ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
О.С. Гребенюк
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Курс лекций
Калининград
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА: Курс лекций/ Калинингр. ун-т.
Калининград, 1996. - с. - ISBN
Часть первая. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Лекция 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Системой, как известно, называется упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое… Процесс, реализующий цели обучения, называется процессом обучения или… Сколько может быть дидактических систем или типов процесса обучения? Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим прежде…
Лекция 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ
Что такое педагогическая технология? На этот вопрос имеется множество, порой не совпадающих друг с другом ответов. Это говорит о том, что теория и… Во многих международных изданиях, посвященных педагогической технологии,… М.И.Махмутов таким образом раскрывает смысл понятия педагогической технологии: “технологию можно представить как…
Лекция 3. КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
В процессе обучения можно выделить как минимум содержательную (чему учить), процессуальную (как обучать), мотивационную (как активизировать… Все концепции и технологии невозможно описать в одном пособии, поэтому… Концепция и технология укрупнения дидактических единицразработана профессором П.М.Эрдниевым.Вот краткое изложение его…
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Лекция 4. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, при этом уровень целостности становился выше и в настоящее время высокому ее уровню… Цель проблемного обучения: усвоение не только результатов научного познания,… Проблемно-развивающее обучение - это современный уровень развития дидактики и педагогической практики. Оно является…
Лекция 5.ЦЕЛИ ПРОЦЕССА ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩЕГО
ОБУЧЕНИЯ
Педагогическая реальность такова, что каждый учитель может осуществлять свою деятельность на двух уровнях: 1) совместной, коллективной;… Современная дидактика расчленяет цель каждого урока на три подцели: обучения,… Цели обучения, предполагают, что учитель будет добиваться усвоения учащимися знаний и изменений в сфере способов…
Лекция 6. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание образования - один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют образование. Содержание образования включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек - это человек знающий, развитый и воспитанный. Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить школьников? Что развивать и воспитывать? История школы и педагогики показывает, что при решении этих вопросов допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения, воспитания и развития. Так, большинство современных школ направляют свои усилия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вызывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз вводят содержание образования пропедевтического характера, отражающее специфику вуза, но в то же время не отвечающее интересам части учащихся. Часто за счет углубления различных предметов предполагается подготовить “исследователя-энциклопедиста”, “широкообразованного естественника”, “гуманитария-краеведа”. Поэтому содержание образования то отстает от современного состояния науки, то оказывается перегруженным, то искажает характер формирования школьника.
Все это требует обстоятельной разработки научно-педагогических основ содержания образования. В истории педагогики наиболее известны теории формального и материального образования?
Сторонники теории формального образования (17-20 вв - Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся является изучение языков, особенно древних - латинского и греческого, а также математики. Отсюда так называемое “классическое” образование.
Сторонники теории материального образования (18-20 вв. Спенсер, Гексли и др.) считали, что источником знаний является опыт, поэтому необходима подготовка людей, обладающих основательной естественнонаучной и практической подготовкой. Критерием отбора содержания образования служит степень его утилитарной пригодности для жизни и практической деятельности учащихся в будущем. Отсюда так называемое “реальное” образование.
В связи с этим существовали и существуют классические и реальные гимназии, лицеи, школы и училища. Это говорит о том, что принципы этих теорий до сих пор находят свое применение. И в то же время эти теории постоянно подвергаются критике за свою односторонность (К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов, Ю.К.Бабанский, И.Ф.Харламов). Односторонность названных подходов заключается в том, что ими абсолютизируются отдельные аспекты образования. Нельзя отрывать мышление от знаний, но в то же время знания не должны быть доминирующей целью школы: целью является сам ребенок, а знания должны стать средством его развития. Школа должна не только обогащать знаниями, но и развивать индивидуальные способности детей.
Широкое распространение в зарубежной педагогике, особенно американской, получили прагматические (pragma - действие, практика) идеи по вопросам содержания образования (Джон Дьюи, У.Килпатрик): необходимо положить в основу школьного образования развитие практического опыта детей, вооружить их прикладными умениями и навыками в различных видах деятельности. Эта концепция не получила поддержки, так как несмотря на явную привлекательность ее для развития самостоятельности детей, она не способствует должному уровню научного образования.
В педагогике существует принцип: связи школы с жизнью общества. Но должен быть принцип связи школы с жизнью р е б е н к а. Абсолютизация первого принципа привела к так называемому социоцентрическому - ущербному виду мышления (во главу угла ставятся только интересы государства, общества). Критерии отбора содержания образования должны включать не только потребности общества, но и потребности индивида. Содержание образования рассматривается как педагогическая модель обращенного к школе социального заказа. Но необходимо учитывать и потребности человека в образовании для его существования. Нужно учитывать обе позиции. Рассмотрим их.
Во-первых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта старших поколений, содержания социальной культуры для дальнейшего развития усвоенного опыта. Установлена (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) неправомерность ограничения социального опыта суммой знаний, подлежащих усвоению. Этот опыт включает в себя четыре элемента, каждый из которых представляет специфический вид содержания образования:
• знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности;
• опыт осуществления известных способов деятельности;
• опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных;
• опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру.
Во-вторых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить индивидуальный способ существования человека: способствовать развитию у него всех основных сфер и должно включать:
• систему педагогических средств, направленных на развитие интеллектуальной и других сфер;
• систему педагогических средств, способствующих адаптации молодого человека, его свободе (автономности) и интеграции с обществом, то есть способствующих процессу социализации личности.
Каждый учебный предмет должен вносить свой вклад в овладение всеми названными элементами.
Формирование содержания общего среднего образования в соответствии с высказанными выше теоретическими соображениями должно удовлетворять следующим требованиям:
• соответствие социальному заказу общества;
• соответствие потребностям учащихся;
• соответствие критериям отбора содержания образования (научная и практическая значимость, соответствие содержания возрастным возможностям школьников, соответствие объема содержания имеющемуся времени, соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе).
В соответствии с “Законом Российской Федерации об образовании” (статья 7) в нашей стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является федеральным нормативным документом, определяющим в обязательном порядке:
• минимум содержания основных образовательных программ;
• максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
• требования к уровню подготовки выпускников школы.
Необходимость создания стандарта подсказана изменениями, которые происходят в настоящее время в обществе и в сфере образования. Наличие четко определенных стандартов позволяет каждому учителю, ученику и родителю оценить уровень образованности ребенка, независимо от того, в каком типе школы он обучался.
Стандарт образования призван обеспечить учащимся равные возможности для получения образования, стимулировать достижения каждым из них более высокого результата и на этой основе индивидуализировать обучение. Являясь государственной нормой образованности, стандарт отражает общественные цели и учитывает потребности гражданина в образовании.
Стандарт предостерегает от ошибок, которые могут допустить школы, получившие в настоящее время право на автономность. В чем эти ошибки?
Известно, что в Вузы поступает около трети выпускников школы. Реагируя только на этот факт во многих зарубежных школах вводилась система предметов по выбору: можно было снизить требования к “невузовским” учащимся. Результат получился угрожающим: снижение общего развития учащихся и уровня их общеобразовательной подготовки. Вторая ошибка заключается в том, что усиливая гуманитарный аспект содержания образовании, школы, в то же время, меньше уделяют внимания основам наук. В результате произошло снижение физико- математической подготовки учащихся.
Чтобы избежать названных и других ошибок при отборе содержания образования, стандартом образования предусмотрено:
• выделение ядра образования, обязательного для всех школ; усиление значимости гуманитарных аспектов содержания образования; сохранение внимания к естественно-математическому циклу предметов; усиление внимания к развитию школьников; ориентация содержания образования на общечеловеческие ценности.
Все вышеприведенные акценты образовательного стандарта определяют ориентацию планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпускника школы параметры, как общее развитие, сформированность учебной деятельности, коммуникативные умения, культура поведения, усвоение этических норм и др. В связи с этим в стандарты введены требования, показывающие уровень воспитанности выпускника каждой ступени школы.
Выполнение школьниками требований стандартов свидетельствует о достижении ими необходимых знаний, умений, навыков, о достижении определенного уровня развития основных сфер и сформированности ценностных ориентаций, обеспечивающих:
• адаптацию к окружающей природной и социальной среде;
• овладение разными видами деятельности;
• сформированность личностного отношения к окружающему миру и усвоение этических норм;
• определенный уровень общей эрудиции.
Таким образом, содержание образования, определяемое стандартом, позволяет формировать не только предметные знания и умения, но и качества, определяющие развитие индивидуальности и социализацию личности школьника.
Представление стандарта школьного образования содержится в базисном учебном плане, который обязателен для использования всеми общеобразовательными учреждениями России. В 1993 году приказом Министерства образования РФ рекомендован для использования Базисный учебный план общеобразовательных учреждений, часть которого приводится ниже.
Таблица 1
Базисный учебный общеобразовательных учреждений России
(V-XI классы)
Образовательные области
Количество часов в неделю в классах
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
Русский язык как государственный
Языки и литература
-
-
Искусство
-
-
-
Общественные дисциплины
Естественные дисциплины
Математика
Физкультура
Технология
ВСЕГО:
Обязательные занятия,
занятия по выбору
Обязательная нагрузка
учащегося
Факультативные, индивиду-
альные и групповые занятия
ИТОГО:
В структуре учебного плана выделяются:
а)инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение и к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
б)вариативная часть, обеспечивающая также индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их индивидуальные и личностные особенности.
Инвариантная и вариативная части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате в учебном плане любого общеобразовательного учреждения выделяются три основных вида учебных занятий:
• обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;
• обязательные занятия по выбору учащихся;
• факультативные занятия.
Общая структура учебного плана отражает существенные стороны личности, особенности ее формирования и детерминируется разделением образования на фундаментальное (общенаучное и общекультурное) и технологическое; теоретическое и практическое; инвариантную и вариативную его составляющие. План включает представление содержания образования как целого, то есть не сводится к описанию отдельных учебных предметов, а включает функционально полный набор образовательных областей. Построение стандарта по образовательным областям, а не по конкретным учебным предметам открывает возможности для создания разнообразных учебных планов с альтернативным набором предметов, а также обеспечивает внутри и межпредметные связи. Например знания о человеке ( в начальной школе) могут быть предметом изучения на уроках родного языка, окружающего мира, природоведения или специального курса “Человек”.
В практике общего среднего образования используется несколько видов учебных планов. Базисный план служит основой для разработки региональных и рабочих учебных планов школы. Региональный учебный план разрабатывается региональными органами управления образования и носит рекомендательный характер. Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе базисного и регионального учебных планов на длительный период и отражает особенности конкретной школы.
В учебных планах выделяется федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения.
Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов нашей станы в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры.
Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии со статьей 32 Закона “Об образовании”, является исключительной прерогативой образовательного учреждения.
Как видим, современные учебные планы школы разрабатываются на местах и их разработчикам полезно знать следующие их характеристики:
• г и б к о с т ь: предполагает включение в учебный план нескольких самостоятельных, относительно независимых курсов учебных дисциплин;
• и н т е г р а ц и я: предполагает интегрирование смежных предметов (физика, астрономия, история их открытий; математика и информатика и т.д.);
• д и ф ф е р е н ц и а ц и я: включает различные варианты блоков учебного плана, варьирования состава предметов и времени на их изучение, введение свободно выбираемых предметов, факультативов;
• у н и ф и к а ц и я: содержание и объем отдельных учебных предметов разрабатывается в зависимости от функционального их назначения для определенных профилей;
• г у м а н и з а ц и я: ориентация на знания не как на самоцель, а как на условие для развития ребенка. Предполагает разные уровни усвоения отдельных предметов.
Учащийся в любой школе может получить образование, соответствующее одному из следующих уровней:
• б а з о в ы й уровень - это образование, соответствующее минимальному стандарту общего среднего образования, осуществляемого по государственным программам;
• п о в ы ш е н н ы й уровень - это образование, превышающее минимальный стандарт среднего образования и соответствующее уровню требований, обеспечивающих поступление в вуз;
• п р о м е ж у т о ч н ы й уровень - это образование повышенного уровня по предметам профилирующего направления и базового уровня - по остальным предметам.
Минимальный образовательный стандарт определяет запас знаний и умений, обеспечивающий выпускникам школы возможность вести достойную и успешную жизнь в обществе.
В образовательный стандарт входит перечень сведений и умений по каждому учебному предмету, обязательный для усвоения учащимися. Этот перечень периодически пересматривается и при необходимости изменяется. Учитель не имеет права требовать, чтобы учащийся овладевал знаниями и умениями за пределами образовательного стандарта, если учащийся не избрал его предмет в рамках альтернативной образовательной программы.
На основе минимального образовательного стандарта разрабатываются альтернативные программы по профильным направлениям. Альтернативные программы представляют собой набор средств обучения и требований, выполнение которых необходимо для продолжения образования по этим направлениям в Вузе.
Минимальное общее среднее образование не гарантирует продолжения образования в Вузе, но является обязательным для овладения рабочими профессиями и достаточным для включения в трудовую жизнь. Максимальное общее среднее образование гарантирует возможность продолжения образования в Вузе по одному из выбранных профилей обучения. Требования к уровню подготовленности школьников, успешно завершивших максимальное общее образование, определяются уровнем требований к абитуриентам соответствующих Вузов.
Выпускник школы должен иметь необходимый уровень развития всех основных сфер человека.
Единая основа учебных планов всех ступеней общеобразовательной школы представляет собой осуществление принципа преемственности, в силу которого основные изучаемые единицы содержания получают в дальнейшем свое развитие и обогащение.
В основной школе, по окончании которой учащиеся впервые получают право выбора профессии, им предоставляется возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности и областях знания. На этой ступени получает развитие дифференциация обучения, которая, однако, не затрагивает базового ядра учебных курсов, единого для всех школ страны. Таким образом, основная школа еще не является профильно дифференцированной.
Базисный план полной средней школы включает в себя тот же набор образовательных отраслей, что и базисный план основной школы. Однако старшая ступень строится по принципу профильной дифференциации. Обязательные занятия по выбору достигают максимального объема.
На уровне школьного образования дифференциация образовательных учреждений на общеобразовательные школы и школы нового типа (лицеи и гимназии) может происходить на ступенях начального, основного и полного среднего образования. При этом обязательным для всех учреждений является реализация базисных государственных учебных программ.
Обычная общеобразовательная школа предоставляет учащимся возможность для развития своих способностей и освоения минимальной - не ниже государственного стандарта- совокупности знаний и навыков, обеспечивающих выпускникам успешную жизнь в обществе.
Гимназия предоставляет учащимся возможности:
• получения универсальной образовательной подготовки на гуманитарной основе;
• обучения, способствующего разностороннему личностному и индивидуальному развитию;
• формированию навыков творческого интеллектуального труда, усвоения современных способов научного мышления;
• удовлетворения потребности в самообразовании и получении дополнительного образования;
• обеспечения возможностей усвоения лучших достижений отечественной и мировой культуры.
Лицей предоставляет наиболее способным и подготовленным учащимся оптимальные возможности:
• получения общего среднего образования в единстве с ранней профилизацией;
• углубленной подготовки по предметам различных циклов;
• развития творческого потенциала, навыков поисковой деятельности;
• свободного выбора будущей специализации.
Лицей выполняет функции подготовки специалистов средней квалификации по профилю лицея и обеспечения социальной защиты учащихся при их трудоустройстве и поступлении в высшую школу.
Лекция 7. ФОРМЫ ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Поскольку в школе 85-95% учебного времени учащиеся проводят на уроке, он считается основной формой организации учебного процесса. Классно-урочная… Урок, по М.И.Махмутову, - это вариативная форма организации целенаправленного… Как историческая категория урок хотя и медленно, но постоянно претерпевал определенные изменения. В чем особенности…
Лекция 8. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
8.1. Понятие метода обучения. Что же собой представляет метод обучения? В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия:… Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его… Сейчас, отмечает Ю.К.Бабанский, большинство дидактов рассматривает методы как способы упорядоченной взаимосвязанной…
Классификация методов обучения
1)По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И.Перовский): словесные… 2)По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов… 3)По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К.Бабанского, включающая три большие группы…
Система методов проблемно-развивающего обучения
Такая классификация способствует осознанному усвоению теории методов; позволяет научно обоснованно выбрать метод и сознательно его применить в… Рассмотрим подробнее содержание методов проблемного обучения. Рекомендуем… Монологический метод обучения.П р и з н а к и: наличие вербального изложения учителем учебного материала,…
Выбор методов обучения
1)соответствие целям и задачам обучения и развития;
2)соответствие содержанию темы урока;
3)соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности…
Лекция 9. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Как и при внедрении всякого другого средства обучения, возникает ряд проблем, связанных с психолого-педагогическими условиями применения… Анализ научного знания позволяет систематизировать и выделить следующие… • технико-педагогические (обучающие и управляющие программы, диагностирующие, моделирующие, экспертные, диалоговые,…
Лекция 10. ПРИНЦИПЫ ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
10.1. Что такое принцип?Principium - основа, первоначало. Это исходное положение, идея, основное требование, вытекающее из закономерностей.… Принцип - это предписание как действовать для достижения поставленных целей.… Требование - это условие, выполнение которого обеспечивает реализацию принципа. Требование отвечает на вопрос, каким…
Принцип проблемности
Приведем закономерности, отражаемые принципом: развитие индивидуальности школьника зависит от характера его деятельности; проблема является… Принцип проблемности способствует разрешению следующих противоречий: между… Применить закономерности развития и разрешить имеющиеся противоречия учителю помогают требования принципа…
Принцип мотивации
Какие закономерности лежат в основе принципа мотивации? Принцип мотивации соответствует законам единства познания и оценочной деятельности… Закономерности процесса обучения, отражаемые принципом мотивации:
• источником активности человека являются его потребности;
Часть третья. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Лекция 11. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОНФЛИКТОЛОГИИ
Проблема взаимоотношений субъектов педагогического процесса.
Вот как говорят дети об отношении к ним учителей:
• И.А. кидается в нас киянками и попал одному мальчику в глаз;
• директриса запрещает ходить в одежде, которая мне нравится;
Понятие конфликта в педагогике, конфликтные ситуации.
Конфликтная ситуация - это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта.… Объект - это элемент конфликта, вызывающий к жизни конфликтную ситуацию.… По нашим данным две трети учащихся старших классов в объект конфликта вкладывают объективно существующее противоречие,…
Динамика конфликта
В основе любого конфликта (будь то деловой или эмоциональный) лежит пpотивоpечие. Пpотивоpечие - это двигатель пpогpесса, pазвития. Логично ли… Вся педагогическая хитpость заключается во втоpом этапе динамики конфликта -… Под “конфликтным поведением” мы понимаем не агpессию или взаимное давление, а целенапpавленное педагогическое…
Лекция 12. СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ РАЗНОГЛАСИЯ
Всего стилей поведения в ситуациях разногласий, по мнению ученых (У.Томас, Р.Кильмен - см.: Дж. Скотт) пять: сотрудничество - оптимально почти… Ваш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой… Необходимо также проанализировать конфликтную ситуацию со стороны взаимодействия ее участников. Если вы предпочитаете…
Общий подход к управлению конфликтными ситуациями.
Для успешного разрешения конфликтных ситуаций необходимо учитывать следующие положения:
• учителю следует понять и принять неизбежность встречи с конфликтными… • постараться вычленить наиболее вероятные конфликтные ситуации и научиться заранее способам их решения;
Лекция 13. ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫМИ
СИТУАЦИЯМИ
Какие представления и отношения, качества и умения необходимо сформировать будущему педагогу в себе, чтобы, управляя ситуацией, положительно влиять… Сознательное управление педагогом конфликтной ситуацией возможно лишь с… В них есть место не только для зависти, неудовлетворенности собой и другими людьми, страхов, неприязни и даже…
Диагностика уровня конфликтогенности у старшеклассников
К средствам выявления исходного уровня развития конфликтогенности относятся: метод тестирования, метод наблюдения, метод диагностической беседы,… Методы тестирования включают тест “Незаконченные предложения” и тест… Тест “Незаконченные предложения” выявляет уровень развития признаков конфликтогенности в основных сферах…
Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями
В реалистических конфликтах могут быть выделены конструктивная и деструктивная фазы, а нереалистические конфликты состоят из одной фазы -… Выделяются основные группы признаков конструктивной фазы конфликта:
1) стиль ведения разговора - повышенный эмоциональный тон речи, упреки, оправдания, высказывания, отражающие интересы…
Моделирование педагогических конфликтных ситуаций
Эффективность данного средства формирования у школьников продуктивной конфликтогенности зависит от качества моделируемой конфликтной ситуации.… Познавательный конфликт естественным образом моделируется в рамках групповых… При этом ведущий постоянно просит повторить, разъяснить, детализировать. Эти самым актуализируется стремление…