Конспект лекций по предмету "Социология"


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС СОЦИОЛОГА

I. Общие положения:
Профессиональный кодекс социолога был принят VI Всесоюзной конференцией Советской социологичес­кой ассоциации в марте 1987 г.
Российское общество социологов (РОС), созданное в 1991 г., подтвердило следование этому Кодексу, исклю­чив 1-й раздел "Общие положения" как неадекватный современным общественным условиям.
II. Исследовательская деятельность:
1. Социолог проявляет профессиональную компе­тентность, научную честность и корректность на всех этапах социологического исследования.
2. Руководствуясь идеалом достижения истины, со­циолог уделяет особое внимание стремлению к макси­мальной достоверности и надежности социологической информации и выводов, которые делаются на основе анализа этой информации.
3. Как представитель наук об обществе, социолог не допускает того, чтобы при анализе социальных проблем и процессов его личные интересы и другие посторонние влияния препятствовали установлению научной исти­ны.
4. Социолог несет личную ответственность за резуль­таты, полученные им на базе программ и методик дру­гих исследователей, а также за использование чужих идей и результатов в собственном научном труде.
5. Плагиат и присвоение в любых формах чужих идей недопустимы и несовместимы с профессиональной деятельностью.
6. Социолог считает своим долгом опираться не только на идеи и результаты прямых предшественников в своей науке, но и на знания, полученные в сопредель­ных сферах научных исследований.
7. Социолог обязан строить свою исследовательскую деятельность так, чтобы она не выходила за рамки огра­ничений, связанных с объемом имеющихся ресурсов, по­знавательными возможностями методов и техники исследования.
8. В отношениях с заказчиками социолог обеспечи­вает профессиональное решение проблем, строго соблю­дает условия, предусмотренные договорными отношени­ями или обязательствами, принятыми на себя в любой иной форме.
9. Социолог вправе опираться на поддержку и по­мощь Социологической ассоциации, ее органов и отделе­ний на местах в создании условий для своей исследо­вательской деятельности, защите своего профессиональ­ного достоинства и чести.
III. Научные дискуссии и полемика:
1. Социолог отстаивает свои взгляды, идеи и концепции, невзирая на конъюнктуру и авторитеты. Защита своей точ­ки зрения, проявление научной честности и принципиально­сти требуют от него нравственной твердости и гражданского мужества, способности вступать в спор с общепринятыми взглядами на то или иное явление общественной жизни, с авторитетами в науке. Предпосылками занятия такой пози­ции являются прочность личного мировоззрения, наличие четкой нравственной позиции,
2. Отношение социолога к другим идеям и людям — авторам или сторонникам этих идей — отличается тер­пимостью и уважением. Научная критика и полемика как естественные для науки формы ее развития несовместимы с навешиванием идеологических ярлыков и тем более с любыми попытками сведения счетов, распра­вы с оппонентами.
3. Повседневную деятельность социолога, его контак­ты и связи с коллегами характеризуют взаимная под­держка в борьбе за истину, высокая культура чувств, тактичность, общительность и умение вести себя, не ро­няя достоинства ученого-обществоведа.
IV. Научные публикации:
1. Несмотря на объективную потребность как можно скорее предать гласности полученные новые знания, со­циолог воздержится от поспешных публикаций, когда их выводы и рекомендации недостаточно проверены и обоснованы.
2. Социологические публикации, особенно если они опираются на эмпирическую базу, помимо соответствия общенаучным требованиям должны содержать инфор­мацию, позволяющую профессионально оценить корректность постановки исследовательских задач и до­стигнутую степень достоверности полученных данных.
Социолог проявит заботу о том, чтобы материалы пе­чати, радио и телевидения, прямо или косвенно исполь­зующие результаты проведенного им исследования, так­же удовлетворяли бы этим требованиям.
3. Уважение труда своих коллег и предшественни­ков, обязательность упоминания доли их участия и свя­зи с публикуемым научным трудом (отчетом об иссле­довании), благодарность за любую помощь, не дающую право на соавторство, являются непреложными нормами научного общения социолога.
V. Респонденты и обследуемые:
1. Во взаимоотношениях с респондентами социолог будет строго соблюдать гарантии конфиденциальности, неразглашения сообщенных респондентами сведений. Исключение составляют случаи, когда это не предусмат­ривается программой сбора данных, о чем респонденты (обследуемые) должны быть заблаговременно поставле­ны в известность.
2. Закон социологической деятельности — не допус­кать использования методов, техники, процедур, ущемля­ющих достоинство личности респондентов (обследуе­мых), их интересы.
VI. Ответственность за нарушение профессиональ­ного кодекса социолога:
1. Вступление в РОС является одновременно актом принятия на себя ответственности и обязательств, выте­кающих из положений и требований про­фессионального кодекса социолога.
Социолог обязуется охранять честь своего профес­сионального сообщества, он не станет использовать член­ство в РОС таким образом, чтобы это могло нанести ущерб общественной репутации РОС.
2- Член РОС, нарушивший профессиональный ко­декс, а тем более умышленно уклоняющийся от соблю­дения его положений и требований, подлежит морально­му порицанию и критике со стороны своих коллег и в особых случаях подвергается наказанию в соответствии с Уставом РОС.
3. Случаи нарушения профессионального кодекса со­циолога предаются гласности на общих собраниях (кон­ференциях) членов РОС и в соответствующих изданиях РОС.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.