СОДЕРЖАНИЕ Введение …. 3 Глава 1. Общественный строй славян по античным и византийским источникам … …. 7 Глава II. Свидетельства археологии об общественном строе древних славян … … 15 Заключение … 17 Список источников и литературы …. 19 Примечания … 21 ВВЕДЕНИЕ Изучение общественного строя славян не потеряло актуальности до сих пор, несмотря на то, что по этой проблеме существуют серьезные исследования. При написании данной работы были изучены труды таких исследователей, как работы М. Б. Свердлова «Общественный строй славян в VI – начале VII в.» и «Эволюция социальных структур у славян в VII – первой половине Х в.», лекция Н. В. Пигулевской «Византия и славяне», в которых охарактеризованы процессы эволюции общественного строя древних славян. Тем не менее, в этой теме остается еще много неясного спорного и противоречивого, обобщающего труда по проблеме не имеется, в связи с этим тема данной работы представляется весьма актуальной.
Ее цель – анализ и изучение общественного строя древних славян и его институтов.
Для этого предлагаются следующие задачи: 1) проанализировать свидетельства античных и византийских источников по данному вопросу; 2) дать общую характеристику общественного строя древних славян; 3) представить основные позиции историков по этим вопросам. Работа по своей структуре состоит из введения, заключения, основной части из двух глав, заключения, списка источников и литературы, научно-справочного аппарата.
Поскольку хронологическую глубину истории славянства определяют от III – II тысячелетия до н. э. до распада славянских группировок в VI – VII вв. Охарактеризуем источники по рассматриваемой проблеме. Во-первых, это сочинения античных, византийских, арабских и других историков, географов и путешественников: Геродота (V в. до н. э.), Страбона, Плиния, Тацита (I в. н. э.), Птолемея (II в. н. э.), Йордана, Прокопия, Маврикия (VI в. н. э.) и т. д. Огромное значение их трудов состоит в том, что они донесли до нас первые письменные сведения о славянах. Хотя это были уже не те праславяне, какие скрыты дымчатым покрывалом глубокой древности, а их более поздние потомки в основном из первого тысячелетия нашей эры, но они определённо были славянами.
На это прямо указывали названные древние авторы, именовавшие их антами и склавинами. Византийцы VI в. н. э. Прокопий Кесарийский и Маврикий Стратег писали о них: «У тех и других один и тот же язык и по внешнему виду они не отличаются друг от друга », они «сходны по своему образу жизни» и «по своим нравам». Но еще Тацит причислял славян к германцам.
По характеру их экономики и уровню общественного развития славяне не отличались особенно от германцев, и Тацит, мало знавший славян, причислял их к германским народностям. По свидетельству готского историка VI в. н. э. Йордана, земли склавинов располагались по Днестру, Прикарпатью, доходя на западе до Среднего Дуная и на севере до верховья Вислы. Земли антов он расположил от Днестра до Днепра, а в некоторых частях и до бассейна Дона, следовательно, и до наших мест. Он же, Йордан, указал на генетическую связь склавинов и антов с венедами, земли которых находились севернее, в бассейне Вислы: «От истоков реки Вистулы на неизмеримых пространствах основалось многолюдное племя венедов. Хотя названия их изменяются теперь в зависимости от различия племён и местностей, однако, главным образом, они именуются склавинами и антами ». Основные сведения о внутреннем быте славян находим у Прокопия Кесарийского, византийского писателя VI в. Прокопий Кесарийский жил в первой половине VI века. Он был ближайшим советником полководца Велисария, возглавлявшего армию императора Юстиниана.
Вместе с войсками Прокопий побывал во многих странах, переносил тяготы походов, переживал победы и поражения.
Однако его главным делом было не участие в боях, не набор наемников и не снабжение армии.
Он изучал нравы, обычаи, общественные порядки и военные приемы народов, окружавших Византию. Тщательно собирал Прокопий и рассказы о славянах, причем особенно внимательно он анализировал и описывал военную тактику славян, посвятив ей многие страницы своего знаменитого труда " История войн Юстиниана". Рабовладельческая Византийская империя стремилась покорить соседние земли и народы. Византийские правители хотели поработить и славянские племена. В мечтах им виделись покорные народы, исправно платящие подати, поставляющие в Константинополь рабов, хлеб, меха, лес, драгоценные металлы и камни.
При этом византийцы не желали бороться с врагами сами, а стремились ссорить их между собой и с помощью одних подавлять других. В ответ на попытки поработить их славяне неоднократно вторгались в пределы империи и опустошали целые области. Византийские военачальники понимали, что бороться со славянами трудно, и поэтому тщательно изучали их военное дело, стратегию и тактику, искали уязвимые места.
В том числе в этих сочинениях нашло отражение и описании общественного строя славян. ГЛАВА 1.
Общественный строй славян по античным и византийским источникам
Под именем "венедов" (до сих пор "venalainen" - по-фински означает "ру... Каждая отдельная семья на просторе заводила свою особую пашню, имела с... Соединенные одним каким-нибудь общим интересом, они составляли общину ... Появление городов, а с ними торговых иноземцев еще больше поколебало с... А.
Глава II. Свидетельства археологии об общественном строе древних славян
Свидетельства археологии об общественном строе древних славян. Как полагают археологи, протославянскими племенами были древнейшие пле... э. э. Они жили общинным строем, в первой половине I тысячелетия н.
Заключение
Заключение Славяне жили общинно-родовым строем, «в народоправстве», как писал Прокопий Кесарийский. Хотя у древних славян имелось рабство, оно носило патриархальный характер. Славяне наряду с другими варварскими народами сыграли значительную роль в разрушении античного рабовладельческого строя и образовании новых, феодальных отношений.
Социальный строй древних славян в VI в. представлял собою военную демократию. Но уже начался процесс его разложения. Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей – князей и родоплеменной знати – лучших мужей.
Основной хозяйственной единицей являлась большая семья, включавшая в свой состав значительный круг родственников. Семьи объединялись в роды, роды составляли племена, имевшие уже в те времена территориальную организацию. Когда надвигалась военная угроза, требовавшая объединения сил, то у склавинов и антов возникали общинные племенные союзы под властью одного вождя. Такими вождями были Ардагаст, Добрит, Пирогост и др. Дальнейшее развитие общественных отношений у восточных славян приводило к формированию новых социальных организмов: союз образовывали племена, которые сами уже входили в племенной союз. Политическая организация таких суперсоюзов ("союзов союзов", "сверхсоюзов") заключала в себе ростки государственности уже в гораздо большей степени, чем предшествующие племенные союзы.
Список источников и литературы
230. М 1989. Свердлов М. 6. э.
Примечания
Примечания.