Для измерения монопольной власти используется несколько показателей. Наиболее известными являются «индекс Лернера» и «индекс Херфиндаля — Хиршмана».
Индекс Лернера — индикатор монопольной власти, определяемый по формуле
,
где IL — индекс монопольной власти по Лернеру;
Рm— монопольная цена;
МС — предельные издержки;
Еd — ценовая эластичность спроса.
При совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам и индекс Лернера равняется нулю. Когда цена превосходит предельные издержки, индекс приобретает положительное значение, расположенное между нулем и единицей. Считается, что чем ближе индекс к единице, тем большей монопольной властью обладает фирма.
Подсчитать индекс Лернера по приведенной формуле непросто в связи с трудностью расчета предельных издержек. Поэтому часто вместо предельных издержек используют средние издержки АС:
.
Если числитель и знаменатель умножить на Q, то в числителе будет прибыль, в знаменателе — совокупный доход:
.
Таким образом, согласно Лернеру, высокая прибыль — признак монопольной власти фирмы. Обратите внимание: индекс характеризует факт, а не возможность монопольного поведения фирмы.
Индекс Херфиндаля — Хиршмана — показатель концентрации отраслевого рынка, или, говоря иначе, распределения «рыночной власти» между всеми участниками рынка.
Для расчета индекса индивидуальные доли рынка каждой фирмы в виде дробей должны быть возведены в квадрат. Индекс Херфиндаля — Хиршмана IHH получается сложением всех этих квадратов, т. Е.
,
где S1 — удельный вес самой крупной фирмы,
S2 — удельный вес следующей по величине фирмы,
...........................................................................................
Sn — удельный вес наименьшей фирмы.
Значение IHH будет равно 10000, если в отрасли действует только одна фирма, поскольку S1 = 100%.
Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si = 1%, а IHH =100.
Если доля S1 = 90,1%, а доля каждой из последующих 99 фирм составляет 0,1%, то .
В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой IHH превышает 1800.
Поскольку IHH учитывает и число фирм в отрасли, и различия их размеров, то его широко используют в антимонопольной практике при оценке слияний. Если IHH < 1000, то рынок оценивается как неконцентрированный и слияния допускаются. Если 1000 < IHH < 1800 — рынок признается умеренно концентрированным. При IHH = 1400 департамент юстиции США может проверить целесообразность слияния. Наконец, как уже отмечалось, если IHH > 1800, отрасль считается высокомонополизированной и вопрос передается на рассмотрение комиссии по монополиям и слияниям, являющейся независимым административным судом.
Резюме. На решение фирмы об объеме выпуска и о цене существенное влияние оказывает конкурентная структура рынка. Под последней подразумеваются формы организации рынка, т. е. характер соперничества фирм и наличие у них монопольной власти, которую они могут использовать при принятии рыночных решений.
В условиях несовершенной конкуренции фирма обладает в некоторой степени контролем над ценой, что находит отражение в отрицательном наклоне кривой спроса на продукцию фирмы.
Основными источниками несовершенной конкуренции являются: экономия от масштаба, барьеры входа на отраслевой рынок в форме правовых ограничений (патенты, лицензии, государственное регулирование) или высоких издержек, реклама, дифференциация продукта.
Для простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход MR меньше цены Р: когда фирма вынуждена снижать цену, чтобы продать дополнительную единицу выпуска, это приводит к потере выручки с предыдущих единиц. Монополист максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при котором МR=МС. Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, дающего максимум прибыли. Монопольная цена всегда выше предельных издержек (Р > МС=МR). С целью максимизации прибыли монополия может осуществлять ценовую дискриминацию — устанавливать разные цены на один и тот же товар для разных покупателей.
По сравнению с конкуренцией монополия, максимизирующая прибыль, стремится произвести меньший объем продукции и установить более высокую цену на свой товар. В результате общество несет потери, возникающие из-за того, что производится меньше, чем позволяют ресурсы, а высокие цены монополиста позволяют ему перераспределять в свою пользу часть доходов потребителей.
На большинстве реальных рынков продукция конкурирующих фирм не стандартизирована. Такая рыночная среда получила название монополистической конкуренции: монополистической — потому что каждый продавец обладает монополией над своим вариантом товара, и конкуренции — так как существуют многочисленные конкуренты, которые продают подобные товары.
Ряд современных рынков имеет олигополистическую структуру, т.е. такой тип конкуренции, которая ведется между сравнительно малым числом фирм. Ключевым признаком олигополии является взаимозависимость фирм, простирающаяся на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инновационную деятельность, рекламу, услуги покупателям и т. д.
Необходимость учета реакции конкурентов на любые действия фирмы вынуждает всех участников олигополистического рынка заниматься стратегическим планированием. Олигополистические фирмы приходят либо к интенсивной конкуренции (некооперативное стратегическое поведение), либо к сознательному параллелизму (кооперативное стратегическое поведение).
Дилемма «монополия или конкуренция», сформулированная на основе эффективности совершенной конкуренции и недостатков монопольных рынков, слишком упрощает реальную жизнь. Тот факт, что монопольная цена превышает предельные издержки, а объем выпуска монополиста меньше конкурентных фирм, делает монопольные рынки менее эффективными, чем конкурентные. Вместе с тем гипотеза Шумпетера заставляет учитывать и другие факты. Конкурентные фирмы по сравнению с крупными корпорациями вкладывают значительно меньше средств в НИОКР, поскольку их экономические возможности невелики. Это значит, что, именно крупный бизнес является носителем технического прогресса и главным источником повышения уровня жизни общества.