмы и ранения получают несколько тысяч человек, многие становятся инвалидами.
Различают следующие виды ДТП:
- наезды на людей и другие подвижные объекты, находящиеся в полосе движения автомобиля;
- наезды на неподвижные объекты (в том числе и на стоящие на дороге транспортные средства);
- столкновение автомобилей друг с другом и другими средствами;
- опрокидывание транспортных средств в результате заноса, потери управления, неблагоприятных дорожных условий, применением водителем резких или неправильных приемов управления.
Основными причинами ДТП являются: низкий профессиональный уровень отдельных водителей; невоспитанность; беспечность и самонадеянность как водителей так и пешеходов; управление автомобилем в нетрезвом состоянии, неисправности машины; плохие дороги; неблагоприятные метеорологические условия и др.
Аварии и катастрофы на железнодорожном (ЖД) транспорте
Общая протяженность ЖД путей РБ составляет более 5,6 тысяч км. Система ЖД содержит 17 ЖД узлов, которые также представляют определенную опасность. Средняя грузонагруженность ЖД в нашей стране самая высокая в СНГ. Она в 5 раз выше, чем в США и в 8-5 раз выше по сравнению с другими развитыми странами. Опасность происшествия на ЖД транспорте происходят в виде крушения поездов, железнодорожных аварий и катастроф.
Крушение поезда – это столкновение пассажирского или грузового поезда с другим поездом или подвижным составом, сход поезда с ЖД пути, результат которых гибель и ранение людей, разрушение локомотива или вагонов.
ЖД авария – авария на ЖД, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава ЖД до степени капитального ремонта и (или) гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим телесных повреждений различной тяжести либо полный перерыв движения на аварийном участке, превышающий нормативное время.
Среди катастроф, крушений поездов и аварий различают: сход подвижного состава с рельсов; столкновения; наезды на препятствия на переездах; пожары и взрывы на подвижном составе; столкновения поездов между собой.
Следствием аварий и катастроф на станциях и перегонах являются:
- взрывы опасных грузов, приводящие к разрушению пути, вагонов, локомотивов, сооружений, зданий депо;
- пожары подвижного состава, станционных построек и других сооружений;
- разлив и выброс в атмосферу агрессивных или ядовитых веществ;
- поражение железнодорожных работников, пассажиров огнем, взрывами, ядовитыми жидкостями и газами;
- значительный материальный ущерб железнодорожному хозяйству, уничтожение перевозимых грузов.
В зависимости от численности пострадавших различают 5 категорий железнодорожных аварий и катастроф:
- первая категория – пострадали 1-5 человек
- вторая категория – пострадали 6-11 человек
- третья категория – пострадали 16-30 человек
- четвертая категория – пострадали 31-50 человек
пятая категория- пострадали более 50 человек.
Основными причинами аварий и крушения поездов на ЖД являются: неисправность пути, подвижного состава и технических средств управления; ошибки работников; нарушения правил переезда ЖД путей автомобильным транспортом и т.д.
Более 40% ж.д. аварий происходят по вине путейских рабочих.
Аварии и катастрофы на воздушном транспорте
В РБ имеется 7 аэропортов со статусом международных. В гражданской авиации случаи полного или частичного разрушения воздушного судна, имеющего на борту пассажиров, принято называть авиационными происшествиями. Они могут произойти на воздухе и на земле. Авиакатастрофы делятся на катастрофы, аварии и поломки.
Авиакатастрофа – опасное происшествие на воздушном судне, в полете или в процессе эвакуации, приведшее к гибели или пропажи без вести людей, причинению пострадавшим телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных ценностей.
Основные причины аварий: ошибки человека 50-60%, отказ техники 15-30%, воздействие внешней среды 10-20%, прочие 5-10%. По элементам полета они распределяются: взлет 30%, крейсерский полет 18%, заход на посадку 16%, посадка 36%.
Возможны следующие типы аварийных ситуаций в полете:
- разряжение воздуха в салоне;
- пожар в самолете;
- удар при падении или посадке самолета.
Аварии и катастрофы на водном транспорте
Беларусь располагает речным транспортом. Общая протяженность речных судоходных путей составляет 2,6 тысяч км. Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:
- кораблекрушение – гибель судна или его полное разрушение
- авария – повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (пассажирского 12 часов)
- аварийное происшествие
Основный причиной аварий – является человек. К наиболее тяжелым последствиям при авариях и катастрофах можно отнести пожары, взрывы, розлив нефтепродуктов и ядовитых веществ.
Аварии на трубопроводном транспорте
Общая протяженность магистральных нефтепродуктов и продуктопроводов на территории РБ составляет почти 6 тысяч км, газопроводов 5тыся км. Наиболее крупные из них являются нефтепровод «Дружба» и Самотлор – Новополоцк, газопровод Торжок- Минск- Ивацевичи.
Авария на трубопроводе- это авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом или выливом под давлением опасных химических или взрывоопасных веществ, приводящая к возникновению техногенной ЧС.
Аварии на трубопроводном транспорте могут представлять следующую опасность:
гибель людей; экологическое бедствие; нанесения вреда экономики.