Конспект лекций по предмету "Физика"


Тогда постоянная Ридберга


Как видим, постоянная Ридберга зависит и от массы ядра. Для атома водорода, ядром которого является протон, формула (4.19) дает значение, более точно совпадающее с экспериментальным.
Приведенная на рис.4. 6 система энергетических уровней помогает наглядно представить спектральные серии Лаймана, Бальмера и др. как группы переходов между соответствующи­ми уровнями. Эти переходы изображены на рисунке вертикаль­ными стрелками.
Систему энергетических уровней атома принято называть и иначе — системой термов. Терм Т — это величина, определяе­мая согласно (4.18) и (4.19) как
,
где R — постоянная Ридберга. В отличие от энергии Еп, терм — величина положительная, и чем ниже уровень, тем больше его значение. Терм имеет ту же размерность, что и частота ω, т.е. с-1. Соответствующая частота фотона, испущенного при перехо­де атома из состояния с квантовым числом п1 в состояние с квантовым числом п2, определяется формулой Формулы (4.18) и (4.19) позволяют записать выражение для энергии связи (энергии ионизации) водородоподобной системы в основном состоянии в более удобном виде: .

Магнитный момент атома водорода. Пусть электрон движется со скоростью по орбите радиусом r (рис.4. 7). Через площадку, пересекающую орбиту электрона, переносится ежесекундно заряд , где е — заряд электрона, — число оборотов электрона вокруг ядра в секунду. Следовательно, движущийся по орбите электрон образует круговой ток . Поскольку заряд электрона отрицателен, направление движения электрона противоположно направлению тока.
Магнитный момент такого тока (в гауссовой системе) по определению равен , или . Учитывая, что , перепишем предыдущее выражение в виде .
Остается учесть, что момент импульса электрона М = rm, и мы получим:
,
где знак минус указывает, что направления обоих моментов, μ и М, взаимно противоположны.
Вектор называют орбитальным моментом электрона. Он образует с направлением движения электрона правовинтовую систему (см. рис. 4.7).
Отношение магнитного момента частицы к ее механическому моменту называют гиромагнитным отношением. Для электро­на оно равно

Воспользовавшись боровским правилом квантования момен­та импульса, получаем , где µБ — это так называемый магнетон Бора:
.
Таким образом, при движении электрона по первой боровской орбите (п=1) его магнитный момент равен одному магне­тону Бора. В дальнейшем мы увидим, что это резко расходится с экспериментом, значит, полученный результат оказывается совершенно неверным. И тем не менее, мы привели формулы, связывающие магнитный момент с механическим, поскольку они послужат основой для получения правильных результатов .
Недостатки теории Бора. Теория Бора явилась крупным ша­гом в развитии теории атома, в понимании новых квантовых за­кономерностей, с которыми столкнулась физика при изучении явлений микромира. Эта теория отчетливо показала неприме­нимость законов классической физики для описания внутри­атомных явлений.
Теория Бора стимулировала постановку многих экспериментов, принесших важные результаты. Даже в тех многочисленных случаях, когда теория не могла дать количественное объяснение явлений, два постулата Бора служили руководящей нитью при классификации и количественной интерпретации этих явлений.
Однако двух постулатов Бора недостаточно для построения полной теории. Они должны быть дополнены правилами квантования. Эти правила, достаточно искусственно введенные Бором для одноэлектронного атома, радикально проблемы не решили. Их не удалось распространить даже на простейший после водорода атом гелия, содержащий два электрона. Кроме того, теория Бора позволила вычислить только частоты спектральных линий, но не их интенсивность.
Основной же, принципиальный недостаток теории Бора – это её непоследовательность: она не была ни последовательна классической, ни последовательно квантовой. Эта теория принимала существования стационарных состояний атома, что совершенно непонятно с точки зрения классической физики. И вместе с тем к движению электронов в стационарных состояниях она применяла законы классической механики, хотя и считала неприменимой классическую электродинамику (поскольку нет излучения).
Итак, планетарную модель атома нельзя считать серьёзной теорией. Она просто неверна. Тот факт, что эта модель приводит к очень хорошим результатам в случае атома водорода (при расчете некоторых величин), по существу случайный. Этот успех явился мощным толчком к развитию квантовой теории атома. Сам Бор рассматривал свою теорию как промежуточный этап в поисках верной теории. Такой последовательной теорией явилась квантовая физика.

Лекция 7


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.