Решение проблем правового регулирования административных процедур, в том числе сокращение их количества и упрощение, в современных условиях является первостепенной задачей государственных органов. Это обеспечит повышение экономической деятельности и государственного управления социальными процессами, более эффективную защиту прав и свобод физических и юридических лиц.
Правовое регулирование административных процедур имеет свое целевое назначение, связанное, в первую очередь, с установлением правового статуса субъектов, участвующих в административных процедурах, а также с необходимостью определения стадий осуществления административных процедур и их основных принципов.
Исходя из поставленных целей, задачами нормативных правовых актов об административных процедурах являются:
· обеспечение условий и порядка рассмотрения и разрешения административных дел;
· установление гарантий защиты прав физических и юридических лиц;
· предупреждение должностных правонарушений;
· сокращение количества предоставляемых документов;
· максимально возможная реализация принципа «одно окно» при совершении административных процедур;
· содействие рациональной организации работы аппарата органов государственной власти и управления.
Объектом административных процедур являются регистрация и учет юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, их имущества, товаров (продукции), работ и услуг, объектов интеллектуальной собственности, а также деятельности, осуществляемой на основании специальных разрешений, иных документов (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 2007 г. №1102 «О некоторых мерах по совершенствованию административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
С точки зрения права, административная процедура –это установленные в нормативных правовых актах действия государственных органов и государственных организаций по рассмотрению и разрешению в соответствии с их компетенцией обращений (заявлений) физических и юридических лиц, влекущих для них определение, изменение и прекращение прав и обязанностей, а также обжалование и пересмотр решений по административным делам.
В науке административного права юридический процесс охватывает различные процедуры. В широком смысле под процедурами понимают официальные способы упорядочения деятельности. Понимание процедур в буквальном смысле привело ученых к исследованию управленческих процедур, охватывающих различные виды управленческой деятельности (нормотворчества, контроля, организации работы органов и т.п.).
К элементам административной процедуры относятся:
· наименование административной процедуры;
· государственный орган (организация), в который обращается физическое или юридическое лицо;
· документы, представляемые при обращении;
· размер платы, взимаемой за совершение процедуры;
· срок совершения;
· нормативные правовые акты, регулирующие порядок совершения процедуры.
Будучи правовой формой управленческой деятельности органов государственного управления, административное производство базируется на принципах, определяющих специфические особенности и назначение этого вида деятельности.
Принцип приоритетности прав и свобод человека предполагает обязанность администрации в каждом конкретном случае исходить именно из наиболее приемлемого для человека решения. Этот принцип составляет фундаментальную основу деятельности всего государственного аппарата. Применительно к административной процедуре можно выделить следующие его элементы:
· презумпция добропорядочности и законопослушности заявителя – он действительно имеет то право либо имеются те обстоятельства, на которые заявитель ссылается при обосновании своего требования;
· оказание администрацией правовой и иной необходимой помощи заявителю, включая обязанность информировать о существующем правовом регулировании и практике, об его правах и обязанностях, способе, порядке и форме обжалования;
· разрешение заявления в сроки, установленные административной процедурой, а при возможности – в максимально короткие сроки;
· невмешательство администрации в дела заявителя без обоснования необходимости;
· необременение заинтересованных лиц обязанностями лишь с целью соблюдения требований формы. Несоблюдение не должно обращаться во вред заявителю, если преследуемая формой цель может быть достигнута и без ее соблюдения.
Сутьпринципа законности и обоснованности заключается в формировании административных процедур, согласно которым администрация вправе и должна осуществлять только действия, принадлежащие ей в силу закона, и только по предметам ведения. Иными словами, произвольная деятельность администрации запрещена. Отступление от принципа законности при рассмотрении заявлений расценивается как злоупотребление должностными полномочиями или их превышение.
Принцип равенства всех заявителей перед законом и администрацией призван создать равные условия для реализации прав заявителей. Вместе с тем закрепление данного принципа не исключает формирования специальных процедурных правил. Юридическим основанием этого являются экстраординарность обстоятельств (угроза жизни или собственности), наличие специальных правовых статусов заявителей (инвалиды, военнослужащие и др.) или административно-правовых режимов (секретности, государственной границы и т.д.).
Принцип доступности административных процедур предполагает: во-первых, отсутствие запрета на непосредственное (а не обязательное с участием, например, обращение в администрацию в связи с конкретным делом любого заявителя; во-вторых, установление необходимых сроков совершения административных процедур с учетом необходимости проведения экспертизы либо других действий; в-третьих, формирование института безвозмездности административной процедуры.
Принцип открытости административных процедур. Элементами данного принципа являются: свобода получения информации о той или иной административной процедуре; свобода получения информации о правовом статусе (включая вопросы компетенции) той или иной администрации; свобода получения информации об имеющейся практике по аналогичным делам и т.п.
Принцип соразмерности предполагает необходимость сопоставления предпринимаемых администрацией мер (по степени, объему и др.) и реально существующих обстоятельств; разделение полномочий между республиканскими органами государственного управления и местными исполнительными и распорядительными органами.
Принцип экономии административных процедур заключается в формировании и соблюдении правила: административная процедура осуществляется наименее затратным путем – по времени, используемым ресурсам, соразмерностью платы с понесенными расходами. Следствием реализации этого принципа на практике являются, например, институт объединения процедур по субъектному или объектному критерию, институт комплексного рассмотрения заявлений и т.п.
Заявительный принцип «одного окна»предполагает обращение заинтересованного лица с заявлением в один уполномоченный орган с приложением документов и сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, которые могут быть представлены только заинтересованным лицом.
Принцип сотрудничествазаключается во взаимодействии уполномоченных органов с другими государственными органами, иными организациями при осуществлении процедур посредством направления запросов и получения документов и сведений, необходимых для осуществления административных процедур, а также в других формах.
Таковы основные принципы административных процедур.
В законодательстве иностранных государств давно существует институт административных процедур. Многие государства имеют традиции регламентирования административных процедур в виде законов. Так, в Австрии соответствующие законы были приняты в 1928 г., в Польше – в 1930 и 1960 гг., в Чехословакии – в 1955 г., в Германии – в 1953 и 1976 гг.