МГХПА имени С.г.строганова
ВВЕДЕНИЕ В РЕСТАВРАЦИЮ
конспект лекций профессора, кандидата искусствоведения В.П. Бурого
Онуфриенко М.О. II курс РМДЖ (при поддержке нашей группы и Алины Р.)
2012-2013 учебный год
Эти лекции Владимир Прокофьевич нам начитывал в течение двух семестров 2012-13 учебного года. Лекции записаны под диктовку профессора.
Оглавление
Развитие реставрационных методов за рубежом. 4
Реставрационная наука до XVIIIв. 4
Стилистическая реставрация. 5
Археологическая реставрация (конец XIX – начало XXвв.). 6
Реставрационная наука в XXв. 8
Развитие реставрационных методов в России и СССР. 9
Формирование реставрационных взглядов и деятельности до XVII века. 9
Формирование органов охраны памятников. 10
Теория и практика реставрационной деятельности в XIX – начале XXвв. 10
Теория и практика реставрации станковой живописи в XIX веке. 12
Реставрационная деятельность в СССР. 15
Основы физики цвета. 17
Некоторые понятия физики света. 17
Цветовые ощущения. 17
Цвет как свойство предметов. 18
Классификация и свойства цветов. 18
Окраска прозрачных и непрозрачных тел. 19
Понятие показателя преломления. 19
Оптические явления красочной плёнки. 20
Цвет мутных сред. 20
Изменение цвета на больших расстояниях. 20
Изменение цвета клеевых красок при высыхании. 20
Пигменты. 21
Общая характеристика. 21
Некоторые физические свойства пигментов. 22
Белые пигменты. 23
Жёлтые пигменты. 24
Красные пигменты. 26
Коричневые пигменты. 29
Зелёные пигменты. 29
Синие пигменты. 31
История применения штукатурных растворов. 33
Приложения. 34
Формирование органов охраны памятников за рубежом. 34
Краски Дионисия (Лелекова О.В.). 35
Реставрация – от латинского «restauratio» – восстанавливать в первоначальном виде.
Реставрация – это область деятельности, имеющая специфическую, только ей присущую задачу сохранения и передачи последующим поколениям памятников прошлого; поиск средств и методов для сохранения памятников в максимально неизменном виде является основной задачей научной реставрации. При этом реставрация рассматривает объект как носитель определённой историко-культурной информации.
Развитие реставрационных методов за рубежом.
Реставрационная наука до XVIIIв.
Есть много примеров реставрации скульптур (которые носят характер восстановления утрат). Император Гай Калигула велел привезти из Греции изображения… После утверждения Христианства уничтожались античные памятники. Знаменитый… Итак, в античности и раннем средневековье все мероприятия, связанные с восстановлением и почитанием произведений…
Стилистическая реставрация.
В середине XIX века среди интеллигенции стало преобладать мнение, что реставрацию должен предварять процесс изучения памятника. С одной стороны, это… «Надо отрешиться от современных идей, забыть время, в котором живёшь, чтобы… Наибольшее влияние оказала реставрационная деятельность Эжена Виолле-ле-Дюка – учёного, теоретика, историка…
Археологическая реставрация (конец XIX – начало XXвв.).
«Как невозможно воскресить мёртвого, так невозможно восстановить то, что было великим и прекрасным» (Джон Рёскин.)
Обобщая общественное мнение по поводу самой известной в своё время реставрации… Самую обоснованную критику изложил К. Бойто – итальянский архитектор и критик (в его методологии лежало требование…
Развитие реставрационных методов в России и СССР.
Формирование реставрационных взглядов и деятельности до XVII века.
Иконы в средневековой России мыли в корыте с водой и щёлочью, чтобы снять с неё размягчённую плёнку олифы; левкас и паволоку в местах утрат… В средневековой России к произведениям искусства не было отношения как к… Интерес к памятникам прошлого начинается значительно позднее, ем в западной Европе, так как Россия не была вовлечена в…
Формирование органов охраны памятников.
В 1759г. Академия Наук запросила у Синода список приходских церквей и прилагала к ним описания для составления акта.
В 1826г. Министерство Внутренних Дел издало циркуляр о доставлении сведений о… В 1842г. Синод запретил производить перестройку и заменять древнюю живопись старинных церквей. Развивались…
Теория и практика реставрационной деятельности в XIX – начале XXвв.
Однако по ходу реставрации было произведено изучение памятника, в том числе и археологические раскопки. Была издана книга С.Г. Строганова… Иллюстрацией к реставрационной концепции того времени может служить указ и… Эти два примера относятся к памятникам, которые были объектами, пусть и ошибочными по своим принципам, но все же…
Теория и практика реставрации станковой живописи в XIX веке.
В 1852г. по повелению Николая I митрополит Филарет поручил Подключникову привести в порядок иконостас Успенского собора Московского кремля. Состав… · Необходимо снять почерневшую олифу;
· Удалить записи и открыть первоначальную живопись;
Реставрационная деятельность в СССР.
В 1918г. при Наркомпросе была создана всероссийская комиссия по раскрытию памятников искусства. Позже она стала называться «Комиссия по делам… В 1924г. комиссия была преобразована вЦентральные Государственные… В 1921г. была I Всероссийская Реставрационная конференция, где был обобщён опыт предыдущих годов в реставрации и…
Основы физики цвета.
Некоторые понятия физики света.
По современным представлениям свет – это возмущения, распространяющиеся в пространстве волнообразно при изменении электромагнитного состояния тела.… · Радиоволны – 109-103;
· ИФ-излучение – 103-7,8*10-1;
Цветовые ощущения.
Цвет как свойство предметов.
Цвет предмета определяется цветом лучей, которые он отражает. Предмет воспринимается белым, если он отражает все падающие на него лучи. Если…
Классификация и свойства цветов.
Все цвета разделяются на хроматические и ахроматические. К ахроматическим относятся белый, чёрный и все серые. Они отсутствуют в спектре. Эти цвета отличаются только тем, что с разной интенсивностью отражают падающий свет. То есть эти цвета имеют разный коэффициент отражения. Наибольшим коэффициентом обладает порошок окиси магния (96%), у чёрного бархата – наименьший (0,3%). Глаз человека способен отличить около 300 оттенков серого.
Хроматические – это все цвета, за исключением ахроматических; другими словами – это цвета, которые имеют тот или иной цветовой тон. Все хроматические цвета имеют три свойства:
· Цветовой тон
· Яркость/светлота
· Насыщенность/чистота
Два цвета, у которых эти три параметра идентичны – одинаковы. Если хотя бы один из трёх параметров отличается, то сравниваемые цвета различны.
Цветовой тон определяется длиной волны. Например, когда говорят, что зелёный цвет имеет длину волны λ=530нм, это значит, что из всей зелёной области спектра выделяется именно этот оттенок. Если добавить к нему чёрный или белый, то цветовой тон не изменится, он будет по-прежнему характеризоваться той же длиной волны (допустим, 530нм). При добавлении белого или чёрного цвета меняется светлота/яркость, которую также можно характеризовать коэффициентом отражения. Если же к хроматическому цвету добавить равный ему по светлоте серый, то ни светлота, ни цветовой тон не изменятся, а изменится при этом насыщенность/чистота. Наиболее насыщенный цвет – спектральный.
К каждому хроматическому цвету можно подобрать другой хроматический цвет, который при смешении с первым даст ахроматический. Такие цвета называются дополнительными. Дополнительные цвета – это два цвета, которые, будучи волновыми колебаниями двух разных световых волн, вызывают ощущение серого или белого цветов. Используя дополнительные цвета можно смягчать цветовой тон колера. В цветовом круге дополнительные цвета находятся на диаметрально противоположных участках.
Сложные цвета – это те цвета, которые вызваны колебаниями волн разной длины и которых нет среди спектральных цветов.
Окраска прозрачных и непрозрачных тел.
Когда на тело падает свет, то часть света будет отражаться, часть – поглощаться, а какая-то часть будет проходить сквозь него.
Непрозрачное тело Прозрачное тело
Понятие показателя преломления.
где n – коэффициент преломления, с[7] – скорость света в вакууме, ссреды –… Если мы опустим стекло в масло, то его не будет видно, т.к. у них одинаковый показатель преломления. Чем больше…
Оптические явления красочной плёнки.
Другая, неотражённая плёнкой часть света, преломляясь, входит в плёнку и встречает на своём пути частицы пигмента. Какая-то часть отражается от… Если изменится спектральный состав падающего света, то изменится и отражённый.…
Цвет мутных сред.
Изменение цвета на больших расстояниях.
Удалённые предметы кажутся голубоватыми, так как отражённый свет уже ослабел и даже небольшая примесь голубоватых тонов из неба очень заметна. Чем толще атмосферный слой, тем больше он содержит рассеянных голубых лучей и тем больше будет их примесь к световому потоку. Чем чище атмосфера, тем меньше заметна голубизна. При очень чистом воздухе рассеиваться будут только фиолетовые лучи, так как они наиболее короткие.
Изменение цвета клеевых красок при высыхании.
Если принять nпигмента=1,50[9], то в первом случае (пигмент окружён воздухом) получится, что Δn=0,50; а во втором случае (пигмент находится в… Другими словами, количество света, отражённое от поверхности частицы, будет… В случае, когда зёрна пигмента погружены в толщу прозрачного связующего, белый свет отражается от поверхности в одном…
Пигменты.
Общая характеристика.
Пигмент – цветной тонко измельченный материал неорганического или органического происхождения, который не растворяется в воде и других дисперсных… Растворимые красители отличаются от пигментов тем, что они растворяются в… Пигменты можно разделить на несколько групп. По происхождению они делятся на:
Некоторые физические свойства пигментов.
Укрывистость зависит от степени измельчения пигмента. Чем выше дисперсность, тем выше укрывистость. Укрывистость определяют как количество пигмента,… Белила свинцовые – 137; (большой удельный вес)
Белила цинковые – 100;
Белые пигменты.
· Мел – CaCO3;
· Гипс – CaSO4·0,5H2O/ CaSO4·2H2O;
· Бланфикс – BaSO4, искусственный осаждённый сульфат бария. Не растворим в кислотах и щелочах. Используется в…
Жёлтые пигменты.
· Закись (FeO) – железо II-валентно;
· Окись (Fe2O3) – железо III-валентно;
· Закись-окись (Fe3O4) – железо IV-валентно;
Красные пигменты.
· Закись (FeO) – железо II-валентно;
· Окись (Fe2O3) – железо III-валентно;
· Закись-окись (Fe3O4) – железо IV-валентно;
Коричневые пигменты.
· Умбра натуральная – коричневый пигмент средней темноты. Краска получила название от Умбрии, одной из римский провинций, из которой её в древности… · Умбра жжёная– красно-коричневый пигмент. Получается путём прокаливания… · Марсы– искусственные охры, открытые впервые Георгием Фильдом (Германия). Краски могут состоять из чистой водной…
Зелёные пигменты.
1. Медные пигменты.По своему происхождению медные краски могут быть разделены на натуральные и искусственные. Первые уже были знакомы в древности… · Малахит– берггрюн, горная зелень. Получается из минерала малахита и имеет… · Ярь-медянка– ярь-ведянка. Известна со времён античности. Основная уксуснокислая соль меди…
Синие пигменты.
1. Ультрамариновые пигменты. Красящее начало ультрамарина обусловлено соединением серы и натрия, которые находится в ультрамарине в коллоидальном… · Ультрамарин натуральный – получается переработкой ляпис-лазури (камня… · Ультрамарин искусственный– высокая цена ляпис-лазури давно побуждала учёных к открытию новых способов производства…
История применения штукатурных растворов.
Традиция использовать в качестве наполнителя битый кирпич и осколки керамики идёт из Византии и прижилась она в основном в Эти штукатурки имеют… Во Владимире, Галиче строили из белого камня (CaCO3). У них не было остатков… В XVI-XVII веках сложилась практика, когда в раствор почти не добавляли инертных заполнителей, но добавляли рубленую…
Приложения.
Формирование органов охраны памятников за рубежом[11].
На протяжении XV-XVI веков получает большое распространение литература, посвящённая «Вечному городу» («Roma instaurata» 1446г., Флавио Бьондо,… Начиная с XVI века в Европе получают все большее распространение собранные… В 1560г. королева Елизавета, в продолжение политики католички Марии Стюарт, запретила «уродовать памятники старины». А…
Краски Дионисия (Лелекова О.В.).
Художник Н.М. Чернышев, неутомимый популяризатор творчества Дионисия, впервые посетил Ферапонтово в двадцатых годах XX столетия и был очарован… С лёгкий руки Чернышева каждый художник, приезжавший в Ферапонтово, без устали… Красивую легенду о ферапонтовской росписи Кочеткову развеять не удалось. Она быстро обрастала новыми…