Непрерывная интенсификация и расширение масштабов хозяйственной деятельности человека, сопровождаемые неуправляемым ростом производства и нарушением экологического равновесия, приводят ко все более частому возникновению природных и техногенных ситуаций, явлений и процессов, характеризующихся резким отклонением от норм. Они приводят к возникновению стихийных бедствий, аварий и катастроф (СБ, А и К) с многочисленными человеческими жертвами, огромными материальными потерями и нарушениями условий жизнедеятельности. Предупреждение ЧС, вызываемых указанными явлениями, являются актуальной проблемой современности. Ежегодно число жертв СБ, А и К не уменьшается, а увеличивается. Это происходит не только из-за активного роста воздействия человека на среду обитания (интенсивного развития промышленного и сельскохозяйственного производства, массового использования средств транспорта, загрязнения окружающей среды и т. д.), стихийных бедствий, но и из-за неразумного отношения человека к самому себе. Алкоголизм, наркомания, потеря нравственности и т. д. негативно сказываются на процессе жизнедеятельности человека, особенно у нас, в России.
Анализ причин потерь населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий приводит к выводу, что более чем в 80% случаев возник-новение ЧС связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в условиях ЧС.
Системное изучение наиболее вероятных ЧС, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из ЧС с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека.
В учебных заведениях данная подготовка ведется путем изучения дисцип-лины "БЖД", предназначенной для формирования у студентов сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привития основополагающих знаний и умения распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также уметь ликвидировать последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случаях проявления любых опасностей.
В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности БЖД предусматривает приобретение знаний, умений и навыков, ряда физичес-ких и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к наиболее потенциально опасным видам деятельности.
Один персидский шах собрал всех своих мудрецов и задал им вопрос: "Что все-таки движет человеком?". Десять лет работали мудрецы и исписали сотни томов. "Изложите проще", — потребовал шах. Прошло еще тридцать лет, и мудрецы принесли ему одну толстенную книгу. Выгнал их шах и попросил, чтобы ответ был ясен и понятен каждому.
Прошло еще много лет, и к умирающему шаху пришел последний оставшийся в живых мудрец. И вымолвил шах: "Я умираю, скажи мне одним словом, что движет человеком?". И ответил мудрец: "Выживание".
Действительно, для того чтобы жить, человеку нужны вода, еда, тепло. Имея это, он хочет удовлетворить свои новые потребности: получить не просто воду, еду, тепло, а хорошую еду, одежду, обувь и другие материальные и духовные блага — автомобиль, видеоаппаратуру, коттедж, заграничный отдых и т. д. Так уж устроен окружающий мир, жизнь человека связана с постоянной заботой о еде, одежде, обуви, жилище и тысяче других необходимых ему предметов, которые можно либо сделать самому, либо купить у другого человека.
Человек должен трудиться, заниматься какой-либо деятельностью. В ходе деятельности он общается с другими людьми, т. е. с окружающей его средой, и возникает система "человек — среда обитания". Человек выбирает свое место жительства, вид деятельности, условия отдыха и тем самым определяет конкретную среду обитания.
Среда обитания — окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:
обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;
создает и использует защиту от негативных воздействий как среды обитания, так и себе подобных.