Конспект лекций по предмету "Биомеханика"


Курс лекций по общей педагогике

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



О.С. Гребенюк



ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА



Курс лекций



Калининград

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА: Курс лекций/ Калинингр. ун-т.
Калининград, 1996. - с. - ISBN



Часть первая. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ



Лекция 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Системой, как известно, называется упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое… Процесс, реализующий цели обучения, называется процессом обучения или… Сколько может быть дидактических систем или типов процесса обучения? Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим прежде…

Лекция 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ

Что такое педагогическая технология? На этот вопрос имеется множество, порой не совпадающих друг с другом ответов. Это говорит о том, что теория и… Во многих международных изданиях, посвященных педагогичес­кой технологии,… М.И.Махмутов таким образом раскрывает смысл понятия педаго­гической технологии: “технологию можно представить как…

Лекция 3. КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

В процессе обучения можно выделить как минимум содержатель­ную (чему учить), процессуальную (как обучать), мотивационную (как активизировать… Все концепции и технологии невозможно описать в одном посо­бии, поэтому… Концепция и технология укрупнения дидактических единицразра­ботана профессором П.М.Эрдниевым.Вот краткое изложение его…

РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ



Лекция 4. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, при этом уровень целостности становился выше и в настоящее время высокому ее уровню… Цель проблемного обучения: усвоение не только результатов на­учного познания,… Проблемно-развивающее обучение - это современный уровень раз­вития дидактики и педагогической практики. Оно является…

Лекция 5.ЦЕЛИ ПРОЦЕССА ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩЕГО



ОБУЧЕНИЯ

Педагогическая реальность такова, что каждый учитель может осуществлять свою деятельность на двух уровнях: 1) совместной, кол­лективной;… Современная дидактика расчленяет цель каждого урока на три подцели: обучения,… Цели обучения, предполагают, что учитель будет добиваться ус­воения учащимися знаний и изменений в сфере способов…

Лекция 6. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание образования - один из компонентов учебно-воспита­тельного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют об­разование. Содержание образования включает общее развитие и соци­альный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек - это человек знающий, развитый и воспитанный. Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить школьников? Что разви­вать и воспитывать? История школы и педагогики показывает, что при решении этих вопросов допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения, воспитания и ра­звития. Так, большинство современных школ направляют свои уси­лия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вы­зывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз вводят содержание образования пропедевтического характера, отражающее специфику вуза, но в то же время не отвечающее интересам части уча­щихся. Часто за счет углубления различных предметов предполагается подготовить “исследователя-энциклопедиста”, “широкообразованно­го естественника”, “гуманитария-краеведа”. Поэтому содержание об­разования то отстает от современного состояния науки, то оказывает­ся перегруженным, то искажает характер формирования школьника.
Все это требует обстоятельной разработки научно-педагогических основ содержания образования. В истории педагогики наиболее извес­тны теории формального и материального образования?
Сторонники теории формального образования (17-20 вв - Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся яв­ляется изучение языков, особенно древних - латинского и греческого, а также математики. Отсюда так называемое “классическое” образо­вание.
Сторонники теории материального образования (18-20 вв. Спенсер, Гексли и др.) считали, что источником знаний является опыт, поэтому необходима подготовка людей, обладающих основательной естествен­нонаучной и практической подготовкой. Критерием отбора содержа­ния образования служит степень его утилитарной пригодности для жи­зни и практической деятельности учащихся в будущем. Отсюда так на­зываемое “реальное” образование.
В связи с этим существовали и существуют классические и реаль­ные гимназии, лицеи, школы и училища. Это говорит о том, что прин­ципы этих теорий до сих пор находят свое применение. И в то же время эти теории постоянно подвергаются критике за свою односторонность (К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов, Ю.К.Бабанский, И.Ф.Харламов). Односторонность названных подходов заключается в том, что ими абсолютизируются отдельные аспекты образования. Нельзя отрывать мышление от знаний, но в то же время знания не должны быть домини­рующей целью школы: целью является сам ребенок, а знания должны стать средством его развития. Школа должна не только обогащать зна­ниями, но и развивать индивидуальные способности детей.
Широкое распространение в зарубежной педагогике, особенно американской, получили прагматические (pragma - действие, практи­ка) идеи по вопросам содержания образования (Джон Дьюи, У.Кил­патрик): необходимо положить в основу школьного образования раз­витие практического опыта детей, вооружить их прикладными умения­ми и навыками в различных видах деятельности. Эта концепция не по­лучила поддержки, так как несмотря на явную привлекательность ее для развития самостоятельности детей, она не способствует должному уровню научного образования.
В педагогике существует принцип: связи школы с жизнью общес­тва. Но должен быть принцип связи школы с жизнью р е б е н к а. Аб­солютизация первого принципа привела к так называемому социо­центрическому - ущербному виду мышления (во главу угла ставятся только интересы государства, общества). Критерии отбора содержания образования должны включать не только потребности общества, но и потребности индивида. Содержание образования рассматривается как педагогическая модель обращенного к школе социального заказа. Но необходимо учитывать и потребности человека в образовании для его существования. Нужно учитывать обе позиции. Рассмотрим их.
Во-первых, осуществляемое в процессе обучения содержание обра­зования призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим по­колением социального опыта старших поколений, содержания социа­льной культуры для дальнейшего развития усвоенного опыта. Уста­новлена (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) неправомерность ограничения со­циального опыта суммой знаний, подлежащих усвоению. Этот опыт включает в себя четыре элемента, каждый из которых представляет специфический вид содержания образования:
• знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах дея­тельности;
• опыт осуществления известных способов деятельности;
• опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных;
• опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятель­ности человека, его проявление в отношении к окружающему миру.
Во-вторых, осуществляемое в процессе обучения содержание обра­зования призвано обеспечить индивидуальный способ существования человека: способствовать развитию у него всех основных сфер и дол­жно включать:
• систему педагогических средств, направленных на развитие ин­теллектуальной и других сфер;
• систему педагогических средств, способствующих адаптации молодого человека, его свободе (автономности) и интеграции с об­ществом, то есть способствующих процессу социализации личности.
Каждый учебный предмет должен вносить свой вклад в овладение всеми названными элементами.
Формирование содержания общего среднего образования в соот­ветствии с высказанными выше теоретическими соображениями долж­но удовлетворять следующим требованиям:
• соответствие социальному заказу общества;
• соответствие потребностям учащихся;
• соответствие критериям отбора содержания образования (науч­ная и практическая значимость, соответствие содержания возрастным возможностям школьников, соответствие объема содержания имеюще­муся времени, соответствие содержания имеющейся учебно-методи­че­ской и материальной базе).
В соответствии с “Законом Российской Федерации об образова­нии” (статья 7) в нашей стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является федеральным нормативным документом, определяющим в обязатель­ном порядке:
• минимум содержания основных образовательных программ;
• максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
• требования к уровню подготовки выпускников школы.
Необходимость создания стандарта подсказана изменениями, ко­торые происходят в настоящее время в обществе и в сфере образо­ва­ния. Наличие четко определенных стандартов позволяет каждому учи­телю, ученику и родителю оценить уровень образованности ребенка, независимо от того, в каком типе школы он обучался.
Стандарт образования призван обеспечить учащимся равные воз­можности для получения образования, стимулировать достижения ка­ждым из них более высокого результата и на этой основе индивидуа­лизировать обучение. Являясь государственной нормой образован­но­сти, стандарт отражает общественные цели и учитывает потребности гражданина в образовании.
Стандарт предостерегает от ошибок, которые могут допустить школы, получившие в настоящее время право на автономность. В чем эти ошибки?
Известно, что в Вузы поступает около трети выпускников школы. Реагируя только на этот факт во многих зарубежных школах вводилась система предметов по выбору: можно было снизить требования к “не­вузовским” учащимся. Результат получился угрожающим: снижение общего развития учащихся и уровня их общеобразовательной подгото­вки. Вторая ошибка заключается в том, что усиливая гуманитарный аспект содержания образовании, школы, в то же время, меньше уде­ляют внимания основам наук. В результате произошло снижение физи­ко- математической подготовки учащихся.
Чтобы избежать названных и других ошибок при отборе содержа­ния образования, стандартом образования предусмотрено:
• выделение ядра образования, обязательного для всех школ; уси­ление значимости гуманитарных аспектов содержания образова­ния; сохранение внимания к естественно-математическому циклу пред­ме­тов; усиление внимания к развитию школьников; ориентация содер­жания образования на общечеловеческие ценности.
Все вышеприведенные акценты образовательного стандарта опре­деляют ориентацию планируемых результатов не только на предмет­ные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпу­скника школы параметры, как общее развитие, сформированность уче­бной деятельности, коммуникативные умения, культура поведения, ус­воение этических норм и др. В связи с этим в стандарты введены тре­бования, показывающие уровень воспитанности выпускника каждой ступени школы.
Выполнение школьниками требований стандартов свидетельствует о достижении ими необходимых знаний, умений, навыков, о достиже­нии определенного уровня развития основных сфер и сформирован­но­сти ценностных ориентаций, обеспечивающих:
• адаптацию к окружающей природной и социальной среде;
• овладение разными видами деятельности;
• сформированность личностного отношения к окружающему ми­ру и усвоение этических норм;
• определенный уровень общей эрудиции.
Таким образом, содержание образования, определяемое стандар­том, позволяет формировать не только предметные знания и умения, но и качества, определяющие развитие индивидуальности и социализа­цию личности школьника.
Представление стандарта школьного образования содержится в базисном учебном плане, который обязателен для использования всеми общеобразовательными учреждениями России. В 1993 году приказом Министерства образования РФ рекомендован для использования Ба­зисный учебный план общеобразовательных учреждений, часть кото­рого приводится ниже.
Таблица 1
Базисный учебный общеобразовательных учреждений России
(V-XI классы)
Образовательные области
Количество часов в неделю в классах

V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
Русский язык как государ­ственный
Языки и литература















-


-


Искусство




-
-
-
Общественные дисциплины
Естественные дисциплины














Математика







Физкультура







Технология







ВСЕГО:







Обязательные занятия,
занятия по выбору







Обязательная нагрузка
учащегося







Факультативные, индивиду-
альные и групповые занятия














ИТОГО:








В структуре учебного плана выделяются:
а)инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение и к об­щекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
б)вариативная часть, обеспечивающая также индивидуальный ха­рактер развития школьников, учитывающая их индивидуальные и лич­ностные особенности.
Инвариантная и вариативная части не являются полностью неза­висимыми. Они пересекаются. В результате в учебном плане любого общеобразовательного учреждения выделяются три основных вида учебных занятий:
• обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего сред­него образования;
• обязательные занятия по выбору учащихся;
• факультативные занятия.
Общая структура учебного плана отражает существенные стороны личности, особенности ее формирования и детерминируется разделени­ем образования на фундаментальное (общенаучное и общекультурное) и технологическое; теоретическое и практическое; инвариантную и ва­риативную его составляющие. План включает представление содержа­ния образования как целого, то есть не сводится к описанию отдельных учебных предметов, а включает функционально полный набор об­ра­зовательных областей. Построение стандарта по образовательным областям, а не по конкретным учебным предметам открывает воз­мо­жности для создания разнообразных учебных планов с альтерна­тив­ным набором предметов, а также обеспечивает внутри и межпред­метные связи. Например знания о человеке ( в начальной школе) могут быть предметом изучения на уроках родного языка, окружающего ми­ра, природоведения или специального курса “Человек”.
В практике общего среднего образования используется несколько видов учебных планов. Базисный план служит основой для разработки региональных и рабочих учебных планов школы. Региональный учеб­ный план разрабатывается региональными органами управления обра­зования и носит рекомендательный характер. Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе базис­ного и регионального учебных планов на длительный период и отра­жает особенности конкретной школы.
В учебных планах выделяется федеральный, национально-регио­нальный и школьный компоненты.
Федеральный компонент обеспечивает единство школьного обра­зования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосудар­ственного значения.
Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов нашей станы в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеоб­разие культуры.
Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факуль­тативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реали­зо­вывать образовательные программы и учебные планы, что в соответст­вии со статьей 32 Закона “Об образовании”, является исключительной прерогативой образовательного учреждения.
Как видим, современные учебные планы школы разрабатываются на местах и их разработчикам полезно знать следующие их характе­ристики:
• г и б к о с т ь: предполагает включение в учебный план нес­ко­льких самостоятельных, относительно независимых курсов учебных дисциплин;
• и н т е г р а ц и я: предполагает интегрирование смежных пред­метов (физика, астрономия, история их открытий; математика и ин­форматика и т.д.);
• д и ф ф е р е н ц и а ц и я: включает различные варианты блоков учебного плана, варьирования состава предметов и времени на их изу­чение, введение свободно выбираемых предметов, факультативов;
• у н и ф и к а ц и я: содержание и объем отдельных учебных пред­ме­тов разрабатывается в зависимости от функционального их назна­чения для определенных профилей;
• г у м а н и з а ц и я: ориентация на знания не как на самоцель, а как на условие для развития ребенка. Предполагает разные уровни ус­воения отдельных предметов.
Учащийся в любой школе может получить образование, соответ­ствующее одному из следующих уровней:
• б а з о в ы й уровень - это образование, соответствующее мини­мальному стандарту общего среднего образования, осуществляемого по государственным программам;
• п о в ы ш е н н ы й уровень - это образование, превышающее ми­нимальный стандарт среднего образования и соответствующее уровню требований, обеспечивающих поступление в вуз;
• п р о м е ж у т о ч н ы й уровень - это образование повышенного уровня по предметам профилирующего направления и базового уровня - по остальным предметам.
Минимальный образовательный стандарт определяет запас зна­ний и умений, обеспечивающий выпускникам школы возможность вес­ти достойную и успешную жизнь в обществе.
В образовательный стандарт входит перечень сведений и умений по каждому учебному предмету, обязательный для усвоения учащими­ся. Этот перечень периодически пересматривается и при необходимос­ти изменяется. Учитель не имеет права требовать, чтобы учащийся ов­ладевал знаниями и умениями за пределами образовательного стан­дарта, если учащийся не избрал его предмет в рамках альтернативной образовательной программы.
На основе минимального образовательного стандарта разрабаты­ваются альтернативные программы по профильным направлениям. Альтернативные программы представляют собой набор средств обуче­ния и требований, выполнение которых необходимо для продолжения образования по этим направлениям в Вузе.
Минимальное общее среднее образование не гарантирует про­должения образования в Вузе, но является обязательным для овладе­ния рабочими профессиями и достаточным для включения в трудовую жизнь. Максимальное общее среднее образование гарантирует возмож­ность продолжения образования в Вузе по одному из выбранных про­филей обучения. Требования к уровню подготовленности школьников, успешно завершивших максимальное общее образование, определяют­ся уровнем требований к абитуриентам соответствующих Вузов.
Выпускник школы должен иметь необходимый уровень развития всех основных сфер человека.
Единая основа учебных планов всех ступеней общеобразователь­ной школы представляет собой осуществление принципа преемствен­ности, в силу которого основные изучаемые единицы содержания по­лучают в дальнейшем свое развитие и обогащение.
В основной школе, по окончании которой учащиеся впервые получают право выбора профессии, им предоставляется возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности и областях зна­ния. На этой ступени получает развитие дифференциация обучения, ко­торая, однако, не затрагивает базового ядра учебных курсов, единого для всех школ страны. Таким образом, основная школа еще не является профильно дифференцированной.
Базисный план полной средней школы включает в себя тот же набор образовательных отраслей, что и базисный план основной шко­лы. Однако старшая ступень строится по принципу профильной диф­ференциации. Обязательные занятия по выбору достигают максималь­ного объема.
На уровне школьного образования дифференциация образо­ва­тельных учреждений на общеобразовательные школы и школы но­вого типа (лицеи и гимназии) может происходить на ступенях началь­ного, основного и полного среднего образования. При этом обязатель­ным для всех учреждений является реализация базисных государствен­ных учебных программ.
Обычная общеобразовательная школа предоставляет учащимся возможность для развития своих способностей и освоения минималь­ной - не ниже государственного стандарта- совокупности знаний и на­выков, обеспечивающих выпускникам успешную жизнь в обществе.
Гимназия предоставляет учащимся возможности:
• получения универсальной образовательной подготовки на гума­нитарной основе;
• обучения, способствующего разностороннему личностному и ин­дивидуальному развитию;
• формированию навыков творческого интеллектуального труда, усвоения современных способов научного мышления;
• удовлетворения потребности в самообразовании и получении до­полнительного образования;
• обеспечения возможностей усвоения лучших достижений отече­с­твенной и мировой культуры.
Лицей предоставляет наиболее способным и подготовленным уча­щимся оптимальные возможности:
• получения общего среднего образования в единстве с ранней про­филизацией;
• углубленной подготовки по предметам различных циклов;
• развития творческого потенциала, навыков поисковой деятель­ности;
• свободного выбора будущей специализации.
Лицей выполняет функции подготовки специалистов средней ква­лификации по профилю лицея и обеспечения социальной защиты уча­щихся при их трудоустройстве и поступлении в высшую школу.


Лекция 7. ФОРМЫ ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Поскольку в школе 85-95% учебного времени учащиеся проводят на уроке, он считается основной формой организации учебного про­цесса. Классно-урочная… Урок, по М.И.Махмутову, - это вариативная форма организации целенаправленного… Как историческая категория урок хотя и медленно, но постоянно претерпевал определенные изменения. В чем особенности…

Лекция 8. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

8.1. Понятие метода обучения. Что же собой представляет метод обучения? В литературе существуют различные подходы к определе­нию этого понятия:… Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обус­ловлено как его… Сейчас, отмечает Ю.К.Бабанский, большинство дидактов рассма­тривает методы как способы упорядоченной взаимосвязанной…





Классификация методов обучения

1)По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И.­Перовский): словесные… 2)По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - сис­тема методов… 3)По основным компонентам деятельности учителя - система ме­тодов Ю.К.Бабанского, включающая три большие группы…





Система методов проблемно-развивающего обучения

Такая классификация способствует осознанному усвоению теории методов; позволяет научно обоснованно выбрать метод и сознательно его применить в… Рассмотрим подробнее содержание методов проблемного обуче­ния. Рекомендуем… Монологический метод обучения.П р и з н а к и: наличие вербаль­ного изложения учителем учебного материала,…





Выбор методов обучения

1)соответствие целям и задачам обучения и развития;
2)соответствие содержанию темы урока;
3)соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности…

Лекция 9. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Как и при внедрении всякого другого средства обучения, воз­никает ряд проблем, связанных с психолого-педагогическими условия­ми применения… Анализ научного знания позволяет систематизировать и выде­лить следующие… • технико-педагогические (обучающие и управляющие программы, диагностирующие, моделирующие, экспертные, диалоговые,…

Лекция 10. ПРИНЦИПЫ ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

10.1. Что такое принцип?Principium - основа, первоначало. Это исходное положение, идея, основное требование, вытекающее из зако­номерностей.… Принцип - это предписание как действовать для достижения пос­тавленных целей.… Требование - это условие, выполнение которого обеспечивает реа­лизацию принципа. Требование отвечает на вопрос, каким…





Принцип проблемности

Приведем закономерности, отражаемые принципом: развитие ин­дивидуальности школьника зависит от характера его деятельности; проблема является… Принцип проблемности способствует разрешению следующих противоречий: между… Применить закономерности развития и разрешить имеющиеся противоречия учителю помогают требования принципа…





Принцип мотивации

Какие закономерности лежат в основе принципа мотивации? При­нцип мотивации соответствует законам единства познания и оценоч­ной деятельности… Закономерности процесса обучения, отражаемые принципом моти­вации:
• источником активности человека являются его потребности;


Часть третья. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ



Лекция 11. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ



КОНФЛИКТОЛОГИИ







Проблема взаимоотношений субъектов педагогического процесса.

Вот как говорят дети об отношении к ним учителей:
• И.А. кидается в нас киянками и попал одному мальчику в глаз;
• директриса запрещает ходить в одежде, которая мне нравится;






Понятие конфликта в педагогике, конфликтные ситуации.

Конфликтная ситуация - это ситуация, в которой участники (оп­поненты) отстаивают свои несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта.… Объект - это элемент конфликта, вызывающий к жизни конфликт­ную ситуацию.… По нашим данным две трети учащихся старших классов в объект конфликта вкладывают объективно существующее противоречие,…





Динамика конфликта

В основе любого конфликта (будь то деловой или эмоциональный) лежит пpотивоpечие. Пpотивоpечие - это двигатель пpогpесса, pазви­тия. Логично ли… Вся педагогическая хитpость заключается во втоpом этапе дина­мики конфликта -… Под “конфликтным поведением” мы понимаем не агpессию или взаимное давление, а целенапpавленное педагогическое…

Лекция 12. СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ РАЗНОГЛАСИЯ

Всего стилей поведения в ситуациях разногласий, по мнению уче­ных (У.Томас, Р.Кильмен - см.: Дж. Скотт) пять: сотрудничество - оп­тимально почти… Ваш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой… Необходимо также проанализировать конфликтную ситуацию со стороны взаимодействия ее участников. Если вы предпочитаете…





Общий подход к управлению конфликтными ситуациями.

Для успешного разрешения конфликтных ситуаций необходимо учитывать следующие положения:
• учителю следует понять и принять неизбежность встречи с конф­ликтными… • постараться вычленить наиболее вероятные конфликтные ситуа­ции и научиться заранее способам их решения;


Лекция 13. ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫМИ



СИТУАЦИЯМИ

Какие представления и отношения, качества и умения необходимо сформировать будущему педагогу в себе, чтобы, управляя ситуацией, положительно влиять… Сознательное управление педагогом конфликтной ситуацией воз­можно лишь с… В них есть место не только для зависти, неудовлетворенности со­бой и другими людьми, страхов, неприязни и даже…





Диагностика уровня конфликтогенности у старшеклассников

К средствам выявления исходного уровня развития конфликтоген­ности относятся: метод тестирования, метод наблюдения, метод диаг­ностической беседы,… Методы тестирования включают тест “Незаконченные предложе­ния” и тест… Тест “Незаконченные предложения” выявляет уровень развития признаков конфликтогенности в основных сферах…





Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями

В реалистических конфликтах могут быть выделены конструктив­ная и деструктивная фазы, а нереалистические конфликты состоят из одной фазы -… Выделяются основные группы признаков конструктивной фазы конфликта:
1) стиль ведения разговора - повышенный эмоциональный тон ре­чи, упреки, оправдания, высказывания, отражающие интересы…





Моделирование педагогических конфликтных ситуаций

Эффективность данного средства формирования у школьников продуктивной конфликтогенности зависит от качества моделируемой конфликтной ситуации.… Познавательный конфликт естественным образом моделируется в рамках групповых… При этом ведущий постоянно просит повторить, разъяснить, де­тализировать. Эти самым актуализируется стремление…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.