Конспект лекций по предмету "Вычислительная техника"


Лекция 1. История возникновения и развития межкультурной коммуникации

Лекции по дисциплине «Введение в теорию межкультурной коммуникации»
Лекция 1. История возникновения и развития межкультурной коммуникации

Исторические факторы и обстоятельства возникновения межкультурной коммуникации

На рубеже второго и третьего тысячелетий становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и… Процесс взаимодействия культур, ведущий к их унификации, вызывает у некоторых… Отмеченные процессы в той или иной степени нашли свое проявление и в России. Реформы общества привели к серьезным…

Этапы развития межкультурной коммуникации в США

В то же время США разработали программу помощи развивающимся странам. В рамках отдельных проектов этой программы большое число экспертов и… В ответ на эту ситуацию правительство США в 1946 году приняло Акт о службе за… В процессе своей работы сотрудники института с удивлением обнаружили, что правительственные служащие не проявляли…

Утверждение межкультурной коммуникации в Европе и в России

В настоящее время межкультурная коммуникация только начинает утверждаться в российских вузах в качестве учебной дисциплины. Инициатором и бесспорным…

Предмет межкультурной коммуникации и ее содержание как учебной дисциплины

С начала своего возникновения межкультурная коммуникация формировалась как межпредметная дисциплина. При создании Института службы за границей Эдвард Холл привлек к работе антропологов, лингвистов, психологов, социологов. Первые учебные программы и методики обучения межкультурному общению заимствовались из разных наук. Это изначально придало межкультурной коммуникации эклектичный характер. Однако эта эклектичность самым положительным образом сказалась на содержании курса межкультурной коммуникации, поскольку ее междисциплинарный характер позволил переосмыслить многие традиционные представления и методы, открыл новые аспекты исследований проблемы межкультурных контактов. Сотрудники института были специалистами в разных науках, и в своей работе они опирались прежде всего на достижения своих наук. Закономерно, что все полезные достижения различных областей научного знания постепенно интегрировались в самостоятельную дисциплину со своим предметом и методом.
На основе американского опыта преподавания межкультурной коммуникации были разработаны учебные программы и в ряде западно-европейских университетов. Эти программы также имеют междисциплинарный характер, поскольку основываются на достижениях фольклористики, этнологии, лингвистики и других смежных наук.
Из всех наук о культуре наибольший объем теоретических и методологических знаний и практического опыта в области исследований МКК накоплен фольклористикой и этнологией. Поэтому сложились два направления исследований межкультурной коммуникации. Первое из них, основывающееся на фольклористике, носит описательный характер. Его задачами являются выявление, описание и интерпретация повседневного поведения людей с целью объяснения глубинных причин и детерминирующих факторов их культуры.
Второе направление, имеющее культурно-антропологический характер, предметом своих исследований имеет различные виды культурной деятельности социальных групп и общностей, их нормы, правила и ценности. Социальная дифференциация общества (семья, школа, церковь, производство и т.д.) порождает в каждой группе свои нормы и правила поведения. Знание их позволяет быстро и эффективно разрешать ситуации межкультурного непонимания, нормально организовать рабочий процесс в многонациональных коллективах и т.д.
Методологические подходы других дисциплин (психологии, педагогики, социологии, теории коммуникации и др.) оказываются всегда более ограниченными предметно. Они, как правило, направлены на рассмотрение конкретных аспектов межкультурной коммуникации и в своих исходных посылках основываются зачастую на теоретических и методологических положениях этнологии. Однако несмотря на различия в методологических подходах и аспектах исследований межкультурной коммуникации в различных науках большинство ученых придерживаются мнения, что основными целями исследований в области МКК являются:
• систематическое изложение основных проблем и тем межкультурной коммуникации, овладение основными понятиями и терминологией;
• развитие культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных культурах;
• формирование практических навыков и умений в общении с представителями других культур.
Разработка новой учебной дисциплины и создание нового учебного курса, носящего интегративный характер и не имеющего аналогов в действующей системе образования, вдвойне сложное и ответственное дело. Так, хотя преподавание межкультурной коммуникации в США началось более 20 лет назад, все же эта дисциплина до сих пор имеет преимущественно вспомогательный характер и только в редких случаях существует как самостоятельный предмет, а тем более как отдельная специализация. Однако многолетний опыт преподавания и многочисленные исследовательские работы в этой области позволяют сегодня выделить научно-методические особенности и организационные проблемы преподавания этого курса.
Основоположник межкультурной коммуникации Э. Холл подразумевал под ее преподаванием межкультурное обучение, основывающееся на практическом использовании фактов межкультурного общения людей, возникающих при непосредственных контактах с носителями других культур. Учебный процесс он понимал как процесс анализа конкретных примеров межкультурного общения, в результате которого расширяется межкультурная компетенция обучающихся и преодолеваются трудности в повседневном общении с людьми из другой культуры. Целым рядом западных ученых (Г. Колье, В. Гудикунст и Р. Хаммер, М. Пейдж и Дж. Мартин, М. Хуле, М. Беннет и др.) был описан собственный опыт преподавания межкультурной коммуникации и предложены модели организации межкультурного обучения, среди которых наиболее известными являются модели Хупса и Беннета.
Знакомство с работами западных ученых позволяет сделать вывод, что межкультурное обучение отличается от других образовательных направлений по нескольким параметрам. Главное отличие состоит в том, что необходимые знания и навыки приобретаются преимущественно посредством прямых культурных контактов. Это требует зачастую полного или частичного абстрагирования от привычной системы толкования различных культурных феноменов и влечет за собой значительные когнитивные и аффективные изменения. Эти изменения можно продемонстрировать на примере культуры вкусовых представлений: на познавательном уровне считается, что предложенное непривычное блюдо другой национальной кухни необходимо попробовать. На эмоциональном уровне это предложение может вызвать бурную эмоциональную реакцию и вывести участников коммуникации из равновесия. Препятствия такого рода в большинстве случаев возникают неожиданно, чаще всего при столкновении с элементами чужой культуры.
Как считают некоторые западные ученые, обучение межкультурной коммуникации может породить противоречия с собственной культурной идентичностью: возникает страх потерять ориентацию в привычном социокультурном пространстве, утратить идентичность и потерять поддержку своей группы. Процесс межкультурного обучения должен учитывать возможности появления такого рода противоречий. Естественным приемом против возникновения таких ситуаций служит принцип открытости и спорности в организации процесса обучения. Последний должен восприниматься обучающимися как процесс поиска, в котором должны быть задействованы как познавательный, так и эмоциональный уровни сознания.
Лекции 2-3. Культура и культурное многообразие мира.

Понятие культуры и основные методологические подходы к определению культуры

Современные исследования, посвященные определениям культуры, показали огромный, все возрастающий интерес к этому понятию. Так, по подсчетам… 1. Описательные определения, которые интерпретируют культуру как сумму всех… 2. Исторические определения, которые связывают культуру с традициями и социальным наследием общества.


Основные компоненты культуры

Таким образом, человеческую культуру составляют различные локальные культуры, носителями которых являются народы. Каждый народ представляет собой… Своеобразие любой культуры получает свое завершение в культурной картине мира,… Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к тем или иным явлениям культуры. Так, например,…

Социализация и инкультурация, их виды и формы.

Этот процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в различных гуманитарных науках понятиями «инкультурация» и… При более строгом научном понимании термина социализация он предстает как… Самые простые кросс-культурные исследования показывают, что в разных обществах ценятся разные качества личности.…

Этноценризм и культурный релятивизм.

Иными словами, культура выполняет в обществе определенные функции. Функция — это назначение или роль, которую выполняет определенный социальный… Особенностью функционального подхода стало рассмотрение культуры как… Изначально функционализм был ориентирован на выяснение полезности какого-либо культурного явления, на установление…

Этноцентризм

Этноцентристское видение мира имеет глубокие корни в человеческой истории. Еще в античности греки жестко делили все народы на эллинов и варваров.… Уничижительное отношение к другим народам и культурам основывается на… Исследования этноцентризма, проведенные Д. Кемпбеллом и его коллегами, показали, что для него свойственно:


Понятие и сущность эмпатии.

Симпатияполучила распространение в самых разных видах коммуникации, и она подразумевает, что человек мысленно ставит себя на место другого. Но при… Специфика межкультурной коммуникации заключается в том, что в ней определяющим… внимательно слушать, что тебе говорят; стремиться понять, как чувствуют себя другие люди; иметь искреннюю…

Культура и поведение

В зависимости от назначения были созданы и применяются несколько типов знаков.
1. Знаки-копии, которые воспроизводят различные явления действительности, но… 2. Знаки-признаки, несущие некоторую информацию о предмете (температура больного).


Культура и ценности

Роль ценностей в жизни как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в… В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому… Если рассматривать ценность как значимость чего-либо для человека и общества, то это понятие наполняется субъективным…

Культура и язык

Все многочисленные знаки и знаковые системы, которые существуют в человеческом обществе, составляют культуру того или иного времени, того или иного… Многочисленные исследования вопросов взаимодействия культур свидетельствуют о… Контакты и взаимоотношения между культурами возникают в результате различных причин, перечислять которые можно…

Проблема «чужеродности» культуры. Психология межкультурных различий. Переживание индивидом «чужого» и «своего» при контакте с представителями другой культуры

Современные виды транспорта и средства коммуникации позволяют ежегодно десяткам миллионов людей непосредственно знакомиться с особенностями и ценностями культур других народов. С первых контактов с этими культурами люди быстро убеждаются, что представители этих культур по-разному реагируют на внешний мир, у них есть свои собственные точки зрения, системы ценностей и нормы поведения, которые существенно отличаются от принятых в их родной культуре. Так в ситуации расхождения или несовпадения каких-либо культурных явлений другой культуры с принятыми в «своей» культуре возникает понятие «чужой». Тот, кто сталкивается с чужой культурой, переживает много новых чувств и ощущений при взаимодействии с неизвестными и непонятными культурными явлениями. Их гамма довольно широка — от простого удивления до активного негодования и протеста. Как показывают исследования этих реакций, чтобы сориентироваться в чужой культуре, недостаточно использовать лишь свои знания и наблюдать за поведением чужеземцев. Намного важнее понять чужую культуру, то есть осмыслить место и значение новых необычных явлений культуры, и включить новые знания в свой культурный арсенал, в структуру своего поведения и образа жизни. Таким образом, в межкультурной коммуникации понятие «чужой» приобретает ключевое значение. Но проблема заключается в том, что до настоящего времени не сформулировано научное определение этого понятия. Во всех вариантах употребления оно понимается на обыденном уровне, то есть путем выделения и описания наиболее характерных признаков и свойств этого термина.
При таком подходе понятие «чужой» имеет несколько значений и смыслов:

• чужой как нездешний, иностранный, находящийся за границами родной культуры;
• чужой как странный, необычный, контрастирующий с обычным и привычным окружением;
• чужой как незнакомый, неизвестный и недоступный для познания;
• чужой как сверхъестественный, всемогущий, перед которым человек бессилен;
• чужой как зловещий, несущий угрозу для жизни.
Представленные семантические варианты понятия «чужой» позволяют рассматривать его в самом широком значении, как все то, что находится за пределами само собой разумеющихся, привычных и известных явлений или представлений. И наоборот, противоположное ему понятие «свой» подразумевает тот круг явлений окружающего мира, который воспринимается человеком как знакомый, привычный, само собой разумеющийся.
В процессе контактов между представителями различных культур сталкиваются различные культурно-специфические взгляды на мир, при которых каждый из партнеров первоначально не осознает различия в этих взглядах, каждый считает свои представления нормальными, а представления другого ненормальными. Нечто само собой разумеющееся одной стороны сталкивается с нечто самим собой разумеющимся другой стороны. Сначала, как это бывает чаще всего, обнаруживается открытое непонимание (что-то не так), при котором мнение и понимание не совпадают. Как правило, обе стороны не ставят под сомнение «свое само собой разумеющееся», а занимают этноцентристскую позицию и приписывают другой стороне глупость, невежественность или злой умысел.
Образно говоря, при контактах с другой культурой человек как бы отправляется в другую страну. Он выходит за границы привычной обстановки, из круга привычных понятий и отправляется в незнакомый, но привлекательный другой мир. Чужая страна, с одной стороны, незнакома и порою кажется опасной, а с другой стороны, все новое привлекает, обещает новые знания, расширяет кругозор и жизненный опыт.
Лекция 5. Культура и коммуникация

Понятие «общение» и «коммуникация». Структура коммуникативного акта.

В 1960—1970-е годы различные аспекты процесса общения заинтересовали психологов и лингвистов, которые основной акцент сделали на психологические и… В 1980-е годы различные способы общения стали изучаться социологами,… При изучении процессов общения зарубежные исследователи давно стали использовать понятие «коммуникация». Этот термин…

Теории межкультурной коммуникации

Американский антрополог Э. Холл [72, 73] сравнивает культуры в зависимости от их отношения к контексту, под которым понимает информацию, окружающую… Высококонтекстуальные культуры, присущие, например, Японии, Китаю, Корее,… Для представителей высококонтекстуальных культур многое сказано и определено неязыковым контекстом: иерархией,…

Теория культурной грамотности Е. Хирша

Предметом изучения «культурной грамотности» является некоторый объём культурных сведений, включённых в основной культурный фонд нации (mainstream… Особенностью данного направления, которая подвергается критике со стороны… Лекции 5-6. Освоение культуры

Аккультурация, ее виды и результаты

Однако, антрополог Франц Боас утверждал, что всем людям прививается культура, а не только "дикарям" и меньшинствам:
"Не будет преувеличением сказать, что нет людей, чьё культурное развитие… Впоследствии, антропологи Р. Билз, Р. Линтоном, Р. Редфилдом и М. Херсковицем разработали часто цитируемое…

Культурный шок: причины, факторы.

Иногда понятие "культурный шок" используют для обозначения общей ситуации, когда человек вынужден приспосабливаться к новому порядку, при… В основном человек получает культурный шок, когда попадает в другую страну,… У человека возникает конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций; старых, к которым он привык, и новых,…

Фазы развития культурного шока

Есть основные параметры, формы проявления КШ: • напряжение из-за усилий прилагаемых для достижения психологической адаптации • чувство потери… 1. критический – непривычная окружающая среда и культура начинают оказывать… Степень выраженности КШ и продолжительность адаптации зависит от многих факторов которые можно объединить в 2 группы. …

Симптомы культурного шока и способы его преодоления

1). Всё время хочется домой;
2). Ничто не кажется вам смешным;
3). Неумеренная жажда и потребность в еде или наоборот плохой аппетит;
4). Желание «поваляться» в постели;
5). Страх физического контакта;
6). Рассеянность;
7). Чувство беспомощности
8). Агрессивность;
9). Навязчивость в мытье рук.

Как преодолеть культурный шок?

· Заранее приготовьтесь к тому, что вы, возможно, испытаете культурный шок. И это совершенно естественно. Вы не заболели! И «крыша» у вас не… · Знайте, что эти ощущения временные. По мере знакомства с новой окружающей… · Возьмите с собой любимую книгу на родном языке, плёнку с любимой музыкой и фотографии, которые напомнят вам о вашей…

Типы реакции на другую культуру

На процесс адаптации также значительное влияние оказывает наличие предшествующего опыта пребывания за границей, а также знание языка и культурных… Значительное влияние на процесс адаптации оказывает уровень сходства и… Г. Хофстед ввёл четыре шкалы, служащие основой классификации. Каждая страна мира может быть описана с использованием…

Модель освоения чужой культуры М. Беннета


Лекции 7-8. Виды межкультурной коммуникации


ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть… Как добиться, чтобы ваше общение с супругом, учителем, начальником или с…

Совершенствование навыков письменной речи

Работодатели при отборе кандидатов на вакантные места все большее внимание обращают на их умение грамотно излагать свои мысли на бумаге. Если при… Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным.…

Денотаты и коннотации

Но, кроме этого, оба названных нами слова, "отец" и "коммунизм", имеют эмоциональную окраску, то есть несут в себе особый смысл,… Работодателям хорошо известно различие между денотативным и коннотативным… Не только работодатели уделяют большое внимание коннотативным значениям слов. Очень важны коннотации и для работников…

Ассертивность

Психологи советуют в конфликтных ситуациях поступать так, как подсказывают вам ваши чувства. Если вы чем-то расстроены, обижены, подавлены или… Агрессивная, обвинительная тактика не приводит к разрешению конфликта,…

Структура речевой коммуникации

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи… Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от… Поэт О.Э.Мандельштам писал: “Я слово позабыл, что я хотел сказать: слепая ласточка в чертог теней вернется...”.…

Успешность коммуникации и коммуникативные навыки

Коммуникативной целью будем называть (вслед за Е.В.Клюевым) стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. Объявить импичмент,… Коммуникативные цели и интенции осуществляются не в вакууме, а в среде… В коммуникативной среде в определенный период устанавливаются регламентированные обществом коммуникативные конвенции.…

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова.… • около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному… • невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;


Обмен невербальной информацией

По мнению антрополога Эдуарда Т. Холла, лидер ООП Ясир Арафат носит темные очки, чтобы люди не могли наблюдать за его реакциями по расширению его… Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы… Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и…

Общее представление об языке телодвижений

Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране.… Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет… Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в…

Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия

Женщины обычно более чувствительны, чем мужчины и этим объясняется существование такого понятия, как женская интуиция. Женщины обладают врожденной… Эта женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, занимающихся…

Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно Обусловленные Сигналы

Немецкий ученый Айбль - Айбесфельдт установил, что способность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого обучения или… Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты… Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно…

Качество присутствия и элементы невербального общения

Каждый из нас в той или иной степени чувствителен к проявлениям внимания или невнимания со стороны других людей. Восприимчивость к невербальным… В данном реферате я хотела бы рассмотреть компоненты качества присутствия,… Демонстрация качества присутствия консультантом служит основой установления контакта с клиентом в течение первой…

Позиция и дистанция

В разговоре труднее с теми, кто откидывается назад или разваливается в кресле. Наклон консультанта вперед передаёт сообщение “Я с тобой, мне… Хороший консультант с уважением относится к психологическим границам другого…

Открытая поза

Консультанту полезно периодически спрашивать себя: “В какой степени моя поза передает клиенту мою открытость и доступность?” Идеальным вариантом… Открытая поза не предполагает, что заняв её, консультант отсидит в ней весь…

Выражение лица

Коротко коснёмся некоторых проявлений лицевой экспрессии и тех сообщений, которые они могут с собою нести. Наиболее заметным проявлением мимики… Сдвинутые брови сами по себе обычно передают неодобрение, однако если…

Визуальный контакт

Визуальный контакт - это также средство взаимной регуляции процесса беседы. Всем нам из опыта повседневного общения известно, что визуальный контакт… Некоторым людям трудно вступать в прямой визуальный контакт, и поэтому они… Следя за тем, как складывается контакт между вами и клиентом, помните, что визуальный контакт - это процесс…

Кивки головой



Тон, темп и громкость голоса

То, насколько громко произносятся отдельные слова, может служить индикатором силы чувств. Та или иная фраза, в зависимости от интонации, может… Одним из проявлений голоса является смех. Смех может звучать мягко и с…

Паузы и молчание

Время паузы воспринимается в беседе по-особому. Минутная пауза может восприниматься как вечность. Следует помнить, что чрезмерная пауза вызывает… Многим начинающим консультантам молчание представляется чем-то угрожающим,… На клиентов молчание зачастую оказывает сходное влияние. Они также чувствуют требование говорить и испытывают…

Типы и виды общения

Б.Т.Парыгин под типами общения понимает различия в общении по его характеру, т.е. по специфике психического состояния и настроения участников… деловое и игровое общение;
безлично-ролевое и межличностное общение;


Личность как субъект общения

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Но личность представляет собой целостное образование особого… Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и… Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного изменения природных свойств…

Перцептивная сторона общения

Впечатление, которое возникает при восприятии человека, играет важную роль в общении. На основе восприятия человека человеком формируется… Теперь попытаемся определить, какие свойства человека будут способствовать… По моему мнению, для восприятия и понимания человека человеком очень важно умение читать невербальные сигналы, так как…

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих… К свойствам, которыми должна обладать личность для успешного интерактивного… К качествам личности создающим помехи для интерактивного общения можно отнести свойства противоположные перечисленным,…

Формирование и свойства личности

В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое… Из представления о личности, заключенного в первоначальном значении этого… Личность формируется во взаимодействии, в которое человек вступает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, в…

Процесс кодирования — декодирования информации

Кодирование — это процесс зашифровки наших мыслей, чувств, эмоций в форму, узнаваемую другими. Для этого человек использует символы, которые могут… Декодирование — это процесс получения и интерпретации сообщений, получаемых… Способы кодирования и декодирования сообщений формируются под влиянием опыта человека, который понимается не только…

Символический характер коммуникации

В той или иной культуре символы могут принимать различные виды. В качестве символов используются слова, невербальные приемы (пожатия рук, поклоны,… Любая культура создает свою собственную систему символов и придает каждому… Денотация — это значение символа, признаваемое большинством людей в данной культуре. Коннотация —вторичные ассоциации,…

Симметричность, одновременность и непрерывность коммуникации

Естественная включенность процесса коммуникации в реальную жизнь служит основанием для того, чтобы кодирование и декодирование сообщений происходило… При этом значение послания, кодируемого одним человеком, никогда не будет… Разумеется, тот факт, что содержание коммуникации всегда является различным для всех ее участников, вовсе не означает,…

Культурная диффузия и ее современные контексты

По сравнению с другими видами культурных изменений диффузионные процессы являются исторически ранними. Это одна из наиболее естественных форм… Каналами культурной диффузии служат миграция, туризм, деятельность… Вертикальная диффузия культур развивается между культурами с неравным статусом, поэтому ее можно назвать…

Изменения культуры в эпоху глобализации

Глобализация культуры представляет собой процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных… В настоящее время процесс глобализации охватил самые разные сферы нашей жизни.… Новые формы культуры и идентичности непросто понять с точки зрения наших привычных представлений о том, что такое…

Значение культурных изменений для взаимодействия культур

Но эти процессы заставляют критически взглянуть на собственную культуру и присущий ей тип человека, выявить их межкультурные границы. Современные… Сосуществование людей в современной цивилизации невозможно без стремления к… Таким образом, культурная динамика развивается в направлении сотрудничества между культурами, основанного на…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.