Кратковременная удача в лечении допамин-резистентного септического шока обязательно должна напомнить врачу, что эта форма шока подразумевает высокий уровень эндотоксемии, при котором хирургическая санация очага инфекции неизбежно потребуется как продолжение комплекса реанимационных мероприятий.
Однозначного мнения нет о толерантности и критериях эффективной терапии для проведения операции.
Во-первых, пока не улучшены до какого-то хотя бы минимально допустимого предела гемодинамика, дыхание и метаболизм, решаться на оперативное вмешательство можно только от отчаяния. Во-вторых, хирургическая практика свидетельствуют, что при несомненном септическом шоке и наличии гнойно-септического очага оперировать больных всё равно придётся, но слишком поздняя операция может оказаться бесполезной.
Понятия «поздняя» или «ранняя» операция не точны. Если больной сравнительно легко поддаётся интенсивной терапии и хорошо управляем, над характером и сроком операции можно размышлять. Если же жизненно важные функции больной корригируются с трудом – это сигнал к выполнению немедленной операции.
Конкретное содержание хирургического вмешательства определяется его обширностью и локализацией. Данная манипуляция должна быть предельно малотравматичной, простой и достаточной надежной для адекватного дренирования и удаления в последующем микроорганизмов и их токсинов.
Литература:
1. Белобородова Н.В. Алгоритмы антибактериальной терапии тяжелых инфекций. - М, 1998. – 32 с.
2. Костюченко А.Л., Бельских А.Н., Тулупов А.Н. Интенсивная терапия послеоперационной раневой инфекции и сепсиса. - СПб, 2000. – 320 с.
3. Лебедева Р.Н. Добутамин в клинической практике. - Москва, 1998. – С. 10-11.
4. Лыткин М.И., Костин Э.Д., Костюченко А.Л. Септический шок. – Л., Медицина, 1980. – С. 120-130.
5. Савельев В.С., Гологорский В.А., Гельфанд Б.Р. Инфекционно-токсический шок при перитоните // Анестезиология и реаниматология.-1987, № 8.- С. 3-10.