Доп. лит.: E. Cavalcanti. Studi Eunomiani. Roma, 1976 (Orientalia Christiana Analecta, 202).
Если собственное учение Ария остается весьма слабо документированным, то учение второго поколения ариан документировано гораздо лучше. Сочинения Евномия (см. ниже) цитируются очень подробно у тех святых отцов, которые их опровергают.
Основоположником крайнего арианства считается епископ Аэций (ум. в 367 г.), но особенное развитие оно получило со втор. пол. IV в. у его ученика Евномия (ум. в 393 г.).
Крайность разделения воплощенного Сына от Отца видна у Евномия даже по сравнению с учением Ария. Он тоже исходит из того, что Бог есть простое, единое неделимое Бытие по сущности. Согласно Евномию, тот, кто рождается (Сын) и кто изводится (Дух), в силу того что рождается или изводится, — не Бог. Потому нельзя сказать про Сына и Духа не только “омоусиос”, но даже “омиусиос”. Нет вообще никакого “подобия” между Сыном и Отцом. — Сын “иносущный” по отношению к Отцу и “неподобный” (Piuiieio — отсюда название секты “аномии”).
Но в каком-то смысле подобие надо было удержать, а то это противоречило бы даже букве Писания, и потому он говорит, что Сын подобен Отцу в смысле безгрешности, но совсем не подобен по сущности.
Отличие Сына от всей прочей твари, что только Он — творение Нетварного, а вся остальная тварь, начиная с Духа — творение Сына.
К ереси Евномия мы еще должны будем вернуться позже (в связи с учением св. Василия Великого).