Конспект лекций по предмету "Экономика культуры"


Потребители и производители продукции культуры

В зависимости от того, кто получает полезность, выгоду от потребления экономических благ, а также в зависимости от того, кто их производит, все блага делят на общественные, смешанные и частные1.
Общественные блага обладают свойствами неконкурентности и неисключаемости.
Неконкурентность блага означает, во-первых, что благо неделимо и потребляется совместно; во-вторых, потребление блага одним человеком не сокращает потребление блага другого человека. Поэтому увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них.
Неисключаемость блага означает, что потребление блага одним человеком не исключает его из потребления другого человека. Исключить из потребления невозможно либо по технической причине (нет технического способа), либо по причине экономической (слишком велики затраты на достижение исключаемости).
К наиболее ярким примерам общественных благ в экономике относят продукцию национальной обороны – обороноспособность страны и продукцию отрасли государственного управления – регулирование общественных и экономических отношений в государстве. К общественным благам, создаваемым в отрасли культуры, можно отнести театрализованные массовые праздники, памятники архитектуры, градостроительства, уличные скульптуры, национальные и городские парки, государственное управление отраслью культуры.
Так, памятником А.С. Пушкина на Тверском бульваре совместно и одновременно пользуется множество людей. Выгода (польза) неразделимо распределена между всеми. Численность пользователей может расти, при этом предельные издержки предоставления блага каждому присоединяющемуся к потреблению равны нулю. Если появляется потребитель, не желающий оплачивать благо, оно ему будет предоставлено даром, потому что технологически невозможно отстранить неплательщика, не нанеся ущерб потреблению добросовестных пользователей.
Поскольку общественное благо потребляется людьми совместно и эффект достается сообществу в целом, и при этом отстранить неплательщиков от потребления нельзя, благо следует производить за счет средств всего общества, т.е. за счет налогов, собираемых принудительно государством и от его лица. У частного сектора нет интереса производить благо, предоставление которого может быть бесплатным. Однако как исполнитель государственного заказа, т.е. при условии государственного финансирования производства общественного блага, частный сектор может выступать.
Граждане способны вносить вклад в производство общественных благ не только в форме обязательных налогов, т.е. принудительно, но и на добровольной основе, по личной инициативе, например, внося пожертвования, становясь добровольцами выполнения общественных работ. Однако и частных предпринимателей, и индивидуальных благотворителей организует на финансирование производства общественных благ государство. Ему принадлежит решающая роль в процессе производства общественных благ.
Антиподом общественных благ являются частные блага. Они обладают свойствами конкурентности и исключаемости.
Конкурентность означает, во-первых, что благо делимо и потребляется в виде достаточно малых величин (поштучно); во-вторых, потребление блага одним человеком сокращает потребление блага другого человека. Таким образом, благо не доступно всем в неизменном, неуменьшающемся количестве.
Исключаемость означает, что потребление блага одним человеком исключает из потребления блага другого человека. Каждая единица блага приносит полезность только его покупателю, все другие исключаются из числа его потребителей. При этом в процессе потребления блага не возникает отрицательного или положительного эффекта, который достается другому субъекту. Примерами частных благ являются одежда, обувь, продукты питания и др.
Частные блага создаются на основе рыночной системы частными производителями. В культуре частные блага не создаются. Хотя большинство благ культуры, за исключением общественных, обладает свойством делимости (они могут быть потреблены поштучно), однако другие их свойства свидетельствуют о том, что они занимают промежуточные положение между частными и общественными благами, т.е. относятся к смешанным благам.
Смешанные блага обладают различными комбинациями черт, присущих общественным и частным благам. Смешанным благам свойственна ограниченная неконкурентность, означающая, что, во-первых, благо делимо, а во-вторых, объем и качество потребления убывает с ростом числа потребителей. Так, продукция театра продается порциями – спектаклями – своеобразными объектами оптовой реализации. При этом потребление индивидуального потребителя «розничное», он потребляет розничную услугу – посещение спектакля. Делимость продукции театра позволяет реализовать ее за плату. Вместе с тем процесс потребления индивидуального посетителя театра происходит совместно с другими зрителями, купившими билеты в театр и находящимися в зрительном зале. Оптовая порция продукции театра в виде суммы услуг потребляется совместно группой его посетителей. При этом совместном потреблении может возникнуть ситуация полной неконкурентности: когда в зрительном зале есть значительное количество свободных мест. Однако у совместного потребления существуют границы, определяемые числом мест в зрительном зале. При приближении к этим границам неконкурентность полностью исчезает. А если границы нарушены, и в зрительном зале больше зрителей, чем мест (например, на премьерном спектакле они могут сидеть в проходе зрительного зала, на ступенях), тогда наступает значительное уменьшение потребления каждого из находящихся в зрительном зале по сравнению с тем объемом, который соответствует уровню цены билета.
Помимо ограниченной неконкурентности смешанным благам присуща ограниченная неисключаемость, которая свидетельствует о том, что в процессе потребления блага часть полезного (вредного) эффекта, достается другому субъекту, не заказывавшему благо и не платившему за него. Обеспечить полную исключаемость при производстве смешанных благ невозможно. Та часть эффекта производимого блага, которую получает не заказывавший ее субъект, называется внешним эффектом. Так, полезность театральной услуги в виде эстетического удовольствия и развития, художественного образования, которое получил зритель, может быть в определенной мере передана им людям, не видевшим спектакль, но входящих в его окружение. Круг получателей полезности театрального спектакля в этом случае шире, чем число зрителей спектакля.
Внешние эффекты различают по масштабам (локальный, национальный, мировой), долгосрочности воздействия (кратковременный, долговременный); выделяют также положительные (например, эффект укрепления здоровья, повышения образовательного уровня населения) и отрицательные (например, ущерб окружающей среде от экологически несовершенных производств) эффекты.
Степень конкурентности (неконкурентности) и исключаемости (неисключаемости) различна у разных смешанных благ, поэтому группа этих благ многочисленна. Среди них выделяют такую разновидность, как merit goods, толкование перевода которых отличается разнообразием: их называют социально значимыми, заслуженными; благами, обладающими особыми достоинствами, и благами, истинная ценность которых потребителям неизвестна. Это такие блага, при производстве которых в связи с низким уровнем исключаемости создается значительный положительный внешний эффект. Социально значимые блага общество желало бы сделать обязательными для своих членов. Спрос на эти блага со стороны частных лиц отстает от «желаемого обществом», поэтому государство побуждает индивидуумов к увеличению потребления этих благ, во-первых, с помощью бюджетных расходов, т.е. предоставляя определенные блага бесплатно (например, услуги библиотек); во-вторых, организуя деятельность благоворителей, предоставляющих гранты создателям благ.
К социально значимым благам, наряду с благами образования и здравоохранения, относятся блага культуры. Значительность положительного эффекта производства и потребления благ культуры определяется его направленностью (формирование и развитие общественного сознания), масштабностью (конечным потребителем является все общество), долговременностью воздействия (сохраняется и передается поколениями).
В связи со значительной исключаемостью социально значимых благ, с одной стороны, и наличием огромного внешнего эффекта, с другой стороны, производство социально значимых благ осуществляется совместными усилиями государства и частного сектора. Например, сложившиеся пропорции государственного и частного участия в производстве благ культуры на российском рынке таковы, что государство и муниципальные образования обеспечивают предоставление общественно необходимого (конституционного)1 уровня благ культуры с помощью государственных и муниципальных организаций и их бюджетного финансирования. В то же время частные производители культурных благ обеспечивают предоставление благ сверх общественно необходимого уровня. В связи с этим, государство и муниципальные образования учреждают и финансируют библиотеки, музеи, театры, филармонии, частный сектор – шоу-программы, видеосалоны, казино, кинотеатры.
Выводы
1. Продукты отрасли культуры, культурные блага, являются средствами удовлетворения потребности в художественной деятельности. Содержанием культурных благ являются художественные образы. Производство культурных благ технологически основывается на законах художественного творчества. Это позволяет идентифицировать отрасль культуры в системе общественного производства как область производства и потребления культурных благ.
2. С позиций содержания создаваемых продуктов в отрасли выделяют две подотрасли: искусство, где создаются культурные блага новой образной формы, и культурное просвещение, где производятся культурные блага на основе использования образной формы, ранее созданной в подотрасли искусства.
3. Многообразным видам культурных благ свойственны такие черты: отсутствие объективных критериев качества, его неизмеримость и дифференциация, комплексность воздействия, неопределенность результатов потребления, значительное влияние фактора времени, отсутствие жизненно важных (физиологических) мотивов, прямой экономической выгоды в потреблении и административного принуждения к нему, использование в производстве естественной производительной силы – творческих способностей работника.
4. С точки зрения экономической формы продукция отрасли представлена товарами (картины, скульптуры, материальные носители прав интеллектуальной собственности и т.д.), чистыми услугами (спектакли, концерты, киносеансы, книговыдачи и т.д.), материальными услугами (реставрация). Услуга – преобладающая форма продукции культуры и конечный результат большинства видов культурного производства.
5. Продукция культуры относится к общественным и социально значимым благам. Государство и муниципальные образования финансируют производство общественных благ культуры – массовых театрализованных праздников, памятников градостроительства, архитектуры и т.д. Социально значимые блага культуры (услуги библиотек, театров, концертных залов и т.п.) финансируются совместными усилиями государственного и частного сектора, при этом государство обеспечивает некий общественно необходимый уровень производства этих благ.
6. Услугам отрасли культуры свойственны такие черты: территориальная локальность, информационная асимметрия, ухудшающий отбор и др.
Тесты по теме «Продукты отрасли культуры»
1. Услуга – это:
1) полученный эффект живого труда;
2) труд по «обработке людей людьми»;
3) труд в отраслях сферы услуг;
4) продукт индивидуального потребления.

2. К материальным услугам относится продукция:
1) реставрационных мастерских;
2) аукционов;
3) киностудий;
4) народных художественных промыслов.

3. Информационная асимметрия – это неравномерное распределение информации:
1) о конъюнктуре рынка между продавцами;
2) о товаре (услуге) между продавцом и покупателем;
3) о товаре (услуге) между покупателями;
4) о товаре (услуге) между различными секторами рынка.

4. Общественные блага культуры – это:
1) блага, производимые государственными организациями культуры;
2) блага совместного потребления;
3) блага, полезность которых не уменьшается с ростом числа их потребителей;
4) блага, создаваемые общественными организациями.

5. Положительные внешние эффекты приводят к тому, что благо:
1) производится в недостаточном количестве и на него устанавливаются необоснованно высокие цены;
2) производится в чрезмерном количестве и на него устанавливаются необоснованно высокие цены;
3) производится в недостаточном количестве и на него устанавливаются необоснованно низкие цены;
4) производится в чрезмерном количестве и на него назначаются необоснованно низкие цены.
Глава 2. Отраслевая и организационная структура культуры


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.