Аморализм означает отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения, нигилистическое (отрицательное) отношение к нравственным нормам и принципам.На практике аморализм может быть связан с нравственной неразвитостью того или иного индивида или порождаться социальными противоречиями, приводящими к деградации целых слоев общества и духовному распаду личности. В теории аморализм обычно подменяет моральные критерии утилитарно-прагматическими, конъюнктурно-политическими, эстетическими критериями или же индивидуалистическими соображениями свободы, самоутверждения, наслаждения, выгоды личности и т. п. Аморализм выражается в признании полной относительности, условности и прагматичности любых принципов и норм морали, в отрицательном отношении к ценностям общественной культуры (в античной философии — у киников и некоторых софистов). В истории неоднократно встречались периоды, когда господствующая мораль сопровождалась практическим аморализмом, а оппозиция к ней подчас переходила в неприятие всякой нравственности вообще. Так, В. И. Ленин, выступая в 1920 году на III съезде комсомола, говорил, что морально все то, что служит делу строительства коммунизма. По сути, он ориентировал молодежь на оправдание любого поступка, который служит борьбе за коммунизм. Потому любое поведение законопослушных строителей коммунизма заранее объявлялось нравственным, и им выдавалась индульгенция на все то, что в цивилизованном обществе называется аморальным или преступным. Ленин убеждал партию и ее детище — комсомол в том, что аморальность, если только она осуществляется в интересах классовой борьбы пролетариата, является «моральной». Это было быстро усвоено его последователями. Член ЦКК С. И. Гусев заявил на XIV съезде партии: «Ленин нас учил, что каждый член партии должен быть агентом ЧК, то есть смотреть и доносить. Если мы от чего-либо страдаем, то это не от доносительства, а от недоносительства... Можно быть прекрасными друзьями, но раз мы начинаем расходиться в политике, мы вынуждены не только рвать нашу дружбу, но идти дальше — идти на доносительство». Ленин фактически предлагал большевистской партии заменить слова «аморальный», «антиморальный», «безнравственный» словами «коммунистическая нравственность». Ленин учил, и это было воспринято его последователями, что во имя будущего, во имя коммунизма морально абсолютно все: гражданские войны, массовый государственный террор, экспорт революции, безбрежное насилие, расстрелы непокорных, чудовищные социальные эксперименты. Конечно, нельзя сбросить со счетов известную привлекательность догм ленинизма — фантастические идеи о совершенном и справедливом коммунистическом рае. Но на самом деле Ленин и его партия со времени завоевания ими власти утвердили слегка завуалированную жестокую государственную эксплуатацию, на смену прежнему социальному неравенству пришло новое, не менее сильное. Место классовой несвободы заняла тотальная несвободами обещание народу всяческих экономических и социально-политических благ, обещание догнать и перегнать в ближайшем будущем передовые капиталистические страны обернулось отставанием во всех жизненных сферах: в политике, экономике, морали, культуре и т. п.( Розин О. Ленинская мифология государства. М., 1996. С. 280—290.)
Такой же аморальный стиль жизни существовал в СССР в эпоху, непосредственно предшествующую его распаду, в правление Л. И. Брежнева. Господствующая верхушка, истово проповедуя моральные ценности строителя коммунизма, призывая народ отдавать все силы строительству нового общества, терпеть нужду и лишения во имя счастья будущих поколений, сама цинично попирала все нормы морали — процветали взятки, казнокрадство, безудержное личное обогащение и т. д. Все это вело к тому, что стремительно падал нравственный уровень всего народа, в обществе росли апатия и наплевательское отношение к малооплачиваемому труду, неверие в какие бы то ни было идеалы. Распространенной была поговорка: «Они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем».
Часто встречается убеждение, характерное, например, для эпохи Возрождения (Макиавелли, иезуит Лойола и другие), что мораль должна быть полностью подчинена политическим задачам, ради достижения которых оправданны любые методы («цель оправдывает средства»).В наиболее циничной и человеконенавистнической форме аморализм проявился в идеологии и практике фашизма (культ фюрера, освобождающего своих подданных от «химеры совести»). Ярким проявлением аморализма как протеста против лицемерной общественной морали является идеология некоторых молодежных движений, например хиппи, которые отбрасывали все моральные нормы как якобы буржуазные: они принципиально не работали, жили попрошайничеством, проповедовали свободную любовь, наркотики и т. д.