Конспект лекций по предмету "Богословие"


Развитие догматических споров внутри Армянской церкви и армяно-сирийские отношения

Говоря о положении монофизитского мира, нужно сказать, что где-то в XI-XII веках главным возмутителем спокойствия становится Армения, где возрождается актистизм, и где (это пока спорно) принимается юлианитская триадология в резкой форме (может быть даже в очень крайней форме: о том, что Троица — одна Ипостась в трех Лицах).
Это означает, что армянская монофизитская церковь обрела какую-то нестабильность, и это побудило иерархию как-то искать новых союзов, усилить свои позиции, начинается выяснение отношений.
Актистизм в Армении возродится вполне только в XIV–XV веках, что будет ознаменовано тем, что католикасат будет перенесен в Эчмиадзин. А на рубеже XII-XIII веков Армения находится на грани раскола между Киликийской Арменией (в совр. Турции) и Восточной Арменией (соотв. нынешней Армении).
Киликийская Армения — хотя монофизитская, но все время идет на какие-то компромиссы с диофизитами разного толка, она наиболее умеренная, постоянно поддерживает общение с сирийцами.
А восточная Армения склоняется к актистизму, и все время настаивает на армянских особенностях.
Еще во второй половине XIII века армянские представители участвуют при поставлении сирийских каталикосов (это последние случаи такого участия), но в принципе в XIII веке общения уже нет, потому что еще в XII веке сирийские яковиты полемизируют против армянских монофизитов. В частности, митрополит Дионисий Бар-Салиби, писавший на сирийском языке, создал специальное сочинение против армян. Он умер в 1171 году. Это очень известный и авторитетный монофизитский автор. Он пишет, что армяне были с сирийцами в единстве недостаточно долго для того, чтобы усвоить во всем христианские обычаи, потому у армян много путаницы. Армяне, как он говорит, крайне невежественны и имеют много заблуждений. Характерно, что уже в XIII веке знаменитый сирийский автор Григорий Йоханан Бар-Гебрая (1226—1286, происходил из евреев), который был мафрианом Востока (тот еписком, который возглавляет монофизитскую церковь в Иране), пишет о “григорианстве” как специфически-армянской ереси. У него есть большое сочинение об основах веры и благочестия, где он пишет о еретиках-“григорианах” — ясно отдавая себе отчет, что “григорианами” они называются по Григорию Просветителю, но словно забывая, что Григорий — святой, а не ересиарх. Из его изложения становится понятно, что он отождествляет “григорианство” с юлианизмом. Для него уже в эти годы юлианитское исповедание в качестве официального исповедания Армянской церкви — свершившийся факт. Ему представляется, что армяне, когда-то приходившие в единство с сирийцами, отпали вновь в свою прежнюю ересь.
Наконец, уже в 1200-е годы Никита Хониат (православный византийский автор) составляет свой знаменитый фундаментальнейший труд “Сокровище Православия” (“Thesauros Orthodoxias”), до сих пор полностью неопубликованный. Во многих случаях можно сказать, на основании каких источников написаны те или иные разделы этого огромного трактата. Но для его сведений о ереси армян источник не установлен. В начале XIV века из Никиты Хониата перепишет почти всю эту информацию в дополнение к своей церковной истории Никифор Каллист Ксанфопул. Таким образом, окажется, что в Византии источник Никиты Хониата превратится в классический текст, по которому будут составлять суждение о ереси армян. Я подозреваю, что источники Никиты Хониата могли быть в Антиохии.
Никита Хониат пишет, что армяне исповедуют учение об одной ипостаси Святой Троицы — и это наряду с их юлианизмом.
То, что уже в XIII веке у армян была распространена дамианитская (или даже прямо “нео-модалистская”) триадология, подтверждается следующими фактами. Известна поэма XII века одного крестоносца, который рассказывает об армянской колонии в Сицилии. Там он говорит, что армяне исповедуют Святую Троицу в одной Ипостаси. — Получается, что армяне в диаспоре держатся той же триадологии, о которой Никита Хониат (точнее, его источник) сообщает применительно к самой Армении.
Одно интересное событие, возможно, связанное с возрождением дамианизма или чего-то подобного у армян, происходит еще в XI веке, в 1065 году, когда армянский царь Гагик (царь одного из маленьких государств Армении) спорил с греческим царем Константином Х Дукой о вере. Армянские источники рассказывают, о чем они спорили: о Воплощении Бога Слова (что одна природа, а не две — тема традиционная) и о Троице; последняя тема — новая для православно-монофизитских споров поздневизантийской эпохи. Сопоставляя с изложенными выше данными, можно предположить, что у Гагика уже проявился дамианизм.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.