В конце I тысячелетия во времена Византийской империи сформировалась Великая Болгария.
Древняя Болгария состояла из двух частей: Западной и Восточной со столицей в Преслове. Но потом русский князь Святослав завоевал Восточную часть Болгарии, опустошив ее столицу Преслов. Затем Иоанн Семинский выгнал Святослава и присоединил Восточную часть к Византийской империи. В результате центр Болгарии переместился сначала в Троадицу а затем в Охрид, где и образовалась Охридская архиепископия. Но через некоторое время и Западная часть была присоединена к Византийской империи, образовалось второе Болгарское государство с центром в Тырново, и болгары создали новый Патриархат, который стал называться Тырновским. Тем не менее, Охридская архиепископия осталась, потому что ее возводили к архиепископии Первой Юстинианы.
После IV Крестового похода Тырновский Патриархат был признан Константинополем. То есть стали одновременно существовать и Охридская архиепископия и Тырновский Патриархат.
В то же самое время в начале XIIIв. сформировалось сербское государство и автокефальная архиепископия с центром в Печи. Первым Сербским архиепископом стал Савва Сербский, а архиепископия получила название Печской. В XIVв. эта архиепископия преобразовалась в Печский Патриархат.
Таким образом, в XIVв. существовало, по крайней мере, три автокефальных центра: Охридская архиепископия, Тырновский и Печский Патриархаты. Такая ситуация сохранялась до турецкого завоевания.
После завоевания турками Болгарии прекращает существование Тырновский патриархат. После этого турки завоевывают Сербию, и Печский Патриархат тоже прекращает свое существование. Постепенно турки завоевывают и Византию, и территорию современной Греции (Морею), и Охрид. Но Охридская архиепископия после этого не прекратила своего существования. В скором времени восстановился и Печский Патриархат. Печский Патриархат и Охридская архиепископия просуществовали до середины XVIIIв., когда в 60-х годах Константинопольским Патриархом Самуилом они были упразднены.
Таким образом, к концу XVIIIв. все существовавшие автокефальные Церкви были упразднены.
Необходимо отметить, что не вся территория славянских стран была завоевана турками. Не завоеванной осталась Черногория, где в Цетинье сформировалась автокефальная митрополия. То есть возник новый центр Цетинская автокефальная митрополия в Черногории.
Кроме того, часть славян оказалась на территории Австро-Венгерской империи, противостоявшей туркам, в результате того, что с одной стороны, в Австро-Венгрию эмигрировало значительное количество сербов, а с другой, после различных войн Австро-Венгрия включила в свой состав некоторые славянские территории: Трансильванию, Буковину, Боснию и Герцеговину, области Хорватии. В связи с этим мы будем изучать и те автокефальные Церкви, которые оказались на территориях, завоеванных турками, и те автокефальные Церкви, центры которых сформировались на территории Австро-Венгрии.