Конспект лекций по предмету "Буддизм"


Что кажется вечным – исчезнет; высокое снизится; где есть встреча – будет и разлука; всё, что рождено, умрёт”.

Эта доктрина непостоянства впоследствии была развита в теорию моментальности, согласно которой все вещи не только обусловлены и поэтому непостоянны, но к тому же не сохраняются даже в течение короткого периода времени – существует только один неделимый момент времени.
Один из аргументов теории моментальности выглядит следующим образом: несуществующая вещь (например, рога у зайца) не может ничего произвести. Поэтому несуществующая вещь имеет моментальное существование. Если мы рассмотрим реально существующую вещь (например, пшеничное зерно), она также окажется моментально существующей. Если бы зерно существовало более, чем один момент времени, оно должно было бы производить один и тот же результат в течение каждого момента своего существования. Однако зерно в хранилище не производит ничего, а в поле – производит росток. Иными словами, зерно в хранилище – не то же самое, что зерно в поле. И то, и другое имеют только моментальное существование.
Теория несуществования души. Большинство людей верит в то, что человек наделён душой (атман), которая сохраняется, несмотря на изменения, претерпеваемые телом. Это противоречит закону всеобщего изменения, который мы только что рассмотрели. Поэтому Будда отрицал существование души. Он признавал только целостность потока последовательных состояний, из которых образуется жизнь человека. Жизнь – это непрерывный ряд состояний, каждое из которых зависит от предыдущего и, в свою очередь, порождает следующее. Целостность жизненного ряда основана на причинной связи. Даже память можно объяснить, не прибегая к понятию души: каждое данное состояние сознания получает в наследство черты предыдущего состояния, благодаря чему память о прошлом сохраняется в настоящем.
Человек, согласно учению Будды, - только условное название совокупности различных составных частей: материального тела, нематериального ума и бесформенного сознания (виджняна). Аналогично повозка – это совокупность колёс, осей, оглоблей и т.п. Когда распадается эта совокупность, человек перестаёт существовать. С психологической точки зрения человек есть совокупность пяти групп (панча-скандха) элементов: 1) форма (рупа) тела; 2) чувства (ведана); 3) восприятие (санджня), включая понимание и наименование); 4) предрасположение или стремление (самскара), порождаемые впечатлениями прошлого опыта; 5) сознание самого себя (виджняна).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.