Конспект лекций по предмету "Сектоведение"


Определение «секта» в светском религиоведении и в светской социологии религий

Определение и критерий сектантства в этой области определяется так (одно из определений): (до нач.90х в нашем религиоведении преобладало советское религиовед., построенное на базе марксизма-ленинизма, когда эта идеология была демонтирована, наши религиоведы восприняли идеи, крые были наработаны на западе, как более отработанные и адекватно отражающие положение дел, природу сектантства). Западная территория, а за ней и российская избегает употребления термина «секта», полагая, что за этим стоит оскорбительное значение и поэтому более правильно определение «культ» или «новое религиозное движение». Иногда – «новая религия», «харизматич.культ» и т.д., т.е.избегают оценочных определений.
В основе социологии религии лежит концепции, разработанные Вебером, Трёльчем, Нибором.
В частности, в учебном пособии для студентов МГУ (кн. «Социология религий») приводится следующее определение и критерии сектантства и церковности (автор - Гараджа). Различие между церковью и сектой определяется по трем критериям: 1) отношение к миру; 2) форма, членство организации; 3) организационная структура.
Рассмотрим только первый критерий, остальные не будем затрагивать. «Если религиозная организация не противопоставляет себя миру, если религиозная организация приемлет его структуру и соглашается с его порядком, добиваясь того, чтобы стать универсальной организацией, вписанной в этот мир, то мы имеем дело с церковью» (т.е.статус церкви может получить та религиозная организация, края не противопоставляет себя миру).
«Церковь должна отказываться и идти на компромиссы, от насаждения своих ценностей и норм, особенно в тех случаях, когда обнаруживается острое расхождение между церковными ценностями и культурными. Церковная теология должна изыскать средства для сглаживания таких расхождений, чтобы сделать их приемлемыми для общества, приспосабливать христианские ценности к секулярному обществу. Секта же напротив, тяготеет к неприятию, осуждению мира и мирских порядков» (т.е.здесь мы видим развернутое суждение Трёльча: церковь – это те, кто согласен принимать мир и его ценности, а секта – отрицает).
Если мы посмотрим на это определение через призму Социальной концепции РПЦ, то она является сектой, т.к.здесь есть положение, что если государство выступит напрямую против христианской веры, Церковь может призвать к гражданскому неповиновению. Т.образом, если мы с т.зрения протестантского богословия и либеральной социологии религий посмотрим на РПЦ, то ее статус неопределен в свете документа, принятого Архиерейским собором 2000 г. Т.е.исходя из этого, РПЦ могут обвинить в политическом экстремизме.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.