После смерти Святослава (972) началась борьба между сыновьями, в которой победил Владимир Святославович (980 – 1015), сын рабыни Малуши – лужичанки. При нем настоятельно встал вопрос религиозной реформы. Славяне были язычниками, т.е. они обожествляли многие природные явления: воду, огонь, землю, растения, животных и т.д. У каждого племени был свой пантеон богов, существовали жрецы (волхвы) и в капищах (святилищах) приносились в жертву порой люди изображениям богов – идолам.
Огромным событием, произошедшим во время правления Владимира 1., было принятие христианства. Можно выделить внутренние и внешние причины этого шага. Внутренние причины:
1) это связано с тем, что к концу 10 века образовалось раннефеодальное государство Киевская Русь. Оно состояло из многих племен, у каждого из которых были свой пантеон богов, традиции и обычаи и это объективно ослабляло государство;
2) в связи со слабостью экономических связей между племенами и территориями господствовало натуральное хозяйство. Молодое государство Киевская Русь было объединено только политическими скрепами – властью Киевского князя, что было ненадежно. Политическая власть нуждалась в идеологии как системе общих идей и ценностей, способной духовно скрепить государство, входящие в него племена. В то время идеология могла быть только в форме религии;
3) формирующемуся классу феодалов – владельцам земельной собственности нужна была религия, система идей и ценностей, которая бы оправдывала классовое неравенство и эксплуатацию. Язычество, сформировавшееся в условиях социального равенства первобытно-общинных отношений, эту функцию оправдания и легитимизации власти феодалов и князей выполнить не могло.
Таким образом, потребность в усилении и защиты господства складывающегося класса феодалов также потребовала новой религии.
Внешние причины этого решения связаны с тем, что необходимо было укрепить международный престиж (положение) Киевской Руси, стать вровень с европейскими государствами.
Предпринятая при князе Владимире попытка приспособить к новым условиям путем объединения главных божеств (в том числе племенных) в пантеон богов во главе с Перуном, успеха не имела. Религией раннефеодального древнерусского государства Киевская Русь стало христианство.
Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм – из-за того, что исповедавшие его евреи лишились своего государства и расселились по всей земле. Наиболее убедительными показались Владимиру аргументы византийского священника.
Отправленные во все страны послы Владимира, также были потрясены и нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещение Руси по византийскому православному обряду. Скорее всего, этот рассказ - легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями.
Главной причиной и поводом для принятия христианства в его восточном (православном) варианте были традиционные связи, которые имелись у Руси с Византией. Еще в начале 10 века в Киеве жили христиане, построили свою церковь. Среди купцов, дружинников Игоря были христиане, христианкой была и княгиня Ольга.
Крещению Руси предшествовало обращение византийского императора Василия 2 к Владимиру о помощи в подавлении восстания. Владимир согласился, но при условии, что император выдаст за него замуж свою сестру Анну. Соглашение состоялось, и Владимир прислал отряд, который помог Василию одержать победу. Но, опасаясь роста могущества «варвара» - русского князя, Василий оттягивал выполнение договора и этим вынудил Владимира предпринять поход на византийский город в Крыму – Херсонес. Владимир взял Херсонес, Василию пришлось выдать за него замуж Анну. В Херсонесе произошло крещение Владимира священниками из свиты царевны. По возращении в Киев Владимир крестил киевлян в р.Почайне и уничтожил языческих идолов. Новую веру вводили силой. Упорное сопротивление крещению было оказано особенно на севере стран(Новгород). Значение принятия христианства.
1) Принятие христианства способствовало развитию материальной и духовной культуры. Многие ремесла и искусства – дома и крепости из камня, храмовое каменное строительство, возведение куполов, камнерезное дело, иконопись, фреска, мозаика – все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства.
Через Византию Русь познакомилась с античным греческим и римским наследием.
С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. При монастырях появились школы, распространялась грамотность.
2) Христианство повлияло на нравы и мораль. Религия и церковь запрещала жертвоприношения, многоженство и кровную месть, боролась с работорговлей, тем самым способствовала гуманизации отношений среди людей. Общество впервые познакомилось с понятиями греха и совести – моральными понятиями, отсутствовавшими в языческом мировоззрении.
3) Среди политических последствий крещения, надо отметить то, что христианство укрепило государство через насаждение и пропаганду единой для всех религиозной идеологии.
Кроме того, укрепило княжескую власть, ибо религия и церковь как социальный институт внушали верующим людям, что всякая власть от Бога, поэтому подданные должны беспрекословно терпеть все лишения в земной жизни, чтобы обрести царство небесное после смерти, а князья должны осознавать свою высокую ответственность перед Богом и править по Божьему закону.
4) Выросло международное положение Руси, что выразилось в многочисленных династических браках. Правда позднее, из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.