Источник права – это форма выражения (форма закрепления) права.
Всего три вида источников: нормативные акты, судебные прецеденты и обычаи.
Единственным источником гражданского права на сегодняшний день традиционно являются нормативные акты.
В статье 1 ГПК «Законодательство о гражданском судопроизводстве». Из этой статьи делаем вывод (а ещё из 71 статьи Конституции), что законодательство относится к ведению РФ.
Первый вывод – нормативные правовые акты только федеральным уровнем, относится к ведению РФ.
Второй вывод – к нормативным правовым актам относятся законы. Причём только законы, подзаконные акты не могут быть источником.
Законы, которые являются источниками гражданского процессуального права:
1) Конституция. Глава 7, в частности – принципы судопроизводства, в том числе и принцип гражданского судопроизводства (гласности и т.д.).
2) Федеральные конституционные законы. В частности, «О судебной системе», «О военных судах». Значение: речь идёт о подведомственности и подсудности в военных судах гражданских дел в законе «О военных судах», к примеру, а это имеет непосредственное значение к гражданского процессу.
3) Федеральные законы. К примеру, ФЗ «О мировых судьях». Здесь закреплена компетенция мировых судов по гражданским делам. Гражданский процессуальный кодекс.
Гражданское процессуальное законодательство относится к одному из наиболее стабильных. Материальное законодательство меняется очень динамично. А вот процесс более стабилен, потому что это определённая форма, которую нельзя бесконечно менять, которая более стабильна.
На протяжении полутора веков мы имели всего 4 процессуальных кодекса. Для нас это считается стабильным.
1864 год – «Устав гражданского судопроизводства» от 1864 года. Первый кодифицированный акт (это была судебная реформа). Мы отсюда берём отсчёт. Этот устав очень прогрессивным был, в то время был очень современным, разработанным на основе лучших достижений европейских кодексов. Сегодня в ГПК многие положения данного Устава включены.
ГПК РСФСР 1923 года. Это уже советский кодекс. Это был ущербный кодекс, он значительно порезал Устав гражданского судопроизводства, убрал многие гарантии. Он упростил и убрал многое.
ГПК РСФСР 1964 года. Это тоже советский кодекс, но над этим кодексом уже серьёзно поработали, и в этом кодексе были включены достижения советского права. Было много новелл – были и принципы, и гарантии… В общем, это был хороший кодекс и он просуществовал до 2002 года.
ГПК РФ 2002 года. Наш нынешний кодекс. В него уже тоже достаточно внесено изменений.
Как его оценить? В нём сохранены все достижения советского права. Над ним шла работа в течение 10 лет – с 1992 года. Было несколько вариантов, которые обсуждались. Есть том «Путь к закону», где вся история разработки кодекса расписана (с протоколами и т.д.). В новом кодексе сохранились все важные достижения и в то же время включены новые положения, которые отвечают международным стандартам правосудия. У нас сегодня очень хорошее процессуальное законодательство, соответствующее международным стандартам. Но другое дело, что не всегда оно применяется правильно, и вот в этом и проблема. А кодекс хороший.
Кроме того, из законов, которые являются источниками, которые нас интересуют:
Налоговый кодекс. В частности, госпошлина (размеры, кто освобождается от её уплаты…).
Гражданский кодекс. К примеру, порядок применения исковой давности – она применяется судом только по заявлению судом. Кроме того, о признании недееспособным. Нельзя ссылаться на свидетельские показания при несоблюдении простой письменной формы.
Семейный кодекс. Специалисты говорят, что на 90% семейный кодекс состоит из процессуальных норм. Например, расторжение брака при отсутствии разногласий и несовершеннолетних детей – в органах загса…
Трудовой кодекс. Есть целый раздел – порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
И так далее, и ещё можно.
Кодекс об административных правонарушениях. Его называют процессуальным кодексом, очень много норм процесса.
На этом не всё, но мы всё же остановимся.
Это мы сказали о категории законов как источников.
Помимо законов источниками служат международные договоры
В статье 15 Конституции – международные договоры являются составной частью и в случае противоречия применяются положения международного договора.
Здесь стоит отметить:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров» от 10 октября 2003 года. В этом постановлении даются разъяснения, что следует понимать под международными договорами и о том, в каких случаях и как они могут применяться в гражданском праве.
В процессуальном праве могут применять следующие международные договоры:
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года. РФ ратифицировала в 1998 году, и с этого времени мы находимся под юрисдикцией Европейского суда по правам человека, Европейская конвенция реализуется в решениях Европейского Суда. И Конвенция, и решения для нас обязательны.
Гаагская Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 года, к ней присоединился ещё СССР в 1967 году. Здесь важны судебные поручения судом одного государства другому государству.
Конвенция СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» 1993 года, подписана в Минске.
Мы назвали нормативные источники.
Если говорить о правовом обычае, то он не является и не может быть источником гражданского процессуального права.
А вот что касается судебного прецедента… Можно ли рассматривать судебную практику в качестве источника?.. Нет однозначного ответа. Вопрос первый – что мы понимаем под судебной практикой.
Вообще судебный прецедент – решение одного суда по одному конкретному делу становится обязательным для остальных судей. Суд может ссылаться не на законы, а на решения судов.
С этой точки зрения у нас нет прецедентов. Мы всё же статутное право имеет, континентальное, а не англо-саксонское.
Но всё же, роль судебной практики весьма важна.
Решения Европейского суда по правам человека. Правовые позиции европейского суда являются обязательными при рассмотрении гражданских дел. Если европейский суд формирует какую-то правовую позицию по вопросам процессуального права, то это становится обязательным для стран-участниц.
К примеру, в последнее время огромное количество жалоб на РФ, связанных с волокитой в судебном разбирательстве и с неисполнением решений.
Европейский суд неоднократно говорил, что в РФ отсутствует механизм ускорения процесса, у нас много возможностей для затягивания, а вот для ускорения – нет.
Вот и приняли закон «О компенсации за нарушение… в разумный срок…». Тот закон, который мы записывали.
Итак, решения Европейского суда мы рассматриваем как источник права, так как и наши суды ссылаются прямо на практику Европейского суда, на правовую позицию Европейского суда.
Постановления Конституционного суда. Они являются, так как обязательны для всех судов, обязательным для соблюдения. В результате рассмотрения дела Конституционным Судом может быть признано неконституционным. Ряд норм ГПК признано неконституционным.
Одно из последних решений – неконституционность признания недееспособными граждан без их участия, а только на основе судебно-психиатрического заключения. В ГПК было написано, что могут их вызывать, но это почти не соблюдалось.
Постановления Пленума. По своей природе это акты толкования норм права. Пленум официально толкует норму права, разъясняет судам. И эти разъяснения нужны, так как часто нормы в законе в общем виде формируются.
Но его роль важна, так как сам Пленум заявил, что суды обязаны учитывать постановления Пленума. Так что сейчас в обосновании суды ссылаются на пленум.
Иногда пленум выходит за рамки:
Совместное постановление Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда от 4 февраля 2010 года. Этим постановлением утверждён регламент дисциплинарного судебного присутствия. Этот регламент содержит новые процессуальные нормы, которых нет в ГПК, правда со ссылкой на ГПК, но всё же… Целый ряд новых норм.
Поэтому, говоря о том, что в целом постановления не являются источниками, всё же их роль усиливается.
Таким образом, на первом месте, безусловно, законы. Потом международные договоры и мы не можем сбрасывать со счетов судебную практику (не прецедент, а именно практику), которая всё более большую роль играет.