Самобытность человека отражается в следующих его чертах:
1. универсальность
Это отсутствие наследственно-запрограммированного видового поведения
2. абсолютная несводимость человеческого бытия к любому другому бытию.
Человек, пока он остаётся человеком, представляет собой ничто - в смысле, что человек никогда не совпадает со своими физическими, психическими, социальными характеристиками. Человек никогда не исчерпывает себя ни в одном своём деле, поступке, не сводится к отдельной, частной черте.
3. непредопределённость человека:
человек не определяется внешней необходимостью, а самоопределяется, т.е. необходимость для человека может носить только внутренний характер.
4. рефлексивное (самопознающее) сознание человека:
человеку присущи способность и потребность познать свой собственный внутренний мир.
5. потребность к трансцендированию.
Человек - это такое существо, которое постоянно стремится преодолеть свои собственные границы (границы своих духовных способностей, конечность земной, физической жизни). Трансцендирование - это постоянное пребывание человека на границе между тем, что ему понятно и знакомо, и тем, что ему не понятно, но для него значимо (человек стремится понять тайну рождения, смерти, предательства, любви…)
Наилучшая иллюстрация - образ Гамлета, Гамлет - трансцендирующее существо. Трансцендирование укоренено в одной из самых главных потребностей человека: человек хочет, чтобы в том земном мире, где он находится, было что-то нетленное, неразрушимое, постоянное.
ЛЕКЦИЯ 2. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЩЕСТВО
План:
1. Человек и природа: сущность и тенденция взаимодействия.
2. Соотношение биологического и социального в человеке.
3. Социальная структура и личность. Понятие о человеческой индивидуальности.
Учебник «Введение в философию», том 2, стр. 185 - 204.
Человек и природа: