Спрос, предложение и цена являются основными элементами рынка. Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рыночный механизм. Это механизм соединения продавцов и покупателей через формирование спроса на благо и предложения блага.
Спрос - это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени.
В этом определении надо обратить внимание на два момента: наличие целого ряда цен (шкалы цен) и конкретный временной отрезок. Изменение цены ведет к изменению спроса, эта зависимость определяется законом спроса.
Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса.
Эту зависимость обосновывают следующими причинами:
o эффектом дохода;
o эффектом замещения;
o действием принципа убывающей предельной полезности.
1. Эффект дохода - желание потребителя приобрести больше данного продукта при снижении его цены, не уменьшая при этом объёма приобретаемых других товаров.
2. Эффект замещения - готовность потребителя при снижении цены товара отдать предпочтение именно этому товару по сравнению с другими более дорогими.
3. Закон убывающей предельной полезности (рассматривается в лекции 4) заключается в том, что каждая дополнительная единица данного продукта по мере его потребления будет приносить потребителю всё меньшее удовлетворение. Поэтому готовность продолжать покупки этого товара может возникнуть только при снижении цены на него.
Иллюстрацией закона спроса является кривая спроса.
Каждой цене из ряда возможных цен (шкалы цен) соответствует готовность потребителя приобрести определённое количество продукта?
Для того чтобы ответить на вопрос, какие факторы влияют на изменение кривой спроса, необходимо различать два понятия: изменение величины спроса и изменение спроса (изменение в спросе).
Величина спроса изменяется под влиянием ценового фактора. Графически это выражается в перемещении по кривой спроса вверх или вниз (см. рис 3.3).
А изменение спроса (изменение в спросе) выражается в смещении кривой спроса вправо или влево (рис.3.4)
К факторам, влияющим на смещение кривой спроса, можно отнести следующие:
o изменение вкусов и предпочтений потребителей;
o количество потребителей на рынке (размер рынка);
o изменение денежных доходов потребителя;
o цены на сопряженные товары (товары-субституты);
o потребительские ожидания изменений на рынке.
Вкусы и предпочтения потребителей могут меняться под воздействием моды, образа жизни, рекламы и т.д. Так в течение многих десятилетий большой популярностью пользовались резиновые галоши, но много ли мы найдем сейчас желающих прогуляться в этой обуви по улицам.
Количество покупателей. Уменьшение или увеличение числа потребителей приводит к соответствующему изменению в спросе. Уменьшение числа студентов в стране может привести к снижению спроса на бумагу, учебники и т.д. Создание различных интеграционных объединений (зон свободной торговли, таможенных союзов) приводит к увеличению размера рынка и к увеличению спроса.
Доход.А. Товары высшей категории (нормальные товары).Спрос на эти товары изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода. В. Товары низшей категории. Спрос на эти товары изменяется в обратной зависимости от изменения денежного дохода.
Цены на сопряжённые товары. Товары-заменители. Если продукты являются взаимозаменяемыми, то цена на один продукт и спрос на другой продукт находятся в прямой зависимости. Взаимодополняющие товары. В этом случае существует обратная зависимость между ценой на один товар и спросом на другой.
Ожидания потребителей. Ожидание роста или снижения цен, повышения или понижения доходов может привести к увеличению или уменьшению спроса на товары.