Ересь Македония возникла как еще одна попытка со стороны православных найти компромисс с арианством, причем осуществленная в тех условиях, когда уже попыка Маркелла была отвергнута. После провала “омиусианства” попытались создать учение, признававшее нетварность Логоса, но отрицавшее нетварность Духа. Из учения аномиев был удержано мнение, что Св. Дух — тварь. С этим учением выступил Константинопольский патриарх Македоний. Осуждение этой ереси состоялось на II Вселенском Соборе в 381 г.
Аргументация Македония сводилась к следующему: если Дух нетварен, то тогда Он либо был бы вторым сыном, что невозможно, либо был вообще каким-нибудь внуком Отца. Поскольку сего этого нельзя принять, то значит надо полагать, что Дух тварный.