Совокупный спрос (AD) - это объём товаров и услуг в экономике в целом, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при определённом уровне цен (другими словами, это величина запланированных расходов на товары и услуги в экономике в целом при данном уровне цен).
Важнейшими частями совокупного спроса являются: потребительские расходы домашних хозяйств (С), инвестиционные расходы предприятий (I), государственные расходы (G), расходы иностранцев, или чистый экспорт (NX).
AD = C + I + G + NX
Совокупный спрос и его величина могут быть изображены графически с помощью кривой совокупного спроса. Если мы по вертикали отметим уровень цен (Р), а по горизонтали - выпуск продукции (Y), то есть ВВП, то, принимая различные значения уровня цен и выпуска, можно построить кривую совокупного спроса AD (см. рис.7.6.).
При уровне цен Р1 величина совокупного спроса в точке А будет равна Y1, при снижении цен до уровня Р2 величина совокупного спроса возрастёт в точке В до уровня Y2. Так же, как на микроуровне существует обратная связь между ценой товара и величиной спроса на товар, так и в макроэконромике существует обратная зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса. Кривая совокупного спроса AD, таким образом, имеет нисходящий характер.
Объяснение обратной зависимости между уровнем цен и величиной совокупного спроса иное, чем объяснение закона спроса в микроэкономике. Напомним, что в микроэкономике обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на товар объяснялась законом убывающей предельной полезности, эффектом замещения и эффектом дохода (тема 3). На уровне макроэкономики нельзя, например, объяснить увеличение совокупного спроса эффектом замещения, так как предполагается, что падают все цены. Или взять эффект дохода. Кривая спроса на отдельный товар предполагает неизменность дохода. В условиях макроэкономики снижение уровня цен вызывает снижение доходов и домашних хозяйств, и предприятий.
Нисходящий характер кривой совокупного спроса объясняется действием следующих эффектов:
o эффект богатства,
o эффект процентной ставки,
o эффект импортных закупок.
Эффект богатства состоит в том, что при повышении уровня цен снижается реальная стоимость активов общества (богатства), то есть снижается их покупательная способность.
Эффект процентной ставки означает, что при повышении уровня цен повышается процентная ставка, что ведёт к сокращению объема инвестиционных расходов, являющихся частью совокупного спроса.
Эффект импортных закупок состоит в том, что при повышении уровня цен в экономике сокращается чистый экспорт, являющийся частью совокупного спроса.
Вместе с тем на величину совокупного спроса влияет множество других, неценовых факторов совокупного спроса.
Таблица 7.8. Факторы совокупного спроса (сдвиги кривой AD)
I Изменения потребительских расходов (С)
Благосостояние потребителей (доход)
Ожидания потребителей
Задолженности потребителей
Налоги
II Изменения ивистиционных расходов (I)
Ставка процента
Ожидаемые прибыли от инвестиций
Налоги на предприятия
Изменения в технологии
Избыточные мощности
III Изменение государственных расходов (G)
Содержание государственного аппарата
Оборона
Здравоохранение
Образование
Социальное страхование
Проценты по государственному долгу
IV Изменения расходов на чистый экспорт (NX)
Ноциональный доход в других странах - торговых партнерах
Курс национальной валюты