Конспект лекций по предмету "Философия"


Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.

Способность сознания отражать действительность крайне важна для человека. Это отражение происходит с помощью конкретно-чувственных и понятийных образов. Эти субъективные образы возникают в силу взаимодействия человека с окружающим миром, которое сопровождается биохимическими, физиологическими и нервными процессами, протекающими в мозгу. Однако если эти материальные процессы можно обнаружить, то субъективный образ не воспринимается органами чувств, даже если они и вооружены какими-либо приборами. Он не содержит ничего вещественного. Поэтому, было бы неправильным сводить субъективный образ предмета к самому предмету. Образ арбуза, например, или футбольного мяча не есть сам арбуз или мяч. Человек, в сознании которого возникли эти субъективные образы, не может реально оперировать с ними, как с физическими телами. Он не может отрезать кусочек образа арбуза и попробовать его на вкус или взять образ мяча в свои руки и поиграть с ним. Стало быть, субъективный образ, возникающий в сознании, - это не материальное, а идеальное образование.
Проблема генезиса сознания.Генезис – (греч. genesis – происхождение, становление) – происхождение, возникновение, развитие.
1.Большинство философов и ученых стоят на позиции эволюционного происхождения человека и его сознания. Эта позиция находит достаточно убедительное подтверждение в многочисленных фактах действительности, в результатах исследований различных отраслей обществоведения и естествознания.
Как известно, многие миллионы лет материальный мир существовал как мир неживой природы. Но уже этот мир неживой природы обладал весьма специфическим свойством: любое взаимодействие материальных систем оставляло следы. Это могли быть механические деформации, изменения физического или химического состояния вещества и т.п. результаты, которые, образно говоря, сохранялись в “памяти” природы, запечатлевались в ней иногда на долгое время. Это свойство, связанное со способностью одного объекта каким-либо образом воспроизводить структуру другого объекта в процессе их взаимодействия, называют отражением.
Оно присуще не только неживой природе, но и всей материи в целом. По мере усложнения организации материи усложняются и формы отражения. Так с возникновением живой природы появляется и новая, более сложная форма отражения – биологическая, которая включает в себя раздражимость и чувствительность.
Если раздражимость связана со способностью изменять физиологическое состояние под влиянием тех или иных факторов внешнего воздействия и является допсихической формой отражения, то чувствительность, под которой понимают способность к ощущениям, - это уже свидетельство возникновения у живых организмов элементарной сенсорной психики. На этой стадии развития у организма появляются дифференцированные органы чувств, способные активно, избирательно и целесообразно реагировать на сигналы биологически значимых раздражителей.
Дальнейшие эволюционные процессы приводят к возникновению у живого организма мозга, центральной нервной системы, а вместе с ними – психики животного, а затем и психики человека.
Согласно концепции известных психологов А.Н.Леонтьева-К.Э.Фабри, процесс возникновения психики человека можно представить следующим образом. На первой стадии развития, которую они называют стадией элементарной сенсорной психики, выделяются два уровня: низший и высший. Для низшего уровня элементарной сенсорной психики характерными формами отражения являются раздражимость и примитивная чувствительность. На высшем уровне сенсорной психики появляются способности к формированию условных рефлексов и к ощущениям.
На второй стадии развития, называемой А.Н.Леонтьевым и К.Э.Фибри стадией перцептивной психики, они различают три уровня. На первом уровне перцептивной психики возникает способность интеграции различных воздействующих на организм свойств в целостный образ. Это уже так называемое предметное восприятие.
На второй уровне обнаруживаются элементарные формы мышления, способность решать несложные практические задачи, связанные с конкретными предметами, непосредственно воздействующими на органы чувств.
На третьем уровне развиваются способности решать одну и ту же задачу различными способами, переносить однажды найденный принцип в новые условия, создавать примитивные орудия труда деятельности. Здесь же возникает и развивается способность к внезапному нахождению решения задачи (явление инсайта).
Особенности психики проявляются в поведении высших животных и человека, в характере которого психологи обнаруживают у них много общего. Достаточно сложные поведенческие акты животное совершает на основе безусловных рефлексов, инстинктивно. Человек также во многих случаях жизни действует инстинктивно, на основе врожденных форм реагирования на условия среды.
В процессе своего развития, в своем индивидуальном опыте и животное и человек приобретают определенные навыки – способы поведения, которые закрепляются в тех или иных упражнениях. Естественно, что степень сложности навыков зависит от уровня развития психики. Чем выше уровень развития психики, тем сложнее приобретаемые навыки, тем меньше времени затрачивается на их формирование.
Наконец, поведение животного, как и поведение человека, отличает свойство “изобретать”, “придумывать” новые способы решения однотипных задач, способность использовать те или иные предметы в качестве простейших орудий деятельности, умение обходить препятствия и др.
Все эти перечисленные особенности, присущие животному и человеку, свидетельствуют в пользу эволюционной теории происхождения сознания.
Вместе с тем, психика животного и человека существенным образом различаются. Для восприятия взрослого человека характерно то, что оно обладает предметностью, константностью и осмысленностью. Память взрослого человека имеет свойство, которое психологи называют произвольностью. Для запоминания, хранения и воспроизведения информации человек применяет специальные средства. К тому же память животного ограничена, и пользоваться оно может лишь информацией, полученной с помощью собственного опыта.
Отличаются также друг от друга мышление человека и “мышление” животного. Исследованиями установлено, что интеллектуальные действия животных не являются осознанными. Животные не могут оперировать понятиями, абстрагироваться от решения конкретных задач, не могут осознать причинно-следственной зависимости между явлениями и процессами. У них отсутствует способность обобщать свой чувственно-практический опыт и передавать его с помощью речи или созданных орудий и продуктов своей трудовой деятельности. Поведение животного определяется условиями жизни и биологическими законами, к которым относятся законы наследственности и естественного отбора.
II. Трудовая теория происхождения человека и его сознания.
Сознание человека качественным образом отличается от психики животного. Это отличие состоит, прежде всего, в том, что оно является не только психическим, но и социальным феноменом. Дарвин в своей теории видов раскрыл движущие силы биологической эволюции, но оставил а тени причины выделения человека из животного мира. Этот существенный пробел был восполнен Энгельсом в его трудовой теории происхождения человека. Опираясь на данные археологии, он доказал, что в процессе труда и вместе с трудом возникла прямая походка, совершенствовались руки и мозг, появился орган речи и сама речь. Развитие мозга и подчиненных ему органов чувств оказало обратное влияние на труд: Он стал коллективным (появилось общество) и целенаправленным (появилась способность к абстрагированию и умозаключению).
Производимые человеком орудия труда дали ему возможность активнее воздействовать на природу, познавать ее глубже и полнее. Материальные и духовные ценности, создаваемые человеком, не исчезали бесследно. Они передавались от поколения к поколению, воспроизводились и совершенствовались. Вместе с орудиями труда и предметами культуры совершенствовались и способности человека.
Важнейшую роль в развитии сознания человека сыграли знаковые систему (язык и речь). Благодаря изобретению и совершенствованию этих систем человечество получило возможность сохранять, накапливать и передавать социальный опыт в процессе обучения и воспитания, в совместной практической деятельности.
III.Социальный характер происхождения сознания человека обусловлен и тем, что коллективная орудийная деятельность людей требовала кооперации, общения и взаимодействия их друг с другом. Она была и остается невозможной без наличия общей цели, которой является предполагаемый продукт совместного труда.
Итак, сознание есть продукт не только и не столько природного развития, сколько общественно-трудовой деятельности, в процессе которой совершенствовались орудия труда, производство предметов материальной и духовной культуры, возникли язык и речь.
Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Сознание и мышление. Мышление и язык. Сознание как идеальная форма деятельности человека представляет собой разветвленную и относительно самостоятельную систему, которая объединяет в себе совокупность знаний о мире, психические процессы и состояния, субъект-объектное отношение, возможность целеполагающей и оценочной деятельности и т.д.
Исходя из этого, в структуре сознания достаточно условно можно выделить четыре ее составляющих.
Во-первых, сенсорные и перцептивные способности вместе с первичными, непосредственными знаниями об окружающем человека мире и о себе самом как физическом, материальном теле, которые он получает с помощью различных видов ощущений, восприятий, а также репродуктивного и творческого представления (воображения). Все это оценивается сознанием с точки зрения целесообразности и полезности результата деятельности человека. Конечно, это пока еще самая предварительная оценка, которая требует дальнейшего осмысления.
Перцепция (от лат. percipere - воспринимать) – восприятие как акт. Перцепционализм – учение, согласно которому только восприятие образует основу всего мышления и знания. Представителем перцепционализма был амер.философ Гамильтон.
Сенсорный (от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение ) –чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям.
Во-вторых, в структуре сознания можно выделить мыслительную деятельность, которая предполагает использование логико-понятийных способностей, и знания, полученные с ее помощью, опосредованно. Это дает возможность выйти за пределы непосредственных чувственных данных и достичь сущностного понимания объектов, закономерностей их развития. Знания, полученные путем различного рода рассуждений (тех или иных умозаключений, доказательств или опровержений), формируются в понятиях и суждениях. И здесь полученные знания также подвергаются оценке. Но это оценка уже не с точки зрения полезности или целесообразности поведения человека как физического тела. Это оценка с точки зрения соответствия или несоответствия мыслей действительности (истинность или ложность суждений), а также соответствия или несоответствия сложившимся в мышлении правилам логики и грамматики.
В третьих, в сознании можно выделить такую составляющую, в которой представлены эмоции и волевые качества. Эмоционально-волевая сфера сознания не связана непосредственным образом с внешним миром. Она включает личностные переживания, воспоминания, чувства и настроения, различного рода эмоции (страх, уныние, радость, скорбь, любовь, ненависть, наслаждение, отвращение и т.п.). Роль эмоций состоит в том, что они служат своеобразным инструментом, с помощью которого жизненный процесс человека удерживается в оптимальных границах, что позволяет предупредить негативные последствия влияния каких-либо факторов на жизнедеятельность человека.
В четвертых, составляющая сознания содержит в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы и ценности, а также способности к их формированию и пониманию. Без ценностно-смысловой оценки предметная деятельность человека потеряла бы свою разумность и целенаправленность. Она бы мало чем отличалась от рефлекторного поведения животного.
Представленную структуру сознания можно изобразить с помощью схему, которая удачно проецируется на левое и правое полушарие человеческого мозга. Как известно, левое полушарие мозга “отвечает” за рациональность, абстрактность мышления, а правое – за конкретность, образность, экспрессивность.
Говоря о структуре сознания, нельзя обойти стороной вопрос сущности самосознания. В начале своего развития сознание имеет внешнюю направленность. Человек сознает свое положение как положение вне этого мира, воспринимая его, как независимый и отделенный от своего “я”. По мере развития абстрактного мышления человек начинает понимать, что он для самого себя может стать объектом познания. Эта способность называется рефлексией. Она дает возможность человеку повернуться к самому себе, к своему собственному “я”, оценивать свое физическое состояние, поведение, свои мысли и точность их выражения; посмотреть на себя “как бы со стороны”, глазами другого человека. Все это в своей совокупности и есть самосознание.
Самосознание– это особая форма сознания, которая состоит в способности человека осознавать и оценивать свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, свое положение в мире.
Самосознание способствует тому, что у человека вырабатывается критический подход к самому себе как личности, к своему внутреннему миру, помогает его становлению и развитию, определению жизненного пути. Но если нарушено чувство меры и человек “наполнен только самим собой”, то это тормозит его развитие, приводит к эгоцентризму, переоценке собственного “я”, а иногда – к душевному расстройству (мания величия и т.п.). Кроме того, самосознание играет роль социального регулятива, помогая человеку осознавать свою личную ответственность за результаты своей деятельности.
Самосознание представляет лишь часть сознания, а сознание, являясь психическим феноменом, не сводится к психическому. Понятие “психическое” по своему объему шире, чем понятие “сознание”. Иначе говоря, сознание есть лишь одна из разновидностей психического, одна из форм его проявлений.
Сознание и бессознательное.Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на его поведение, им осознается.
Бессознательно человек действует в состоянии невменяемости или аффекта, в состоянии гипноза или в состоянии сомнамбулического сна. К бессознательным действиям относят инстинктивные действия, а также так называемые “автоматические” действия, при которых человек совершает те или иные действия, не задумываясь. Мы не задумываемся при ходьбе, какую ногу куда поставить, если впереди нет никаких препятствий. Мы автоматические нажимаем на педали при езде на велосипеде, нередко машинально ставим свою подпись под тем или иным текстом. К сфере бессознательного относят и такой феномен психики, как интуиция.
Бессознательное – это явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и т.п.
Большой вклад в исследование бессознательного внес З.Фрейд.
К индивидуальному бессознательному он относил такие качества, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. С точки зрения З.Фрейда, это могут быть ошибки (оговорки, описки и т.п.явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов и т.п.), а также фантазии, мечты, грезы или сновидения.
Ошибки, по мнению З.Фрейда, не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Они проявляют скрытые для человека мотивы, переживания или мысли, являются следствием столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью.
Забывание имен, фактов, событий и т.п. связано с каким-то неосознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые возникли у него ранее.
Сновидения и грезы свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях.
Последователь Фрейда в исследовании бессознательного Юнг обратился к изучению феномена коллективного бессознательного. С его точки зрения, коллективное бессознательное, элементы которого он называет архетипами, “более действенным образом определяет индивидуальную жизнь”.
Архетипы – это такие общие для людей образы, которые повторяются в мифах различных народов, обнаруживаются в различных произведениях самобытного народного творчества (сказаниях и притчах, былинах и сказках). Архетипы передаются из поколения в поколение не только с традициями, теми или иными обычаями, но и генетически, они заложены в бессознательном каждого. Коллективное бессознательное оказывает более сильное влияние на психику человека, на его личную жизнь, чем индивидуальное бессознательное в силу того, что включает обобщенный опыт многих поколений людей.
Исследования психологов показывают, что сознание и бессознательное находятся в тесной взаимосвязи. Они совместно управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения человека, оно “включается” в наиболее трудных случаях его повседневной жизни.
Без опоры на сознание невозможно справиться с неожиданно возникающими, интеллектуальными проблемами, решения которых не очевидны. Человек не сможет преодолеть физического или психологического сопротивления, если он не осознал самого факта сопротивления. Ему трудно найти оптимальный выход из сложной конфликтной ситуации, если он не осознал эту ситуацию, степень ее сложности, мысленно не “проиграл” возможные варианты разрешения конфликта. Сознание человека определяет характер его поведения и тогда, когда он попадает в обстановку, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.
Тем не мене, доминирующая роль сознания в различных видах человеческой деятельности, не умаляет значения бессознательного в поведении человека.
Проблема искусственного интеллекта.Попытки создания искусственного интеллекта сводятся к трем вариантам моделирования сознания: 1) бионическое (моделирование направлено на объяснение психических процессов, протекающих в мозгу человека при решении задач различного характера): 2) эвристическое (автоматизация различных видов человеческой деятельности, традиционно называемых интеллектуальными); 3) эволюционное моделирование связано с идеей “выращивания” интеллектуальных программ. Программа только тогда станет действительно интеллектуальной, считают сторонники этого подхода, когда она приобретет способность к самостоятельному обучению операциям, которые раньше она никогда не выполняла.
Мышление и язык.Мышление в самом общем виде можно представить, как способность производить интеллектуальные операции с чувственными или понятийными образами.
Психологи, занимающиеся проблемами развития детской психики, отмечают, что у ребенка задолго до появления понятийного мышления возникают специфические формы мыслительной деятельности (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление), которые находятся в тесной взаимосвязи с предметной деятельностью ребенка. Для гносеологии здесь наиболее важным является то, что обе формы наглядного мышления представляют собой операции с представлением-образом.
Обусловленность развития мыслительной деятельности ребенка практически-познавательной деятельностью в контексте первичного освоения им природного и социального мира подтверждается результатами наблюдений за развитием детей со значительно ослабленным зрением и слухом. В этих случаях у детей формируется «непоредственное» мышление, когда ребенок «мыслит» предметами, действиями с ними.
Мышление – это естественная функция человеческого мозга. Оно строго индивидуально. Мышление одного человека отличается от мышления другого. Однако люди способны понимать друг друга. Эта способность человека связана с тем, что результаты его мыслительной деятельности постоянно переходят из идеального в материальное. Мысли человека объективируются в продуктах культуры. Генезис мышления представляет собой процесс непрерывного перехода мысли в слово или вещь, а слова или вещи – в мысль.
В этом контексте, процесс овладения опытом мышления на индивидуальном уровне можно представить как переход от общечеловеческого – к личностному, от «инобытия» в культуре – к «бытию» в индивидуальном мышлении. Все это подтверждает, что мышление имеет социальную природу.
Мышление и язык генетически связаны с предметной деятельностью человека, которую можно представить как совокупность универсальных сенсорно-моторных схем, преобразованных в логические структуры. Но так как практическая деятельность является тем контекстом, в котором и формируются эти структуры, то можно предположить, что сами они превращаются в формы практической деятельности, становясь основой для возникновения языка. Отсюда можно сделать вывод о том, что язык возникает на определенной социокультурной базе.
Итак, мышление неразрывно связано с предметной и языковой деятельностью. По отношению к мышлению язык выполняет несколько функций.
Во-первых, язык служит формой выражения наших мыслей. Идеальное содержание мышления материализуется в языке, что, одновременно, служит основой его объективации. Эту функцию можно назвать мыслеобразующей.
Другим важным свойством языка является то, что с его помощью человек может общаться с другими людьми, запоминать или передавать какую-либо информацию. Это так называемая коммуникативная функция языка.
Язык, как средство мышления, служит, одновременно, и средством получения нового знания. В этом проявляется его гносеологическая функция.
С помощью языка сохраняется и передается культурно-исторический опыт предшествующих поколений (обычаи, традиции, нормы и идеалы), осуществляется обучение и воспитание подрастающего поколения. Эта функция языка называется социокультурной.
Таким образом, язык играет исключительно важную роль в мышлении и познании, становлении и развитии человека. Он помогает ему осваивать мир, «делает» его человеком.
Многие мыслители утверждают, что образ мира, который формируется человеком в процессе познания и практической деятельности, во многом зависит от языкового аппарата. Так, Гумбольдт развивал идею о языке как одной из форм проявления «духа народа», Кассирер считал язык реализацией врожденной способности человека пользоваться символами, Бергсон и Гуссерль утверждали мысль о свойстве языка трансформировать особым образом результаты чувственного опыта.
Язык и в самом деле является необходимым средством отображения действительности в сознании человека. Поэтому нельзя отрицать важной роли языка в процессе познания. Однако из этого не следует ни то, что язык является единственным творцом картины мира, ни то, что он один определяет границы научных исследований. Язык оказывает влияние на результаты познания, и сам формируется в этом процессе. Совершенство языковых средств зависит от характера знаний и практической деятельности человека. Функции языка и мышления в познавательном процессе не сводятся к простому копированию реальной действительности. Нет оснований и рассматривать образ мира, создаваемый человеком, как предопределенный языковым аппаратом мышления, поскольку содержание этого образа зависит от адекватности репрезентации в осознании действительности.
Определение языка можно сформулировать следующим образом.
Язык – это социокультурно детерминированная система знаков, служащая средством мышления, познания, коммуникации, хранения и передачи информации, а также управления человеком.
Любой знак – это материальный объект, который в общении и мышлении представляет (замещает) какой-либо другой объект. Различают знаки языковые и неязыковые. Благодаря своей способности замещать некоторый реальный объект языковые знаки позволяют нам оперировать не самим предметами, а их образами.
Мысль может быть выражена не только с помощью языковых знаков. Она может быть воплощена в тот или иной художественный образ, ее можно выразить с помощью различных фигур танца и других неязыковых знаков, которые в познании и общении играют, в основном, вспомогательную роль.
Все многообразие знаков часто делят на три группы, выделяя знаки-индексы, знаки-образы и знаки-символы.
Знаки-индексы и представляемые ими предметы имеют между собой, как правило, причинную связь. Это, например, дым как знак огня, положение стрелок на часах как знак определенного времени и т.д.
Знаки-образы – это какие-либо изображения заменяемых ими предметов: фотографии, иконы, картины, схемы, рисунки и т.д.
Знаки-символы не имеют физической связи с обозначаемыми предметами. К ним относят слова языков обыденного общения, те или иные изображения, выражающие некоторую идею или понятие, и т.п. (изображение маски – символ театра, изображение льва – олицетворение силы, изображение белого голубя – символ мира).
Традиционно различают две разновидности языка: язык естественный и язык искусственный.
Естественный язык возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (белорусский, русский, украинский, армянский, азербайджанский, английский, французский и др.).
Искусственный язык создается человеком для каких-либо целей (азбука Морзе, эсперанто, языки логики, программирования и т.п.).
В естественном языке знаками являются слова и словосочетания, в искусственном – те или иные символы. Наиболее важными свойствами естественного языка являются его универсальность, связанная с возможностью выражения всего, что требуется передать собеседнику, включая чувства, а также общедоступность для всех представителей нации, использующих данный язык. Однако естественный язык неточен и многозначен, что может привести к непониманию или к ошибкам и заблуждениям. Кроме того, естественный язык громоздок. Если все эти недостатки вполне допустимы на уровне обыденного сознания, то на уровне теоретического мышления они являются серьезным препятствием для адекватного выражения и понимания мысли.
Среди искусственных языков выделяют формальные языки, которые строятся в соответствии с четкими правилами, что дает возможность строгого и точного, а также более компактного отображения свойств и отношений исследуемой предметной области. Среди формальных языков наибольшее практическое значение имеют логические языки и языки программирования, которые широко используются в программном обеспечении компьютеров, различных информационных систем и систем управления.
Один из важнейших аспектов языка – это семантика, представляющая собой совокупность отношений знаков к объектам внеязыковой реальности, к обозначаемым ими объектам. Наиболее важными семантическими характеристиками знака являются его предметное значение и смысл.
Предметное значение – это обозначаемый знаком объект, а смысл – то, что мы понимаем под этим знаком (понятийное содержание). Благодаря смыслу мы соотносим данный знак с обозначаемым им конкретным объектом. Такое отношение между знаком и его сторонами традиционно выражается с помощью так называемого «семантического треугольника»: знак – значение – смысл.
Два различных знака могут обозначать один и тот же объект, но иметь разные смыслы. Обратное невозможно. Так, выражение «Самое глубокое озеро в мире» и «Озеро, в которое впадает триста рек, и из которого берет начало лишь одна» обозначают одно и то же озеро – Байкал, но в то же время они имеют различный смысл.
Понимание сущности языка и его взаимоотношения с мышлением во многом зависит от трактовки его происхождения. Первые попытки объяснения происхождения языка были связаны с уверенностью людей в том, что язык дан человеку Богом. Божественная теория происхождения языка, которая и сегодня имеет большое число сторонников, нашла свое выражение, в частности, в Библии. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и, чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Книга Бытия. 2: 19).
Идея божественного происхождения языка имеет свое отражение и в древнегреческой мифологии, в которой язык богов и язык, данный людям, были различными. А для того, чтобы люди могли понимать повеления богов, а боги, в свою очередь, могли понимать просьбы людей, один из богов – Гермес – исполнял роль «переводчика» (от имени этого бога и произошел термин «герменевтика», который изначально понимался как «искусство толкования»).
Конвенциональная теория происхождения языка связывает происхождение слова с определенными договоренностями между людьми о том, как именовать те или иные вещи.
Многие ученые являются приверженцами трудовой теории, в основе которой лежит идея естественного, спонтанного возникновения и развития языка как сложного социального явления, связанного с мышлением и коллективным трудом.
В современной философии проблемы происхождения языка и его взаимоотношщения с мышлением и познанием рассматриваются в следующих аспектах.
Во-первых, в рамках социокультурного подхода, где одним из важнейших признаков культуры считается язык как сфера бытия, наделенный тем или иным сообществом людей вполне определенными свойствами, которые делают этот язык осмысленным. Язык в этом случае понимается как возможность вести диалог, возможность выразить себя и понять другого, как потенция соединения различных языков в высшее единство, а различные индивидуальности – в мыслящее целое.
Во-вторых, в контексте философско-психологического подхода, при котором на основе исследований взаимоотношения базовых типов языков (предметный, образный, знаковый и символический) и различных типов мышления (практическое, гуманитарное, операторное, художественное, техническое и теоретическое) существует возможность выделить специфику и установить то общее, что объединяет эти структуры.
В-третьих, в аспекте логико-гносеологического подхода, где язык предстает как один из возможных миров, которому соответствуют вполне определенная логика и мышление со своими специфическими законами. Здесь наиболее важными являются вопросы об универсальности логических законов и взаимосвязи языка с его предметной областью.

Лекция 9-10.Модуль 7. Теория познания и философия науки (3 часа)
9.1.Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания.
9.2.Структура познавательного процесса. Познание как творчество.
9.3.Познание как постижение истины.
10.1.Понятие науки. Научное познание, его уровни и формы. Методы научного исследования.
10.2.Природа научной революции. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.