Конспект лекций по предмету "Буддизм"


Буддология.

На санскрите и пали слово “buddha” буквально означает “пробуждённый”. В ранних текстах “Трипитаки” упоминаются шесть будд, которые появились до Шакьямуни, в “Буддхавансе” – 24. Первым среди будд считается Дипанкара (при нём Шакьямуни принял решение стать буддой). Следующими были Кракучханда, Канакамуни и Кашьяпа. В грядущем мировом периоде появится будда Майтрейя.
По представлениям Хинаяны, буддой может стать только тот, кто прошёл путь бодхисаттвы. После достижения нирваны он может оставаться в человеческом облике до конца кальпы. Функция будды – проповедь Дхармы (т.е. учения, при помощи которого можно достичь нирваны).
В мифологии Махаяны число будд бесконечно. Каждый из неисчислимого количества миров имеет своё неисчислимое число будд прошлого, настоящего и будущего. Каждый будда имеет свою буддакшетру (поле влияние), которая имеет определённую локализацию в пространстве и времени. Будды, согласно Махаяне, могут жить до бесконечности, а разрушение мира по окончании кальпы их не затрагивает. Будды проповедуют Дхарму в своих буддакшетрах, но могут оказывать помощь страдающим вы других буддакшетрах. В связи с этим и возникла идея о единстве всех будд, выразившаяся в учении о Трёх телах будды.
В мифологии Ваджраяны число будд также считается бесконечным, но в практике созерцания их число ограничивается пятью т.н. Дхьяни-буддами (“Буддами созерцания”) и соответствующими им земными буддами. Предание сообщает, что однажды, когда Бхагаван (Будда) погрузился в созерцание, он превратил себя в Акшобхью и оставил его сидеть на своём месте. После этого он поочерёдно превращал себя в Вайрочану, в Ратнасамбхаву, в Амитабху и в Амогхасиддхи и оставил их сидеть в четырёх направлениях света, создав таким образом мандалу. В конце I тысячелетия н. э. к пяти дхьяни-буддам прибавились ади-будда и Ваджрасатва.
Акшобхья находится в центре мира. Его цвет – синий; его элемент мироздания – воздух; его праджня (женское соответствие) – Лочана; его бодхисаттва – Ваджрапани. Ему соответствует земной будда Канакамуни. Культ Акшобхьи возник в первые века н. э. и был наиболее популярен на древней Яве. Почитание Акшобхьи в настоящее время сохранилось в Непале и Тибете. Поле будды Акшобхьи – рай Абхирати. Здесь нет ни гор, ни долин, все деревья имеют одинаковую высоту, а все люди одинаково счастливы.
Вайрочана обращён на восток. Его цвет – белый; элемент мироздания – пространство, его праджня – Ваджрадхатвешвари. Ему соответствуют бодхисаттва Самантабхадра и земной будда Кракхучанда. Культ Вайрочаны, возникший в середине I тысячелетия, очень популярен в Китае и Японии, где он считается ади-буддой.
Ратнасамбхава обращён на юг. Его цвет – жёлтый, элемент – огонь, праджня – Мамаки. Ему соответствуют бодхисаттва Ратнапани и земной будда Кашьяпа. Ратнасамбхава породил “три ценности” – Будду (Шакьямуни), Дхарму и Сангху.
Амитабха обращён на запад. Его цвет – красный, элемент – вода, праджня – Пандаравасини. Ему соответствуют бодхисаттва Авалокитешвара и земной будда Шакьямуни. До достижения состояния будды Амитабха был бодхисаттвой по имени Дхармакара. Став буддой, он создал рай Сукхавати, где возрождаются все страдающие существа, уверовавшие в Амитабху. Сукхавати можно достичь при помощи 16-ти способов созерцания, которые приводятся в тексте “Амитаюрдхьяна”. Все обитатели этого рая – бодхисаттвы высшего уровня, которые здесь же достигают нирваны. Культ Амитабхи возник в Индии в начале н. э., но особенное распространение получил в Японии, где Амитабха известен как Амида. Кроме того, он широко почитается в Тибете и других ламаистских странах. Его земное проявление – панчен-лама.
Амогхасиддхи обращён на север. Его цвет – зелёный, элемент – земля, праджня – Тара. Ему соответствуют бодхисаттва Вишвапани и будда Майтрейя.


1. Абаев Н. В. Концепция просветления в “Махаяна-шраддхотпада-шастре” // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1991. С. 23-47.
2. Андрушкевич О. В. Сотериология буддизма махаяны и психологические традиции в культуре Китая // Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990. С. 63-78.
Бадмажапов Ц. Б. О соотношении “психологического” и “эстетического” в буддийской иконографической традиции // Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990. С.138-148. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности М., 1985. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977. 6. Волкова О. Ф. Предисловие // Джатаки. Пер. с санскр., предисл. и комм. О. Ф. Волковой. СПб., 1993. С. 3-16.
7. Игнатович А. Н. “Десять ступеней бодхисаттвы” (на материале сутры “Цзиньгуанмин цзуйше ванцзин”) // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1986. С. 69-90
8. Мифологический словарь. М., 1991.
9. Ольденбург С. Ф. Буддийские легенды и буддизм // Избранные труды русских филологов-индологов. М., 1972.
10. Розенберг О. О. Избранные труды по буддизму. М.. 1991.
Рудой В.И., Островская Е.П., Островский А.Б. и др. Основы буддийского мировоззрения. – М., 1994. Щербатской Ф. Философское учение буддизма. – Пг., 1919. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. – М., 1901. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М., 1994. Буддизм. Словарь. Под ред. Н.Л. Жуковской. – М., 1992. Введение в буддизм. Под ред. В.И. Рудого. – СПб., 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.