1 Стандарты разработки и внедрения программного обеспечения. Международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995-08-01
Проблемы перехода к эксплуатации заложены в неразвитости стандартов. Например, отечественный ГОСТ 34.601 «Автоматизированные системы. Стадии создания» вообще не акцентирует внимание на эксплуатации. С другой стороны, на дворе 2010 год (напомню, упомянутый ГОСТ введен в действие в 1992 году), накоплен значительный опыт в организации эксплуатации информационных систем. Есть международные материалы, например, ITIL/ITSM. Есть и отечественные стандарты:
ГОСТ Р ИСО 12207–1999 «Процессы жизненного цикла программных средств» акцентирует внимание на том, что помимо стадий приобретения и внедрения есть не менее важные стадии жизненного цикла «Эксплуатация» и «Сопровождение» готовящийся к официальному выходу в свет ГОСТ Р ИСО 20000 перечисляет требования к системе управления ИТ-сервисами (что также во многом связано именно с эксплуатацией систем) Первая редакция ISO 12207 была подготовлена в 1995 г. объединенным техническим комитетом ISO/IEC JTC1 "Информационные технологии, подкомитет SC7, проектирование программного обеспечения". По определению, ISO 12207 - базовый стандарт процессов жизненного цикла ПО, ориентированный на различные виды ПО и типы проектов автоматизированных систем, в которых ПО является одной из составных частей. Стандарт определяет стратегию и общий порядок в создании и эксплуатации ПО, он охватывает жизненный цикл от концептуализации идей до завершения проекта. Целесообразность совместного использования стандартов на информационные системы и на ПО обусловливается одним из положений ISO 12207, согласно которому процессы, используемые во время жизненного цикла ПО, должны быть совместимы с процессами, используемыми во время жизненного цикла автоматизированной системы.
Согласно ISO 12207, система - это объединение одного или нескольких процессов, аппаратных средств, программного обеспечения, оборудования и людей для обеспечения возможности удовлетворения определенных потребностей или целей.