Начиная со Льва III, а, значит, ко времени св.Фотия, папы принимали учение Filioque по существу и только считали дисциплинарно неправильным изменение Символа. Как показывают разные документы, позиция Иоанна VIII ничем не отличалась от позиции Льва III.
Как Филиокве связывают с иконоборчеством? Также, как и в современном латинстве, только иконоборчество сейчас изменило свою форму. Троица с Филиокве - это субординация, где теперь человечество Сына? - разные субъекты во Христе: один - человеческий, который принимает Святого Духа, а другой - от которого Святой Дух исходит. Св.Фотий будет на это указывать. Одно из соображений против Филиокве до Лионского Собора 1274 года, это то, что получаются два начала, Сын - начало Святого Духа, Он его посылает, а, с другой стороны, Он Его принимает при Крещении на Иордане, значит, два Субъекта - человек и Бог отдельно. Если человек и Бог отдельно, то изображение человека не будет изображением Бога, чтобы ему покланяться, а Бог как был неизобразим, так и остался. Таким образом, все несториане - иконоборцы, и не надо думать, что монофизиты - иконоборцы, они просто искажают почитание икон, но не отрицают иконопочитание полностью, за исключением одного крайнего течения в монофизитстве - артиститы. А настоящие несториане и латиняне, скрытые несториане, последователи ереси трех глав, которые находятся под осуждением Пятого Вселенского Собора, а не Третьего, они самые упорные иконоборцы. Они настолько хорошо понимают, что человечество Христа - это просто человечество без Божества, что для них просто омерзительно, как идолопоклонство, почитание этого человечества. Что потом изменилось, когда пришлось латинянам признать Седьмой Вселенский Собор, что произошло втечение 1Х века и тоже со скрипом? На сущность иконы взгляд не изменился, это просто какое-то чисто условное соответствие Богу. Этот взгляд будет формально сформулирован в полемике “за”, как им казалось, почитание икон против лютеран на Тридентском Соборе. Суть учения Тридентского Собора об иконах соответствовало более раннему схоластическому учению, это - назидательные картинки, которые мы почитаем. Они, просто, решили узаконить идолопоклонство. Они как смотрели на иконопочитание, как на идолопоклонство, так и остались при этом, только при Каролингах они считали, что идолопоклонство - это плохо, а потом - что хорошо. Потому очень специфический характер имеет религиозная живопись латинян с самого раннего периода их отпадения.
Суть Православного учения, как оно формулируется против ереси Филиокве. Когда эти споры были в самом разгаре, в 60-е годы, св.Фотий кратко, но четко изложил это учение в двух, в основном, документах, в двух посланиях. Одно было Окружным посланием, а другое было обращено к патриарху Аквилейскому, имя которого неизвестно. Потом это в расширенном виде с прибавлением других мотивов будет изложено в его книге “Тайноводство Святого Духа”, которое он написал, живя на покое, в последний период своей жизни. К этим произведениям хорошо обращаться, чтобы понять полемическое учение вцелом. Если же обращаться к глубине его учения о Святой Троице, то, наоборот, нельзя смотреть на полемические трактаты, потому что полемика - это всегда поверхность учения, а глубины его учения о Святой Троице изложены им в замечательном и очень мало использованном источнике - в “Амфилохиях” к своему другу и ученику Амфилохию. (есть у Миня, но не полностью, недавно вышло критическое издание) Они посвящены разным вопросам, два из которых (181 и 182) посвящены вопросам триадологии.
Общая идея: в воззрениях на Троицу св.Фотий прямо следовал той линии, которая была предствлена св.Максимом Исповедником в Ambigua, св.Григорием Богословом и св.Дионисием Ареопагитом. Он представляет Исхождение Св.Духа и Рождение Сына так, что в Ипостаси Отца независимо друг от друга берут начало ипостасные особенности (идиомы) Сына и Духа, и здесь нет между ними никакого пересечения, а, поскольку, Ипостась Отца является “источным Божеством”, от нее берет начало вся Божественная природа, и движение Божественной природы есть ее энергия. Движение неподвижного Божества совершается внутри этих двух ипостасных особенностей Сына и Духа, т.е. “исходности” и “рожденности”. Таким образом, “получаются”, если можно так сказать, Ипостаси Сына и Духа, но с точки зрения того, что содержится в Их Ипостасях, Они одинаковы, там одна Сущность, одна Энергия, в этом смысле Дух и Сын неразличимы. Различны же Они только по Ипостасям. Это на поверхность споров в то время не выходит, а выходит в конце ХIII века тоже с латинянами, но уже на другом этапе.
Кроме сути нам важно понимать и полемику, какие она аспекты затрагивала. Здесь мы будем, главным образом, обращаться к “Мистагогии”. Самый главный пункт, который постарается формально отменить Лионский Собор 1274 года: поскольку мы видели в уже цитированных документах, что латиняне Духа производят сразу от Отца и Сына, то получается в Троице два начала, как тогда быть с монархией Отца? А никак... Здесь происходит разделение Святой Троицы. На это Лионский Собор ответит: “...как от единого начала”, но мы пока имеем дело с таким латинством, в котором такой оговорки еще нет. Когда она есть, то она порождает то, что св.Фотий предусматривает как альтернативу: вы разделяете Троицу, а если вы не хотите признать такого варианта, т.е. ереси Евномия, то вы попадете в ересь Савелия, который считает, что двух начал нет, потому что Отец, Сын и Дух не имеют между собой реального различия, это только в нашем уме. А реально латинство впало в евномианство при Фоме Аквинском.
Это самый главный мотив полемики. Еще отметим, что в подобный рассуждениях св.Фотия берет начало силлогистический метод полемики с латинянами, который потом получит большой расцвет, потому что они вдальнейшем, с развитием схоластики, перестали понимать другой язык, кроме аристотелевского, им нужно было все излагать силлогизмами. А, вообще, силлогистика была в то время хорошо разработана в Византии благодаря полемике с монофизитами.
Он пишет также, что Филиокве не должно относиться к идиоме Сына, потому что: “Дух от Сына и Дух от Отца, значит, исхождение должно быть какое-то разное, т.к. если будет то же самое, то почему не станут двигаться сами идиомы, (которые единственные и могут отличать Их, которые и делают Единицу Троицей)” Происхождение Духа и Сына не есть внутренний процесс усии, т.к. “Дух” и “Сын” - это не наименование сущности, а Ипостаси, но, получается, что и не идиомы. Здесь важен момент, отмеченный в “Библиотеке” по поводу св.Евлогия Александрийского, что Ипостась - это больше, чем “усия”+”идиома”, т.е. по усии Они - одно и тоже, по Ипостаси они не связаны между собой, а на самом деле они связаны.
Еще важно понимать раннюю стадию полемики вот в каком отношении. При чем, это относится не только к св.Фотию, но и к полемике Х1 века. Эта полемика, все равно, христологическая, хотя на триадологическую тему. Один мотив, который довольно боковой у св.Фотия, немного более приметный у св.Никиты Стифата, я уже пересказал: два Сына - один подает Духа, другой принимает, значит, делится Христос, значит, несторианство. Но более важен другой христологический мотив. Латиняне обосновывают от Евангелия Филиокве тем, что Христос подает Духа. Надо разобрать вопрос, что в действительности подается через Христа: “Энергия, действия, дарования, именно в этом смысле в послании к Галатам ап.Павел называет Дух Духом Сына”.
А вообще, в каких смыслах имеется связь между Духом и Сыном? Св.Фотий представляет три смысла. (В учебниках догматики Х1Х века обычно эти дарования представляются тварными, что, конечно, заблуждение.)
Первый - по единосущности.
Второй - по “распределению дарований и тысячам других боголепных энергий и сил”, т.е. подает нетварные энергии и ими различные Божественные дарования.
Третий - “помазывает Христа”, говорит св.Фотий, цитируя Лука 1,35; 4,18. Дух, как помазание Христа - важнейшая здесь тема, потому что говорится уже не об энергиях Духа, а о Самой Ипостаси Духа, хотя тоже только через энергии. Св.Фотий пишет на фоне слова св.Григория Богослова на Пятидесятницу, где написано, как на Пятидесятницу ипостасно подается Святой Дух. Но этот контекст экклисиологический, что в Церкви Св.Дух пребывает и подается ипостасно и делает людей Церковью. Так полемика развернется в Х1 веке, когда она будет касаться не столько христологии в узком смысле слова, сколько учения о Теле Христовом, о Церкви. У св.Фотия полемика идет в узко-христологическом смысле, но все равно о Теле Христовом, и потому он не говорит, в каком смысле в Церкви пребывает Св. Дух, он говорит только, как обоживает Дух. Но это он говорит помимо полемики, а в полемике он говорит, в каком смысле Дух - помазание Христа. В заключительной части эту тему, которая, видимо, в то время становится важной в полемике с монофизитами, он не проходит вниманием и спрашивает: “Помазывает Дух Христа. Человече, како разумееши? В том ли смысле, что по Телу и Крови, или в другом смысле, что по Божеству.” И говорит, что никак не по Божеству, а только по человечеству. Т.е. Тело Христово Дух Святой помазывает и делает его Телом именно Христовым, т.е. Телом Бога. Помазание Христа, где человечеству сообщается Божество, понимается или просто как помазание человечества Божеством, тогда “помазание” - это Божество, или конкретизируется, что Святой Дух, почивающий в Сыне по природе и исходящий от Отца, теперь почивает и в плоти Сына, помазывает ее. В Мистагогии именно это сказано, этот третий смысл, который отличается от единосущности и отличается от дарования энергий частных, а является ипостасным дарованием Духа человечеству Христа.
Выводы.Св.Фотий, подобно своим предшественникам и подобно своим последователям, учит, что через Духа даются нетварные дары, высшим из которых является Сам Дух, который даруется не чему-то внешнему от Св.Троицы, а Телу Христову, Церкви. Мысль же о том, что православное учение только в том, что Дух только от Отца по Божеству, а от Сына - тварные дарования, какие-то умения чего-то делать, мысль хульная. Во-первых, она отрицает реальную благодать, даруемую спасающимся, отрицает нетварность Божиих даров, но она хульная также и тем, что уподобляет дар “вязать и решить”, дар пророчества, которые даны были еще не в Церкви, т.к. до Пятидесятницы, человеческим умениям. Это - хула на эти дары, которыми ветхозаветная и новозаветная Церковь строится.