В социальной сфере политика Союза должна выполнять три важные задачи:
1) гармонизация национальных политик;
2) поощрение конвергенции и межстранового сотрудничества;
3) распространение новаторского опыта в рамках Союза.
В связи с переходом к единому рынку КЕС стала также выполнять роль «сторожевого пса», т.е. осуществляла попытки предупреждения негативных социальных последствий реструктурирования европейской экономики.
Хотя Римский договор зафиксировал свободу передвижения рабочей силы (ст.48-51) и свободу предпринимательства и выбора экономической деятельности в пределах всего сообщества, потребовалась еще серия законодательных актов, чтобы конкретизировать эти принципы. Теперь граждане Евросоюза могут проживать совместно с семьей в любой стране-члене Союза с тем, чтобы там работать или искать работу (директива 68/360/ЕС), учреждать фирмы или оказывать услуги (73/148) и оставаться на территории этой страны после найма на работу (70/1251 и 72/194). Кроме того, работники и их семьи, сменившие страну жительства и трудоустройства в рамках Союза, должны иметь те же права в отношении социального обеспечения, жилья, доступа к образованию и производственному обучению и т. д., что и коренные жители. Координация законодательства по социальному обеспечению была осуществлена в рамках Regulations 71/1408 и 72/574.
Некоторые проблемы все-таки остались нерешенными. Рабочие-фронтальеры сталкиваются с проблемами налогообложения. Есть трудности и при найме на работу в госсекторе другой страны Евросоюза. Поэтому КЕС решила принять меры для устранения ограничений при найме в государственные учреждения, в учреждения систем здравоохранения и образования и в сфере гражданских НИОКР.
Расширение социальных и экономических прав в рамках Евросоюза первоначально затрагивало только работающих по найму и членов их семей. Те же, кто не относился к категории экономически активного населения, например, студенты, пенсионеры, все еще встречали препятствия при смене страны жительства. Для предполагаемых мигрантов существовал тест на достаточность средств к существованию. Эта проблема была решена благодаря Маастрихтскому договору, который ввел гражданство Евросоюза с соответствующими равными для всех правами свободного передвижения и выбора места жительства.
Введение гражданства Евросоюза - сама по себе беспрецедентная акция, которая будет иметь далеко идущие последствия. Гражданство не только предоставляет свободу перемещения и выбора места жительства в пределах Евросоюза. Оно также дает право голоса на выборах органов власти, право избираться в муниципальные органы страны пребывания. Некоторые страны вынуждены в связи этим делать поправки к конституции. Граждане также имеют право избирать в Европарламент, посылать туда петиции по касающимся их вопросам, апеллировать к омбудсмену. На территории третьих стран граждане Евросоюза находятся под дипломатической и консульской защитой всех представленных там стран-членов Евросоюза. Европейское гражданство не исключает национального гражданства, а действует наравне с последним.
Европейское гражданство предполагает свободу географического перемещения и свободу выбора сферы экономической деятельности. Естественно, что КЕС также проводит политику по повышению мобильности рабочей силы. В частности, были установлены принципы сопоставимости профессиональной квалификации в таких отраслях, как гостиничное хозяйство, общественное питание, авторемонт, строительство, электроэнергетика, сельское хозяйство, текстильная промышленность. Были определены минимальные требования к уровню навыков, необходимых для той или иной профессиональной квалификации.
Еще больший прогресс был достигнут при разработке механизма взаимного признания документов. Директивно введено взаимное признание дипломов врачей (1975), медсестер (1977), дантистов (1978), хирургов-ветеринаров (1978), фармацевтов (1986), архитекторов (1985). Далее, КЕС разработала общую систему признания дипломов при условии минимального 3-летнего профессионального обучения после средней школы. В 1985 г. была принята резолюция о создании системы взаимного признания дипломов о высшем образовании. Две программы - ERASMUS (1987) и YES (1988) - поощряют мобильность молодежи и обмен студентами. Программа LINGUA (1989) преследует цель повысить знание молодежью языков стран-членов Союза. Одна за другой принимаются программы по профессиональному обучению самых разных категорий работников: молодежи, женщин, служащих, взрослых рабочих.
Была также учреждена Европейская система обмена информацией в сфере занятости - Sedoc (Regulation 68/1612). КЕС также предложила ввести трансфертность (переводимость) пособий по безработице на период поиска работы в другой стране Евросоюза.
Для установления справедливой конкуренции на едином рынке было также признано необходимым ввести минимальные евростандарты здоровья и безопасности граждан. При решении этой, как и других проблем КЕС работала во взаимодействии с представителями работников (профсоюзов) и работодателей, а также с представителями европейских организаций по стандартизации (CEN, Cenelec).
Важную сторону деятельности КЕС составляет совершенствование законодательства по европейской компании (фирме). При этом основная задача - поощрить участие работников в управлении. КЕС видит в этом важный фактор экономических успехов любой фирмы. В 1970 г., в частности, был подготовлен проект положения о статусе Европейской компании с ограниченной ответственностью. В 1980 г. была издана директива Вределинга относительно консультаций с работниками и распространения информации в крупных компаниях, особенно в МНК. Но в результате сопротивления предпринимателей эту директиву заморозили.
В июле 1988 г. КЕС вернулась к этому вопросу и представила новый меморандум по разработке статуса еврокомпании. Этот статус компании будут принимать добровольно, они могут сохранить и статус национальной компании.
Что касается участия работников, то еврокомпаниям предложено на выбор 3 модели:
1) немецкая модель, в которой рабочие представлены в органах управления фирмы;
2) франко-итальянская модель, где совет рабочих обособлен от органов управления;
3) шведская модель, при которой отдельная фирма заключает с рабочими договор об участии со своими особыми условиями взаимодействия.
Прежде чем еврокомпания будет инкорпорирована, требуется заключить договор с работниками. Все три модели требуют от работодателей квартальных отчетов перед персоналом и предварительных консультаций по всем вопросам, касающихся работников.
Несмотря на всю гибкость предложенных моделей, они вызвали оппозицию со стороны европейских работодателей и конфедераций промышленников. Европейские работодатели в целом враждебно настроены по отношению к перспективам введения коллективно-договорной системы на европейском уровне. Тем не менее КЕС намеревается продолжать работу в этом направлении.