Конспект лекций по предмету "Педагогика"


Моделирование педагогических конфликтных ситуаций

Формирования мотивации учения школьников возможно различ­ными средствами. Каждое средство будет иметь наиболее продук­тив­ную характеристику, если сопровождается хорошо организо­ванным познавательным общением. Активизация учебной деятельнос­ти дос­тигается через задаваемые учителем формы индивидуальной и груп­повой работы: кооперация, конфликт и соревнование. Остановим­ся на приемах создания познавательного конфликта. Они призваны, с одной стороны, актуализировать интеллектуальный потенциал учащи­хся, с другой стороны, учить школьников терпимости к противопо­ложному мнению, тренировать умения конструктивного спора.
Эффективность данного средства формирования у школьников продуктивной конфликтогенности зависит от качества моделируемой конфликтной ситуации. Конфликтая ситуация такого рода должна соз­даваться на актуальном для школьников материале, включать прогноз позиций и реакций лидеров мнений, определение острых и спорных во­просов. Таких “болевых точек” должно быть не более пяти.
Познавательный конфликт естественным образом моделируется в рамках групповых дискуссионных форм обучения. Поскольку дискус­сия в принципе невозможна без плюрализма взглядов, отношение к ко­нфликту со стороны педагога не должно быть негативным. Более того, ему надо стремиться задавать его самому между собой и группой, груп­пой и группой. Для этого рекомендуется использовать следующие при­емы: 1) отрицание ведущим (учителем или учащимся) предложенного группой учащихся решения; 2) утверждение, защита, отстаивание веду­щим альтернативного решения; 3) имитация непонимания руково­дителем сути вопроса.
При этом ведущий постоянно просит повторить, разъяснить, де­тализировать. Эти самым актуализируется стремление школьников обострить конфликтную ситуацию, желание отстоять собственное мне­ние. Высказанная идея вновь и вновь прорабатывается участниками, отыскиваются более веские аргументы в ее пользу.
Для активизации конструктивной мотивации конфликта возмож­но применение серии иных приемов, например, расслоение участников дискуссии на микрогруппы с последующей взаимной критикой альтер­нативных решений. При таком переносе содержательного конфликта в межгрупповую сферу у ведущего появляется возможность возвратить участников к основанию проблемы и рассмотреть ее заново, стимули­ровать желание отстоять их собственное мнение, получить признание, самоутвердиться. Для того чтобы управлять развитием созданного по­знавательного конфликта, с целью предупреждения эмоциональных ко­нфликтов, в моменты наивысшего накала страстей при конфронтации мнений учителю рекомендуется: 1) прервать обсуждение и дипломатич­но обобщить результаты; 2) предложить письменно-графическое реше­ние проблемы разными микрогруппами; 3) предоставить слово более флегматичным учащимся; 4) отобрать экспертов для оценки каждого из предлагаемых решений.
В условиях факультативных занятий, материалом для которых мо­жет послужить описывающее достаточно ярко выраженное разно­гла­сие любое литературное или публицистическое произведение, а также биографический материал участников, возможна целенаправленная выработка умений и навыков конструктивного конфликтного взаимо­действия. Здесь моделирование конфликтных ситуаций осуществляется с помощью следующих приемов: а) драматизация конфликта; б) управ­ление конфликтом; в) третий нелишний. Остановимся подробнее на этих приемах.
Драматизация конфликта. С помощью этого приема оказывается возможным выделить и проявить реальные конфликты, существующие в среде старшеклассников. Психологи рекомендуют следующее трехэ­тапное использование техники драматизации конфликта.
На первом этапе ученик, который недоволен сложившейся ситуа­цией, в присутствии оппонента исполняет его (оппонента) роль, отдав собственную роль кому-либо другому. При этом, в случае если оппо­нент протестует против наличного исполнения его роли (а это бывает часто, потому что изображение “ущемленным” “зажимщика” обычно носит выраженный гротесковый характер), ему самому предлагают сы­грать свою роль, но не с самим недовольным, а опять-таки с “акте­ром”. Явная идеализация собственных действий со стороны “зажим­щика” вызывает протест “ущемленного”, и драматизация конфликта закономерно и естественно переходит к своему второму этапу.
На этом этапе “виновник” конфликта сам играет роль “ущемлен­ного”, воспроизводя смысл и тон его ответа в диалоге с “актером”, ко­торый ранее изображал его самого. Обычно это вызывает протест со стороны “ущемленного”, который считает, что его действия также явно шаржированы. После чего ему самому предлагают их воспроизвести с заменяющим “зажимщика” “актером”. Явная идеализация “ущем­лен­ным” собственных действий порождает протест у “виновника” раз­ног­ласия, который обычно поддерживается всеми присутствующими. Начинается третий этап драматизации конфликта.
На этом этапе ведущий предлагает участникам разногласия изоб­разить то, как именно следовало бы противной стороне обращаться и действовать в ситуации конфликта. Начать можно с исполнения “недо­вольным” роли его оппонента, а сразу после этого дать возможность всем желающим предоставить собственную версию поведения “зажим­щика”. “Зажимщик” далее сам представляет, как именно “недовольно­му” следовало бы поступать в ситуации. После чего любой желающий из участников занятия также демонстрирует свои формы реагирования.
Результатом подобной драматизации конфликта обычно выступа­ет не столько разрешение противоречия, сколько коррекция взаимного поведения и взаимных ожиданий участвующих, что несомненно вносит вклад в развитие их гибкости ума и мотивации конфликта. Это способ­ствует переводу школьников на более высокий уровень развития кон­фликтогенности. Однако, чтобы этот результат оказался достигнутым, учителю необходимо в моделировании конфликтных ситуаций руко­водствоваться важнейшими принципами драматизации:1) отказ от рас­сказа в угоду показа; 2) перевод выражения агрессивности на заменя­ю­щее лицо (“актера”); 3) обмен ролями партнеров по разногласию; 4) ак­тивное привлечение аудитории для игрового воспроизведения конф­ликта и совместного поиска адекватных форм взаимодействия в кон­ф­ликтных ситуациях.
Управление конфликтом. Из числа участников занятий выбирает­ся жюри. Два человека разыгрывают разногласие, последовательно применяя во взаимодействии принципы управления конфликтом, пред­ложенные психологами (7).
1. Определение необходимости обострения конфликта. Это проис­ходит во время ответа на вопросы (ответы можно давать вслух или за­писывать, обсуждать их нельзя): а) Возможно и желательно ли устра­нение противоречия? б) Если до, то нет ли мирных средств для его раз­решения? в)Если нет, то хватит ли сил на то, чтобы выиграть конф­ликт? г) Если нет, то как долго он может длиться (это нужно, чтобы знать, чтобы выйти из конфликта с минимальным расходом душевных и физических сил)?
2. Полный контроль за своим конфликтным эмоциональным сос­тоянием.
3. Анализ подлинных причин конфликта.
4. Локализация конфликта, т.е. установление его четких границ, максимальное стремление к сужению области противоречия.
5. Отказ от концентрации на самозащите, поскольку увлечение со­бственными защитными действиями обычно мешает людям вовремя заметить изменения в обстановке и поведении “противной” стороны.
6. Переформулирование аргументов оппонента, выделении в них опорных смысловых моментов.
7. Достаточная активность, которую можно сохранять, задавая: а) эмоциональный тон отношений (“Давай-ка говорить спокойно”); б) те­му разговора (“Мы не о том говорим, вернемся к ...”); в) языковой стиль (без грубости и пошлости); г) роли и степени строгости правил игры (в конфликт можно и должно играть, разрешая противоречие в виде подобия театрального действия с оговоренными ролями и ам­п­луа).
Выполнение упражнения обязательно оценивается и обсуждается по всем из семи составляющих управление конфликтом.
Третий нелишний. Главным действующим лицом здесь выступает не кто-то из конфликтующих, а “третейский” судья” - человек, который должен способствовать разрешению конфликта, используя принципы так называемого “косвенного разрешения конфликта”, предложенные психологами:
• принцип выхода чувств (предоставление возможности беспрепят­ственно выразить свои отрицательные эмоции).
• принцип эмоционального возмещения (действенного сочувствия неправому - а неправы обычно оба, - которое чаще всего приводит к раскаянию).
• принцип авторитетного третьего (остающегося тайной для кон­фликтующих) - использование обоюдоизвестного и уважаемого ими лица в качестве “посланца доброй воли”.
• принцип принудительного слушания (когда “третий” предлагает конфликтующим отвечать оппоненту только после того, как они по­в­торят последнюю реплику, что, как правило, наглядно демонстрирует ссорящимся, что они не слышат друг друга, и это соответственно снижает накал страстей).
• принцип обмена позиций (тот же “авторитетный третий” пред­лагает враждующим поменяться местами и от имени друг друга про­должать ссору).
• принцип расширения духовного горизонта спорящих ( за счет за­писи ссоры на магнитофон).
Качество выполнения упражнения оценивается и обсуждается. Таким образом, вовлечение в различные упражнения и ролевые по­зи­ции школьников позволяет педагогу реализовать педагогические це­ли развития их уровня конфликтогенности в процессе организации, проведения, управления и моделирования конфликтных ситуаций как на уроке (познавательное общение), так и во время факультативных занятий.
Вопросы и задания.
1. Спpогнозиpуйте ситуации, в котоpых будет эффективно пpиме­нение стиля конкуренции; укажите условия, наличие котоpых сделает пpименение этого стиля эффективным.
2. Как лучше уклониться от конфликтной ситуации?
3. Определите педагогическую позицию по отношению к конфлик­там?
4. Что понимается под управлением конфликтной ситуацией в уче­бно- воспитательном процессе?
5. Раскройте содержание “конфликтогенность”.
6. Какие признаки конфликтогенности выделяются в основных сферах индивидуальности школьника?
7. Дайте характеристику уровней развития конфликтогенности.
8. Перечислите средства диагностики конфликтогенности школь­ников.
9. В чем состоит задача учителя по предупреждению инцидента в конфликтной ситуации?
10. Назовите основные приемы управления конфликтной ситуа­цией.
11. Осветите методику моделирования познавательного конфликта в процессе обучения.
12. Какие упражнения формирования умений и навыков конструк­тивного конфликтного взаимодействия может использовать учитель на факультативных занятиях.

Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - М., 1989.
3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на лю­дей. - М., 1990.
4. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологи­ческого тренинга. - Ярославль, 1992.
5. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М., 1991.
6. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям. - М.,1994
7. Конфликтология. Лекции /Сост. Войтова С.А., Зубань Е.Н. - Л., 1992.
8. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Как разре­шать конфликты. - М., 1992.
9. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. - М., 1994.
10. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителей // Вопр. психологии. 1988. №1.
11. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М., 1993.
12. Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов.- Киев, 1992.
13. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань, 1991.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Предисловие..............................................................................................
Часть первая. Дидактические системы и технологии
Лекция 1.Дидактические системы ...................................................
Лекция 2. Педагогические технологии и инновации........................
Лекция 3. Концепции и технологии обучения..................................
Часть вторая. Дидактическая система проблемно - развивающего
обучения
Лекция 4. Сущность проблемно-развивающего обучения............
Лекция 5. Цели процесса проблемно-развивающего обучения.......
Лекция 6. Содержание образования..................................................
Лекция 7. Формы проблемно - развивающего обучения..................
Лекция 8. Методы обучения..............................................................
Лекция 9. Компьютерные средства обучения...................................
Лекция 10. Принципы проблемно - развивающего обучения..........
Часть третья. Педагогическая конфликтология
Лекция 11. Основные категории педагогической конфликтологии..
Лекция 12. Стили поведения в ситуациях разногласия......................
Лекция 13. Технология управления конфликтными ситуациями......

ОЛЕГ СЕМЕНОВИЧ ГРЕБЕНЮК

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Курс лекций

Св. тем. план 1996 г. Лицензия №020345 от 27.12.1991 г.
Редактор Л.Г. Ванцева. Технический редактор Л.В.Карпеко.
Корректор Н.Н.Мартынюк.
Оригинал-макет подготовлен
лабораторией оперативной полиграфии
Подписано в печать Формат 60х90 1/16.
Бум. для множит. аппаратов. Усл. печ. л. .
уч.-изд. л. . Тираж экз., заказ

Калининградский государственный университет,
236041, Калининград обл., ул. А.Невского, 14.
Лаборатория оперативной полиграфии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.