Конспект лекций по предмету "Йога"


Лекции по патрологии



Электронная библиотека студента Православного Гуманитарного Университета

Василий ЛурьеЛекции по патрологии (фрагменты)

Св. Ириней Лионский



Жизнь и творения

Гностицизм по этим вопросам давал свое учение, совершенно не совместимое с православием. В частности, гностик Валентин, которого опровергает св.… Как мы видели на примере св. Игнатия Богоносца, защита православного учения… Св. Ириней был автором довольно большого числа сочинений, часть которых сохранилась. Он писал на греческом, так как до…





Богословие св. Иринея

У св. Иринея совершенно однозначно различаются в Троице Отец, Сын и Святой Дух. Становится совершенно невозможным отождествление Сына и Духа — тогда… Важнейшее и часто встречающееся (в 4 и 5 кн. ПЕ) определение Духа и Сына —… Современники св. Иринея, не говоря уже о предшественниках, излагали учение о Боге только в связи с Его откровением к…





Заключение

Помимо своего полемического значения, творения св. Иринея Лионского оказали огромное воздействие на концептуализацию церковного учения. Это воздействие, в основном, распределялось по двум направлениям.
Во-первых, в учении о нашей физической общности со Христом и участием, благодаря Церкви, во внутренней жизни св. Троицы, св. Ириней утвердил те же идеи, которые исповедывались и другими учителями его времени.
Во-вторых, в отношении триадологии, св. Ириней, хотя и не успел оказать заметного влияния ни на современников, ни на ближайшие к нему поколения христиан, создал основу для православных богословских концепций IV в.
Историография.Изд. главного труда (на основе новонайденного греч. папируса): Irenee de Lyon. Contre les heresies. Livre I. T. I, II / A. Rousseau, L. Doutreleau. Paris, 1979 (SC 263, 264). Idem. Livre II. T. I, II. 1982 (SC 293, 294). Idem. Livre III. T. I, II. 1974 (SC 210, 211). Idem. Livre IV / A. Rousseau, B. Hemmerdinger, L. Doutreleau, Ch. Mercier. Vols. 1, 2. 1965 (SC 100). Idem. Livre V / A. Rousseau, Ch. Mercier, L. Doutreleau. T. I, II. 1969 (SC 152, 153). Подробная библиография творений — в CPG I (1983). Рус. пер.: Соч. св. Иринея, еп. Лионского / Пер. П. Преображенского. М., 1878 (есть переизд.). Общее введение в богословие св. Иринея: Y. de Andia. Homo vivens. Incorruptibilite et divinisation de l’homme selon Irenee de Lyon. Paris, 1986 (Coll. des Etudes augustiniennes. Ser. Antiquite, 112). Место св. Иринея в отнош. к более раннему церк. преданию: Y.-M. Blanchard. Aux sources du canon: Le temoignage d’Irenee. Paris, 1993 (Cogitatio Dei, 175).
По истории христианской полемики с гностицизмом см.: A. Orbe. Introduccion a la teologia de los siglos II y III. T. I, II. Roma, 1987 (Analecta Gregoriana, vol. 248; Ser. Facultatis Theologicae: sectio A, n. 28).
Дополнительно о милленаризме (разных типов) см.: H. Bietenhard. Das tausendjahrige Reich. Eine biblisch-theologische Studie. Zurich, 19552.

КРАТКИЙ ОБЗОР ЕРЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ III—IV вв. Учение I Вселенского собора

Цель настоящей главы — чисто справочная: дать некоторый минимум сведений о каждом из упоминаемых учений, необходимый для обозрения концептуального…





Введение

Несколько предыдущих глав были посвящены истории аскетической традиции в это время. Говорилось о духовном опыте подвижников, о самих подвижниках, о способах стяжания этого опыта. Теперь мы будем говорить о там, что именно эти подвижники видели, определяли как истину или как ложь, и к чему в плане догматического выражения Церкви они прилагали свой опыт. Прежде мы рассматривали еретические учения I, II и III вв. чрезвычайно фрагментарно. Те новые ереси, которые стали появляться со второй половины III в., потребуют от нас несколько большего влияния. Они окажутся чем-то большим, нежели просто преходящие лжеучения, с которыми Церковь многократно сталкивалась и прежде, и позднее. Эти ереси дадут те “шаблоны”, которыми святые отцы будут пользоваться еще много столетий. Все лжеучения, которые имеют появиться в дальнейшем, будут сопоставляться ересям Савеллия, Ария, Павла Самосатского...

Ересь Савеллия (вторая пол. III в.)

Часто термин “савеллианство” используется в контексте, где историческое савеллианство III—IV вв. никак не могло иметься в виду. Савеллианство как… Ересь Савеллия возникла в достаточно мощном к середине III в. направлении… Савеллий учил, что Бог — Монада и Сыноотец. Первое понятие выражает единство Божие, а второе — что Бог Сам Себе и…





Павел Самосатский

Утверждая принцип единобожия, Павел Самосатский заявлял, что Бог — “единое лицо”. Тем не менее, в Нем различаются, согласно Писанию, Логос и… Наш перевод последнего термина как “неипостасны” содержит невольную… Но как тогда быть с Боговоплощением?






Ересь Ария

В ереси Ария все смешано — и еретическая триадология, и христология. Традиционно для того времени все это подано как учение о Логосе.
Арий принимал православное учение в том отношении, что учил о вневременности и… Тогда откуда Он взялся, не будучи таким же вечным, как Бог? Арий прямо говорит, что Логос сотворен из ничего — “из не…





Полуарианство

По имени одного из основоположников полуарианства, еп. Анкирского Маркелла, полуариан называли маркеллианами. Другое название — “омиусиане” (о его… Маркел был участником I Вселенского Собора, но попал не в число святых отцов… Учение о Логосе вне воплощения:Логос — имеет 3 главных момента (соответственно первым стихам Евангелия от Иоанна):


Фотин, епископ Сирмийский

Согласно Фотину, Бог — одна ипостась и имеет у Себя Логос, Который при пребывает при Нем (этот тезис берется из модализма), и в этом смысле Он… Учение о воплощении на основе такого учения о Логосе использует учение… Таким образом, “омоусианская” оппозиция арианству привела, в редакции Маркелла и Фотина, к компромиссному с арианством…





Ересь аномеев

Если собственное учение Ария остается весьма слабо документированным, то учение второго поколения ариан документировано гораздо лучше. Сочинения… Основоположником крайнего арианства считается епископ Аэций (ум. в 367 г.), но… Крайность разделения воплощенного Сына от Отца видна у Евномия даже по сравнению с учением Ария. Он тоже исходит из…





Ересь Аполлинария

Аполлинарий был епископом Лаодикийским (ум. в 390 г.). Был епископом в 360—362 гг. В личной жизни был аскетом и праведником. Его осуждали… Все ереси предыдущие спасали единство Бога в Троицы тем, что вводили… человек = тело, душа, дух (или “ум” — у Аполлинария “дух” и “ум” синонимы),






Ересь Македония

Аргументация Македония сводилась к следующему: если Дух нетварен, то тогда Он либо был бы вторым сыном, что невозможно, либо был вообще каким-нибудь…

ТРИАДОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА СПОРОВ IV ВЕКА

Особенно богословие св. Василия Великого послужило той основой, на к-й были созданы через два года после его смерти (379 г.) постановления II Всел.…

Триадологическое учение св. Василия Великого.

Св. ВВ также доказывает божественность Сына и Духа, т.к. появилась еще ересь Евномия, к-я соглашалась принять православное учение о Сыне и Отце, но… Через присвоение и через какой либо отличительный знак сыноположенные Истинным… Справедливо стал бы иной оплакивать сие: если самое имя нашего Спасения, т.е. христиане ведет начало от твари…

Аргументация Евномия

Бог — "нерожденный".
По Евномию это м.б. одно из двух:
либо dianoia — примышление (нечто, полагаемое в нашем уме, но не имеющее реального существования),


Св. Василий Великий против рационалистического агностицизма Евномия

Возражения св. Василия состоят в следующем. Совсем неправомерно поступает евномий, когда говорит, что какие-то понятия, составляющиеся в нашем уме,… “Нет ни одного имени, которое бы объяв все естество Божие (т.е. всю природу… В нас образуется действительное впечатление Бога, т.е. некоторое хотя и частное и несовершенное, зато реальное…

Сочинения свт. Афанасия

- “Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти” — безусловно его сочинение.
- “Защита никейских определений”
- Два письма “К Серапиону, епископу Тмуитскому о Духе Святом”


Христология

“Как тварь не была создана тварью, так тварь не могла бы быть спасена тварью, если бы Логос не был бы Творцом”.
Т.е. спасение твари не может совершиться без нетварного. Универсальность этого… В “Слове о воплощении Бога-Слова” Св. Афанасий говорит о том, за счет чего нас Христос спасает: наше спасение в…

Христология “псевдо-афанасиевой” части Corpus Athanasianum

В “Слове против ариан” (дошло в греческом корпусе св. Афанасия, но принадлежит неизвестному автору сер. или конца IV в.) мысль о том, как нас… “Мы во Христе все оживотворяемся, потому что наше тело становится уже не… Эта мысль вполне в духе св. Афанасия.


ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ АСКЕТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ В IV в.



Биографические сведения о Евагрии

При своей жизни Евагрий никогда не был осужден официально, но однако св. старец Макарий Египетский отмечал, что Евагрий очень горд. Кроме того… “Сказал некто [это “некто” — цензурное искажение, которое восстанавливается по… Из этой истории можно заключить, что и в пустыне Евагрий не отрешился вполне от увлечений мирской премудростью.


Сочинения Евагрия

Под именем Нила Синайского сохранилось “Слово о молитве”, которое на самом деле принадлежит Евагрию (единогласное свидетельство сирийской и… Также важно “38 послание св. Василия Великого”, которое на самом деле… - Трактат “Практик” (о целях монашества и монашеских учениях), сокращенный перевод на русский язык в 1 томе…

Оригенизм Евагрия

Три вида “феории” (созерцания) и два вида “природы”.Знаменитый оригенистский тезис еще с III в., толкование пс. 148 “Изведи из темницы душу мою” в… Различие начинается с самого понимания творения. По Евагрию, это не просто… “Вещество не вечно, но было создано специально после грехопадения и конечно на время, потому что когда все спасется,…

Систематизация Евагрием православного аскетического учения

Вся жизнь христианина состоит из двух разделов: “праксиса” (деяния) и “феории” (видения). Такое категориальное деление вошло в плоть и кровь… Чтобы дать первоначальное определение этим понятиям, нужно сказать так: всякое… Молитва.Именно мостом от “праксиса” к “феории” служит молитва, которая начинается еще в деянии (деятельная умная…

Заключение

Столь подробная систематизация аскетического учения свидетельствует сразу о двух процессах. С одной стороны — об огромном росте количества тех, кто хотел бы усвоить это учение. С другой стороны — о “сбоях” в передаче этой традиции внутри самого Египта. Если систематизацией учения египетских отцов занимается гость с Запада преп. Иоанн Кассиан, который пишет для своих западных соплеменников на латыни, то цель такого труда очевидна. Но если такой же систематизацией занимается Евагрий, который сам живет в пустыне египетской, то его труд может служить некоторым указанием на оскудение устной традиции, точнее — на оскудение опытных наставников, которые могли бы всему этому научить из жизни, собственным постоянным примером. Потомкам жизнь Нитрии и Скита в начале V в. казалась чрезвычайно высокой. Но современники, особенно из старшего поколения, отмечали резкий упадок по сравнению с серединой IV в. Трудно сказать, насколько они были правы, но, во всяком случае, “золотой век” египетского монашества если еще и не совершенно прошел, то уже заканчивался.

Святой Макарий Египетский и Corpus Macarianum

Именно из патериков мы получаем основные сведения о биографии св. Макария Великого. Первоначально он стал вести подвижническую жизнь недалеко от… Как правило, трудно различить даже между изречениями двух названных Макариев —… Учение Корпуса и мессалианство.Некоторые произведения Корпуса были использованы еретиками-мессалианами (о…

ОПРОВЕРЖЕНИЕ НЕСТОРИАНСТВА И III ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР Богословие св. Кирилла Александрийского







Историческое введение

Константинопольский патриарх Несторий оказался заподозрен в ереси и, в конце концов, низложен III Вселенским собором в Ефесе (431 г.) после того, как он отказался именовать Деву Марию “Богородицей”. Точнее, он не вовсе отрицал возможность такого наименования — уже бывшего слишком привычным для его столичной паствы, — но только буквального истолкования этого слова. Согласно Несторию, в собственном смысле Деву Марию можно было бы именовать “Христородица”, потому что Она родила Христа, но не “Богородица”, так как Бог нерожден. Спор патриарха с его паствой оказался христологическим, и в него очень скоро оказались вовлечены предстоятели Антиохийской и Александрийской кафедр. Антиохийский епископ Иоанн увидел у Нестория не более чем продолжение традиционной христологии Антиохийской школы, а потому всецело поддержал его позицию. Александрийский епископ св. Кирилл усмотрел у Нестория крайне опасную ересь, против которой составил 12 анафематизмов. Кроме того, он более подробно изложил православное учение. 12 анафематизмов св. Кирилла, не отражавшие подробностей его собственного христологического учения, но только обличавшие неправоту Нестория, были затем изданы от имени Собора в Ефесе. Это вызвало раскол с Антиохией, который, впрочем, вскоре был уврачеван (в результате собеседования между Иоанном Антиохийским и Кириллом Александрийским в 433 г.). Соборные соглашения не затронули “отцов” Антиохийского богословия — богословов IV в. Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуетского, — хотя св. Кирилл и все александрийцы были уверены, что они еретики, — но безусловно осудил Нестория. Иоанн Антиохийский, в конечном итоге, согласился с таким решением. Относительно Феодора церковное осуждение было все-таки издано, но гораздо позднее: он был осужден как еретик на V Вселенском соборе (553 г.).
Решения III Вселенского собора, особенно в их “восточной” интерпретации, подразумевали, что Несторий зашел в своей христологии дальше, чем Феодор Мопсуетский, хотя они и двигались в одинаковом направлении. Правда ли это?





От Феодора Мопсуетского к Несторию

Только в последние десятилетия в нашем распоряжении оказываются источники, по которым мы можем пытаться судить о подробностях богословия как… Феодор Мопсуетский.Феодор был автором огромного количества экзегетических… Из дошедших до нас (только по-сирийски) писаний Феодора наиболее прямо формулировку “несторианской” христологии…





Учение св. Кирилла Александрийского

III Вселенский собор — первый из Вселенских соборов, от которого до нас дошли подлинные протоколы и едва ли не все официально принятые документы, а… III Вселенский собор искал — и нашел — “среднюю линию” между св. Кириллом и… Единство субъекта во Христе особенно выражается в двух положениях Собора. Одно (в анафематизме 8) — о почитании Девы…





Заключение

Богословские идеи, высказанные антагонистами в ходе несторианских споров, вскоре — на следующем этапе христологической полемики, уже в сер. V в., — проявят более полно заложенный в них интеллектуальный потенциал. Осторожность отцов III Вселенского собора заставила их слишком многие вопросы оставить нерешенными. Тот церковный мир, который был достигнут таким путем, не просуществовал и двадцати лет.

БОГОСЛОВИЕ СВЯТОГО ПАТРИАРХА ФОТИЯ ВЕЛИКОГО



Триадология св. Фотия

Как Филиокве связывают с иконоборчеством? Также, как и в современном латинстве, только иконоборчество сейчас изменило свою форму. Троица с Филиокве… Суть Православного учения, как оно формулируется против ереси Филиокве. Когда… Общая идея: в воззрениях на Троицу св.Фотий прямо следовал той линии, которая была предствлена св.Максимом…

ПОЛОЖЕНИЕ НА НЕГРЕЧЕСКОМ ХРИСТИАНСКОМ ВОСТОКЕ В XI–XIII вв.

Во-вторых, нас будут интересовать отношения православных (на христианском востоке из называют мелхитами, т. е. теми, кто имеет ту же веру, что и… Мы будем рассматривать наш материал как с церковно-исторической стороны, так и…

Эпоха армянского преобладания в монофизитском Египте

В XI же веке начинается настоящая борьба. Этому способствует несколько новая локализация их “церковных” структур. А именно в 1080-е годы впервые… Очень необычным и весьма знаменательным образом это было осуществлено.… Интересно, что глава всех армян назывался “католикос”. Этот термин имел в древности значение, близкое к современным…

Развитие догматических споров внутри Армянской церкви и армяно-сирийские отношения

Это означает, что армянская монофизитская церковь обрела какую-то нестабильность, и это побудило иерархию как-то искать новых союзов, усилить свои… Актистизм в Армении возродится вполне только в XIV–XV веках, что будет… Киликийская Армения — хотя монофизитская, но все время идет на какие-то компромиссы с диофизитами разного толка, она…

Армяно-сирийско-коптский спор о Евхаристии и триадологии

Однако, здесь надо учитывать, что в этих спорах о триадологии стороны апеллировали друг ко другу, пользуясь не философским выражением догматов, а… У сирийцев был обычай в просфору, на которой будет служиться Евхаристия,… Видимо, независимо друг от друга сирийскому патриарху начинают писать патриархи армянский и александрийский; оба…

Сирийско-коптские отношения: превращение коптов в яковитов

Памятник называется “Исповедание отцов”. Он был составлен на арабском языке в Египте, но особенно авторитетным стал в Эфиопии (будучи переведенным… Весь сборник — в специфически монофизитской своей части — основан на сирийских… Одновременно с составлением сборника “Вера отцов” в Египте XIII в. происходит установления сирийского влияния на всю…

Армяно-византийские отношения

Первая попытка была при св. Никите Стифате, в связи с которой он писал свои сочинения против армян (нач. 1050-х гг.). Они сохранились по-гречески в… Вторая попытка такого рода — та самая поездка царя Гагика, о которой… Следующая попытка была предпринята около 1117 года, когда митрополит Евстратий Никейский участвовал в собеседованиях с…

Отношения между монофизитами и православными в Египте

Наряду с распространением церковной организации, влияние Александрийского патриархата осуществлялось и в чисто идейной сфере.
Отчасти это облегчалось тем, что именно копты (под сильным сирийским влиянием)… В этой главе он пишет по поводу двух природ: “Те, кто утверждают двойственность (природ), имеют целью сохранить…

Дело Марка Ибн-аль-Канбара

Перешел он не сразу. Сначала он, оставаясь монофизитом, стал немного отклоняться от остальных монофизитов в литургической практике служением… Главным его противником и обличителем был с коптской стороны Михаил, епископ… Только один источник, говорящий об этом споре, говорит о догматической стороне этого дела. Это замечательное сочинение…

Краткие итоги

Египет был той сценой, на которой чаще всего менялись декорации. Именно там происходили наиболее радикальные перемены. В этих переменах погибла… В Армении происходит окончательное разделение с сирийцами, кратковременное… О Нубии известно мало. Официальная церковь хранит единство с коптами. Кроме того, действуют епархии, подчиненные…

Обзор состояния православного богословия сер. XV — кон. XIX века

Начнем с исторического обзора.
Почему XV век знаменует некую перемену именно в истории православного… В XV же веке начался, и к концу этого века, можно сказать, что завершился процесс перехода империи в Москву, т.е. от…

Св. Геннадий Схоларий

Он также известен, как ближайший ученик св.Марка Ефесского, который после смерти св.Марка Ефесского (обращаю внимание на дату) в 1445 году (а не в… Это все важно, но специфичным и главным в деятельности св.Геннадия Схолария… Старое для того времени - это, скажем, патристика образца конца XIV, нач.XV века. Классический богослов этого типа,…

Период до конца XVI века

Все ученые согласны, что это был достаточно своеобразный период, для которого характерно сохранение патристики в том виде, в котором она была в… Одна (с этим тоже никто не спорит), еще малозаметная, это начало проникновения… В пределах этого царства было очень много православных, Вильна был православным городом. Там тоже уже в XVI веке были…

Период с кон. XVI века до сер. XVIII века

Именно к этому периоду относится деятельность Вселенского патриарха Кирилла Лукариса (1622—1638), который в начале 1620-х гг. тайно перешел в… А в это же время, в связи с Лукарисом, была необходимость выработать… Оказалось, что это были не униаты, а полномочные представители Петра Могилы, которые принесли проект катихизиса для…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.