Конспект лекций по предмету "Психология"


Структура учебной ситуации

Пока что мы рассматривали лишь само учение, как деятельность. Предполагалось, что ученик её осуществляет и ставился лишь вопрос-в чем она заключается. Но каждому педагогу, увы, хорошо известно, что отнюдь не всегда не всякий учится тому, что требуется. Почему?
Психологии известно, что никакая деятельность не возникает в пустоте. Любая деятельность – это ответ индивида на определенную реальную ситуацию. Она порождается определенными силами и протекает в определенных условиях.
В какой же ситуации возникает деятельность, именуемая учением? Какие силы её порождают и какие условия определяют её протекание?
Прежде всего, по-видимому, ясно, что учебная ситуация возникает, когда учащийся чего-то не знает или не умеет. В противном случае учение было бы излишне. Однако, одного незнания (или неумения) мало. Надо, что бы освоить соответствующие знания или умения стало для индивида целью, которая направляет его деятельность. Но этого не достаточно. Нужно, что бы имелась объективная возможность приобрести соответствующие знания или умения. Для этого в доступном ученику мире должны иметься носители необходимой информации. Однако, и при наличии всех этих очевидных условий учебная ситуация не всегда возникает. Если приобретение знаний или умений происходит автоматически, без специальных усилий со стороны обучаемого (например, во сне, или в игре, или в труде), то нет никакой учебной деятельности с его стороны, нет учения, а есть случайное или попутное научение. Следовательно, четвертой необходимой чертой учебной ситуации является наличие специальных волевых усилий со стороны ученика для достижения целей учения. А это может иметь место только в том случае, когда научение требует преодоления определенных препятствий (внутренних или внешних).
Итак, основные необходимые черты ситуации, в которой возникает учение, характеризуются наличием: 1) определенного незнания (или неумения); 2) сознательной цели устранить его; 3) затруднений на пути к этой цели; 4) источника информации, необходимой для ее достижения.
Итак – учение – это деятельность, с помощью которой движутся от незнания (неумения) к знанию, умению. Но знания и умения это – сконденсированный опыт общества, социальный опыт. Следовательно, исходный момент любого учения – разница между опытом индивида и социальным опытом. Общество требует от индивида уменьшить эту разницу, поскольку это необходимо, что бы включить индивида в жизнь общества. Давление общественной необходимости – вот конечная общая причина любого учения.

Рис. 3
Теперь маленький экскурс в физику. Ситуацию, в которой существуют напряжения порождающие действие, называют силовым полем. Сам перепад напряжений, обуславливающий направление и количество действия, назы­ваютградиентом. Следовательно, учебную ситуацию можно кратко охарактеризовать с объективной стороны, какжизненное поле с социальным градиентом.
С другой стороны, как мы видели, учение порождает­ся разницей между существующим уровнем знаний (уме­ний) и тем, который представляется ученику целью на­учения. Следовательно, учебную ситуацию можно крат­ко охарактеризовать с субъективной стороны какпсихи­ческое поле с целенаправленным напряжением (К. Ле­вин).
Градиент этого напряжения зависит от высоты (объ­ема) требований школы и уровня притязаний самого учащегося. У убежденного троечника, например, этот уровень ниже. Соответственно, потенциал его учебной деятельности меньше.
Когда-нибудь все это, может быть, научатся не только обозначать, но и измерять. Пока же достаточен один весьма существенный вывод. Чтобывозникло учение, в учебной ситуации должны иметь место силы, движущие индивида к гностической цели — овладению определен­ными знаниями и умениями.
Какой характер носят эти силы?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.