Природа источников, или форм, права обстоятельно исследована в литературе по теории права. В указанной литературе выделяются наиболее типичные источники права:
– правовой обычай;
– нормативно-правовой акт;
– нормативные договоры;
– общие принципы права;
– прецедент,
– научные идеи и доктрины.
Под источниками административного права в юридической литературе понимаются формы выражения административно-правовых норм, т.е. те акты, в которых они содержатся. Многообразные административно-правовые отношения требуют их нормативного регулирования. Именно этим обусловлено большое количество источников административного права.
Рассматривая систему нормативных актов - источников административного права, следует иметь в виду, что административное и административно-процессуальное законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому систему источников административного права составляют нормативно-правовые акты, изданные органами государственной власти федерального уровня и уровня субъектов Российской федерации.
Однако необходимо помнить, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, и в случае противоречия между федеральными законами и актами, изданными на уровне субъектов Российской Федерации, действует федеральный закон.
Выделяют следующие виды источников административного права:
1. Законы Российской Федерации:
– Конституция Российской Федерации;
– акты Федерального Собрания (федеральные конституционные законы; федеральные законы; основы законодательства, кодексы и др.; декларации; положения; постановления и другие акты).
2. Подзаконные федеральные акты:
– указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
– постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
– приказы и иные акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти.
3. Законы субъектов Федерации:
– конституции, уставы субъектов Федерации;
– законы.
4. Подзаконные акты субъектов Федерации:
– уставы, распоряжения президентов (губернаторов);
– постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации;
– приказы и иные акты министерств и иных органов исполнительной власти субъектов Федерации.
5. Акты местного самоуправления.
6. Международные акты.
Наличие огромного количества административно-правовых норм обусловливает объективную необходимость их систематизации.
В практической работе по систематизации административно-правовых норм сложились три основных направления: кодификация, инкорпорация и хронологические собрания нормативных актов.
Кодификация является важнейшей формой систематизации законодательства. Однако она затруднена исключительной мобильностью административно-правовых норм и необычайно широким кругом общественных отношений, регулируемых этими нормами.
Инкорпорация - объединение и расположение в систематизированном порядке правовых норм по важнейшим институтам. В истории административного права этот способ использовался нередко и приносил свои положительные результаты.
Хронологические издания как форма систематизации полезна тем, что можно проследить движение, развитие (дополнения, изменения) тех или иных форм; имеется возможность быстро отыскать интересующую норму.