Конспект лекций по предмету "Социология"


Агенты и институты социализации.

Семья и другие первичные группы, значение которых в процессе социализации показал еще Ч. Кули, играют выдающуюся роль в период ранней социализации ребенка. По мере его взросления, превращения в подростка, юношу, закономерно расширяется его круг общения с другими людьми за пределами первичной группы. В процессе социализации подростка и юноши все большую роль начинают играть различные организации и учреждения, особенно системы образования. На формирование мировоззрения и сознания человека, развитие его социальных качеств в современном обществе оказывают средства массовой информации - кино, радио, газеты, телевидение, Интернет. Они дают молодому человеку крайне важную для него информацию о событиях окружающего большого мира - города, страны, мира в целом, предоставляет различную информацию по самым различным областям жизни общества - экономике, политике, культуре, искусству и т.п. Доставляемая средствами массовой коммуникации информация и ее усвоение молодым человеком приобщают его к потребностям и интересам его страны, способствуют лучшему пониманию общенациональных проблем. Он становится соучастником происходящих в стране и мире событий, заодно примеряя к себе разные социальные роли, планируя свой дальнейший жизненный путь, выбор профессии, перспективу участия в общественно-политической жизни, задумываясь о своем месте в происходящих в стране событиях.
Роль школьного, а затем и вузовского образования особенно велика в современном постиндустриальном обществе, которое открывает перед молодым человеком множество увлекательных жизненных перспектив, требуя, вместе с тем, от него высокопрофессиональных специализированных знаний, навыков и умений. Подобной подготовки к участию в предлагаемых современным обществом социальных ролях и позициях семья, конечно, дать не может.
К социальным институтам социализации принято относить различные социальные группы и организации, осуществляющие этот процесс. Среди них на первом месте стоит семья, затем дошкольные учреждения, школа, другие учебные организации, включая вузы. Сюда же следует отнести и средства массовой коммуникации, различные формальные и неформальные организации, в которых участвует подросток и юноша.Если семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения, то школа выполняет другие функции. Ее главной задачей является развитие способностей, задатков, талантов юношества, воспитание личности и гражданина в соответствии с господствующей в стране моралью, культурными стандартами и ценностями. Как никогда велика роль школы в наши дни, когда ускоряющийся процесс научно-технической революции предъявляет повышенные требования к интеллектуальной, духовной и профессиональной подготовке работников. Учась в школе, подросток не только овладевает общенаучными и гуманитарными знаниями, -одновременно сам процесс обучения в школе с присущим ему режимом, дисциплиной, требованиями к поведению учащихся, кропотливая самостоятельная работа является весьма эффективной системой приобщения его к ролевым требованиям, ролевым ожиданиям, дополняемыми системой санкций. Школа представляет особую формальную целевую организацию с присущей ей, как любой социальной системе подобного типа, четко заявленной нормативной и социальной структурой, где главными являются позиции учителя и ученика. Правда, в отличие от других типов формальных организаций, вроде производства, своеобразие школы как учреждения образовательного, просветительского и, по сути своей, глубоко гуманистического органа, заключается в том, что ролевые отношения ученик-учитель отличаются большим своеобразием. Роль учителя не сводится к передаче знаний, он еще и педагог, воспитатель, стремящийся привить учащемуся положительные нравственные качества. Поэтому сам учитель должен быть носителем лучших нравственных качеств, личностью с большой буквы.
Революция, происходящая сегодня в образовании во всех промышленно развитых странах мира, особенно сильно проявляется в перестройке высшей школы, призванной готовить высококвалифицированные кадры, обладающие не только суммой уникальных профессиональных знаний, требующихся для последующего выполнения профессиональной роли, но и иметь широкую гуманитарную мировоззренческую подготовку, поскольку само современное производство испытывает потребность во всесторонне подготовленной личности. Почти половина работников в передовых индустриальных странах - это специалисты с высшим образованием. Постоянные изменения в техническом базисе общества, беспрецедентная роль научных знаний во всех сферах, умение жить и работать в условиях информационного общества, важная роль человеческого фактора на производстве - все это предъявляет к молодым специалистам невиданные прежде требования.Да и сам процесс обучения в современной высшей школе представляется делом весьма трудоемким и ответственным. Учитывая сложность и уникальность современного производства, вузы стремятся максимально приблизить учебный процесс к его требованиям, и во многих вузах обучение на последних курсах, по сути дела, представляет собой совмещение учебы с работой в какой-нибудь фирме, организации или производстве. Если иметь в виду социально-ролевые требования, предъявляемые к студенту современного вуза, то они будут включать в себя не только традиционный набор - овладение профессиональными знаниями, мировоззренческая подготовка, но и ряд принципиально новых требований, суть которых сводится к воспитанию творческой самостоятельно мыслящей личности, способной решать крайне сложные проблемы современного производства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.