Спенсер - позитивист. Существенно обогатил предмет науки английский социолог Г.Спенсер 1820-1903r.r В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений.
Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной -неорганические, органические и надорганические социальные. Социология призвана изучать прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность общества и какие продукты оно производит.
В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д. По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной.
Отсюда следует, что качество жизни членов общества, характер экономических и политических институтов зависит в конечном счете от усредненного уровня развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями Если вы однажды вмешаетесь в естественный порядок природы писал он то никто не может предсказать конечных результатов.
И если это замечание справедливо в царстве природы, то оно еще более справедливо по отношению к социальному организму, состоящему из человеческих существ, соединенных в единое целое. На этом основании социолог не принял ни социализма, ни либерализма за их попытки, хотя и разные - революционные и реформистские -вмешательства в естественный ход эволюции. Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии.
Но отдельно взятые общества также как и подвиды в органической природе могут не только прогрессировать, но и деградировать Человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные пути. При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности - простое, сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д. Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы.
Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии.
Эволюционная гипотеза, считал Спенсер, находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе Основные начала различал три ее вида неорганическую, органическую и надорганическую. Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции в другом труде Основания социологии. Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование.
В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций.
Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности. Не располагая необходимыми непосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом.
Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в форме зародышей и из небольших масс путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы.
Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем простого возрастания. Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития.
Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития социальное расслоение, появление новых организаций и т. д. при одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа общества военное, в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер, и промышленное с добровольным сотрудничеством. Общество как социальный организм, по мысли Спенсера, состоит из трех главных систем регулятивной, производящей средства для жизни, распределительной. Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе.
Страх перед живыми поддерживается государством, а страх перед мертвыми - церковью. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.