Конспект лекций по предмету "Психология менеджмента"


Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности

Наряду с общими психологическими особенностями, характерными для класса регулятивных, интегральных процессов, каждый из них обладает определенными специфическими особенностями.
Целеобразование — это процесс формирования цели деятельности и ее конкретизации на подцели отдельных действий. Цель — идеальная форма будущего результата, которая складывается у человека до начала деятельности и оказывает определяющее влияние на все ее содержание. В психологии цель рассматривается как системообразующий фактор деятельности, который определяет компоненты деятельности и связи между ними, их временную упорядоченность (план), а также является основой других аспектов организации деятельности.
Цель соотносится с системой мотивов личности, в результате чего складывается личностный смысл деятельности — важнейшее психологическое образование. Деятельность может иметь для субъекта разный личностный смысл при одной и той же цели, но при разных мотивах.
В психологии в связи с важностью соотношения целей и мотивов существует понятие «вектор- мотив-цель». Он организует вокруг себя все психические процессы и состояния, включающиеся в систему деятельности. Это — основной структурообразующий механизм деятельности, определяющий процесс достижения поставленных субъектом целей.
Цель-образ, цель-результат и цель-уровень достижений — три основные формы субъективных целей.
Цель в любой своей форме складывается до начала деятельности, удерживается памятью в процессе деятельности, направляет ее и регулирует. Процесс деятельности регулируется тем, чего еще нет, а лишь должно быть получено в итоге. Такой тип организации какого-либо процесса, когда причина и следствие меняются местами, называется детерминация по цели, или целевой детерминизм.
Важное условие придания целостности, организованности всей деятельности — иерархичность системы целей, которые должны не противоречить между собой, а работать друг на друга.
Механизм генерации субъективных целей — ключевой момент процесса целеобразования. Выделяют несколько способов генерации целей.
1. Цель формируется на основе осознания мотива и нахождения объекта, позволяющего реализовать этот мотив. Например, вознаграждение за выполненную работу, где материальный мотив формирует цель.

Цель невыполнима и требуется ее переформулирование
или постановка новой цели.
Цели могут генерироваться посредством выбора одной из
них субъектом из заданного альтернативного множества. Существуют два основных типа задания целей — нормативный и
ненормативный. Производным от них способом является комбинированное целеобразование.

Прогнозирование. Процесс этот тесно связан с целеобразо-ванием; с точки зрения психологии он базируется на способности человека к предвосхищению — антиципации будущего, которая является основной формой опережающего отражения субъектом действительности. Этот феномен имеет универсальное значение для всех сторон жизни человека, в особенности для управленческой деятельности.
Процессы прогнозирования и антиципации развертываются в разных формах, которые различаются мерой сложности и содержанием. Это и текущее прогнозирование, включенное в выполнение каких-то иных действий и задач, и специальные действия по реализации прогноза, произвольно регулируемые субъектом, и самостоятельная деятельность, которая связана с выполнением функций стратегического планирования и прогнозирования в управлении, реализуемая в индивидуальной и коллективной форме.
Процессы прогнозирования и антиципации имеют уровневое строение.

Субсенсорный уровень антиципации включает в себя не
осознаваемые операции, обеспечивающие подготовку к выполнению определенных действий и отдельных движений.
Сенсомоторная и перцептивная антиципации базируются
на процессах ощущения и восприятия; они позволяют организовать действия с учетом возможности появления новой информации.
Представленческая антиципация основана на функционировании антиципационных схем. Это — представление о ситуациях, включающих информацию прошлого опыта человека и тенденции их возможных изменений.
Речемыслительная антиципация — высший уровень
антиципации. На этом уровне становится возможным широкое обобщение и классификация ситуаций. Основной механизм — формулировка гипотез об ожидаемых событиях.
Каждый уровень антиципации соответствует определенному уровню сложности поставленных задач. На каждом последующем уровне увеличивается временная перспектива осуществляемых прогнозов. Усложняется содержание самого процесса антиципации, изменяется состав психических процессов, на основе которых она происходит.
В управленческой деятельности резко возрастает роль антиципации, она выступает в новой форме. Суть управленческой деятельности — синхронизация индивидуальных действий исполнителей, которая возможна лишь при условии предвосхищения планируемых действий и ответных реакций на них. Возникает новый уровень антиципации.
Рефлексивная антиципация — формирование коллективного прогноза, а не только индивидуального. Благодаря возникновению своеобразного совместного антиципационного
эффекта достигается лучшее взаимопонимание участников
совместной деятельности, возрастает глубина антиципации и
ее точность. Образуется высший уровень прогнозирования —
и по сложности, и по мощности. Вместе с речемыслительной
антиципацией именно он наиболее соответствует содержанию и природе управленческой деятельности.

Планирование и программирование. Планированию принадлежит важное место в системе регулятивных процессов, а также среди основных функций управленческой деятельности. Оно относится к совместной деятельности, выступая как функция управления ею. Но оно имеется и в структуре индивидуальной деятельности, являясь специфическим регулятором ее организации. Планирование — важнейший компонент практического интеллекта руководителя, определяющий эффективность его познавательно-преобразующих действий. Главная особенность процесса планирования характеризуется понятием «вездесущесть» — оно является сквозным процессом управленческой деятельности.
В деятельности руководителя планирование может быть текущим и предварительным; перспективным и краткосрочным; «жестким» (алгоритмизованным) и «мягким» (вариативным). Оно может носить индивидуальный характер или, если к нему подключаются другие лица, выступать в коллегиальной форме.
Основная функция планирования — пространственно-временное упорядочивание деятельности и выработка ее общих ориентиров и средств реализации ее целей.
Планирование в деятельности руководителя приобретает специфические особенности: оно становится своеобразным «метапланированием», выходящим за рамки индивидуальной деятельности руководителя. Процесс планирования в психологии раскрыт в основном на материале индивидуальной деятельности. Выделяют три основных способа планирования.

Работа «по ориентирам» — наиболее элементарный способ, когда действия строятся по принципу реактивных ответов
на внешние события.
Работа «по образцам» — способ планирования более высокого уровня сложности. Человек стремится к неукоснительному выполнению стандартного (жесткого) предварительного плана. При этом возникновение «нештатных ситуаций» может полностью дезорганизовывать деятельность. Этот способ
характерен для консервативно-репродуктивного стиля руководства.
Планирование деятельности с учетом возможных изменений условий — самый эффективный способ. Общая стратегия
разрабатывается без чрезмерной детализации, что дает возможность гибкого изменения планов в зависимости от изменения
условий деятельности.

Главное требование к планированию в управленческой деятельности — определение оптимальной грани между жесткостью и гибкостью, конкретностью и обобщенностью. Стандартных рецептов в этом отношении нет, но в теории управления сформулирован ряд условий эффективного планирования в деятельности руководителя:

способность к быстрой генерации альтернативных планов;
выработка общей стратегии поведения на основе анализа
нескольких планов;
наличие двух уровней в структуре плана — стратегического и тактического;
сочетание гибкости планов на стадии разработки и твердости на стадии их реализации;
умение найти и выбрать лучший план.

Основой содержания процесса планирования является определенная и закономерная — инвариантная — последовательность основных этапов.

Ориентировка в ситуации и определение трудностей для
достижения поставленных целей.
Выработка альтернативных вариантов выхода из сложившейся ситуации.
Сравнительный анализ этих вариантов, определение их
достоинств и недостатков, а также «цены», необходимой для
реализации каждого их них.
Выбор варианта, оптимизирующего вероятность достижения целей.
Конкретизация и детализация выбранного варианта и выработка «технологии» его исполнения.
Реализация плана.
Оценка эффективности реализации, при необходимости — ее коррекция, сопоставление исходных целей с достигнутыми результатами.

В связи с тем что обычно руководитель реализует в своей деятельности одновременно несколько планов, возникает необходимость их согласования. Они «выстраиваются» по значимости и очередности. Иерархичность процессов планирования отличает их от более частных процессов программирования. Программа деятельности — конкретная цепь выстроенных вдоль оси времени действий, их алгоритм; это одномерная структура. Процесс программирования является заключительным этапом процесса планирования, а сама программа — его продукт (окончательный результат).
Самоконтроль. Главное его отличие от контроля заключается в том, что объектом его приложения становится своя деятельность, а не деятельность других. Основные же технические приемы контроля как бы переносятся на реализацию функции самоконтроля. Специфические особенности данного процесса определяются соединением в нем субъекта и объекта контроля. Еще более сложная и специфическая ситуация складывается относительно деятельности руководителя: он должен одновременно выполнять функцию контроля (за подчиненными) и самоконтроля (за своей деятельностью). Различия в отношении к этим функциям часто являются источником напряженности и конфликтов в деятельности руководителя.
Формы и виды самоконтроля классифицируются в психологии по четырем основным принципам: временному, модально-стному, структурному и принципу произвольности.
1. В соответствии с временным принципом различают такие виды самоконтроля, как предварительный (антиципирующий), текущий (промежуточный) и. результирующий (заключительный).
2.  В соответствии с модальностным (Модальность — разновидность ощущений (зрительные, слуховые и др.)) принципом следует
различать зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический (Кинестетический контроль — мускульный, ощущение движения.
3. В соответствии со структурным принципом виды самоконтроля различаются по уровням, на которых они реализуются. Это — биологический уровень самоконтроля (гомеостаз), физиологическая саморегуляция основных систем жизнедеятельности, психофизиологическая регуляция состояний, психологический самоконтроль деятельности, социальный контроль и самоконтроль поведения) и комбинированный виды самоконтроля. Ведущая роль в
управленческой деятельности принадлежит зрительному и
слуховому видам.
4. В соответствии с принципом произвольности различают произвольный и непроизвольный виды самоконтроля.
Коррекция. Этот процесс организации деятельности наиболее специфичен среди интегральных процессов. Именно коррекция завершает общий цикл построения и регуляции деятельности и ее отдельных этапов, а не исполнение и его результаты.
Существует понятие обратносвязевой информации о результате. Далее идет процесс сличения «цель — результат». Полного согласования между ними не бывает, поэтому необходимым компонентом в организации деятельности является определение степени рассогласования идеальной цели и ее результата. Затем происходит коррекция, которая развертывается с разной мерой выраженности, зависящей от величины обнаруженных рассогласований.
По своему содержанию коррекция выходит за рамки регулятивных процессов и принимает вид новой деятельности (или действий) по исправлению допущенных ошибок.
Деятельность в результате коррекции принимает замкнутый кольцеобразный характер, приобретая свойство недостигаемости (наряду с целенаправленностью).
На основе коррекции происходит самообучение субъекта, повышение его профессионального опыта и общего уровня компетентности. Механизмом самообучения с психологической точки зрения выступает вся система явлений, связанных с процессом коррекции: восприятие результата, трактовка обратносвязевой информации, сличение ее с идеальной целью и др.
Регулятивные, интегральные процессы наряду с когнитивными имеют большое значение для понимания специфики управленческой деятельности. Поскольку они подобны системе основных управленческих функций, то поэтому являются психологической основой для их реализации. Образуя в своей совокупности замкнутый цикл регуляции деятельности, эти процессы определяют собой психологическое строение деятельности руководителя, ее психологическую архитектонику.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.