Конспект лекций по предмету "Лингвистика"


Экспериментальное изучение коммуникативного членения текста

Новейшие исследования дают много пищи для размыш­лений о коммуникативной природе текста. Одним из приме­ров экспериментальной проверки идей, связанных, вчаст-

ности, с работами Ф. Данеша, можно считать исследование смысловой структуры текстов, построенных на основе двух типовых структур, — цепной и кустовой. Это исследование проводилось в Санкт-Петербургском государственном универ­ситете (Штерн 1992: 66-67).
В тексте цепной структуры развитие мысли идет после­довательно от высказывания к высказыванию. Этот тип соответствует простой линейной прогрессии Ф. Данеша: рема первого высказывания тематизируется и выступает темой второго высказывания, затем тематизируется рема второго высказывания и т. п. Другими словами, это текст с после­довательно меняющимися субъектами.
В тексте кустовой структуры тема первого высказывания связана дистантными отношениями со всеми другими выска­зываниями, ее характеризующими подробнее. Этот тип со­ответствует прогрессии со сквозной темой Ф. Данеша. Текст кустовой структуры — это текст с единым субъектом. Эле­менты смысловой структуры первого высказывания связа­ны ассоциативными связями с элементами других высказы­ваний, подробнее раскрывающими признаки исходного объ­екта.
В качестве экспериментального материала были исследо­ваны два небольших текста (около 80 словоупотреблений), различающихся по структурам, но максимально близких лексически. Тексты были сконструированы таким образом, чтобы их структуры были предельно просты. Ср. два фраг­мента: (47а) Текст цепной структуры: <<В Туле была при­нята в эксплуатацию первая очередь вычислительного центра. Центр организован на базе института государственной статистики. Институт государственной статистики обо­рудовал центр электронно-вычислительными машинами третьего поколения...» и (476) Текст кустовой структуры: «Первая очередь вычислительного центра была принята в эксплуатацию в Туле. Центр организован на базе инсти­тута государственной статистики. Центр оснащен элек­тронно-вычислительными машинами третьего поколениям
Тексты были записаны на магнитную ленту в чтении опытного диктора. Затем на записи был наложен так назы­ваемый белый шум. Экспериментальный материал был про«

слушан двумя группами по 6 испытуемых одинаковой ква­лификации. Они записывали тексты на бланки при много­кратном прослушивании. Восприятие текста оценивалось по­средством такого параметра, как средняя словесная разбор­чивость.
Результаты эксперимента оказались следующими: сред­няя словесная разборчивость текста кустовой структуры со­ставила 81%, а текста цепной структуры — 52%. Таким образом, фактор коммуникативной структуры текста оказал­ся значимым при восприятии слова в тексте.
В другом эксперименте были рассмотрены закономерно­сти восприятия предложений в текстах кустовой и цепной структуры. Двум группам аудиторов были предложены для опознания два целых текста разной структуры и изолирован­ные предложения из них, переписанные в случайном порядке и с паузами между ними. Оказалось, что текст цепной структуры дал среднее опознание 36%, а предложения в разбивку — 44%. В то же время кустовой текст дал среднее опознание 56%, а предложения из него — 49%. Как видно, роль контекста оказалась неодинаковой: кустовая структура улучшила, а цепная ухудшила среднее восприятие. Таким образом, кустовая структура не только легче для восприятия текста, но и создает «положительный контекст», повышая вероятность правильного опознания (там же: 77-78).
Эти выводы получили неожиданное подтверждение в на­блюдениях над речью говорящих разных возрастных групп. Как известно, в онтогенезе происходит перераспределение языковых средств, составляющих языковую способность че­ловека и используемых при построении высказывания (по­дробнее см. (Филиппов 1993а,б)). Перераспределение языко­вых средств, образующих речевой механизм говорящего, может осуществляться в различных направлениях: употре­бительность одних строевых элементов языка может возрас­тать, а употребительность других элементов падать по мере взросления индивида. В этой динамике находит свое отра­жение перераспределение функционального веса отдельных строевых элементов языка на разных этапах жизни человека в зависимости от развития его интеллекта и уровня комму­никативной способности.

Одним из примеров языковых средств, употребительность которых падает по мере взросления индивида, являются так называемые пролептические конструкции, наиболее харак­терные для речи говорящих младших возрастных групп. Эти конструкции представляют собой один из видов обособления, при котором отдельные компоненты предложения выносятся в его начало и предваряют один из последующих членов предложения. Особенно часто такие конструкции встречаются в устной речи, причем это характерно не только для русского языка. Ср.: (48)Und der Busfahrer, derhat die Fahrkarte mir dann wiedergegeben,., 'А водитель автобуса, он потом вернул мне билет..,' (49) Also, aufm Gymnasium, dawird das alles viel ernster genommen... 'Итак, в гимназии, там все обстоит намного серьезнее...'
Высокая употребительность этих конструкций в детской речи объясняется тем, что они в известной мере облегчают процесс формирования связного высказывания. Наиболее на­глядно эта функция пролептических конструкций проявля­ется в использовании оборотов с обстоятельством времени в качестве обособленного компонента. Говорящий, вынося об­стоятельственный признак в обособленную позицию, исполь­зует его в качестве исходного пункта для развертывания не одного, а двух предложений, соотнесенных о обособленным обстоятельством при помощи анафорического наречия. При­чем говорящие используют этот прием не только в процессе формирования высказывания по ходу формулирования мыс­ли, т, е. в процессе «саморедактирования», но и просто при необходимости добавления новых порций информации, когда форма складывающегося высказывания удовлетворяет гово­рящего. Ср.: (60) Jedes Jahr oder jedes Halbjahr, dawerden immer einige Mädchen, also aus den höheren Klassen schon, da wird eine Schulsprecherin gewählt, eine Unterstufenspre­cherin und eine Oberstufensprecherin 'Каждый год или каждые полгода, тогда некоторых девочек всегда, значит, уже из старших классов, тогда выбирают ответственную за связь с руководством школы, ответственную за младшие классы и ответственную за старшие классы'. (51) Und manchmal, dagehen mir die Ideen aus, da weiß ich nicht mehr weiter 'A иногда, тогда у меня нет никаких идей, тогда я не знаю,

что делать дальше.' (52) Und dann am anderen Morgen, da
bin ich noch'mal zu dem Bus hingegangen, also der fuhr am nächsten Tag wieder, und da war die Fahrkarte sum Glück noch dringewesen 'А потом на следующее утро, тогда я снова пошел к автобусу, значит, он снова ездил на следующий день, и тогда билет к счастью был еще там'.
Пролептические конструкции, наряду с выполнением важных коммуникативных функций, направленных на до­стижение определенной цели по отношению к партнеру по коммуникации (например, выделение какого-либо элемента сообщения с целью его подчеркивания), служат одновременно важным структурно-коммуникативным средством, облегчаю­щим говорящему порождение связного текста в условиях неподготовленного общения. При этом обособленный компо­нент конструкции, содержащий обычно прямое название темы высказывания, наименование главного действующего лица или основного обстоятельственного признака действия, выполняет, если прибегнуть к образному сравнению, роль своеобразного «спасательного плотика», от которого ненадол­го удаляется говорящий в потоке речи. Однако при необхо­димости говорящий всегда может вернуться к нему, чтобы почерпнуть силы для «нового заплыва», т. е. для порожде­ния нового фрагмента сообщения. Видимо, именно по этой причине такие конструкции преобладают в детской и под­ростковой речи.
Нетрудно заметить, что примеры (48)-(52) построения высказываний, содержащих пролептические конструкции, представляют собой уменьшенную копию прогрессии со сквозной темой Ф. Данеша или текста кустовой структуры в эксперименте петербургских ученых. Итак, абстрактные модели чешского ученого обнаружили свою действенность как в условиях эксперимента на восприятие, так и при анализе онтогенетических особенностей порождения спон­танного высказывания (текста). Все это говорит о настоя­тельной необходимости дальнейшего изучения коммуника­тивной структуры текста.
Глава 11 ПОРОЖДЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА
Язык следует рассматривать не как мертвый продукт, а как созидающий процесс
Вильгельм фон Гумбольдт


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.